Закрепляем правила культурного поведения

Автор: Михайлова Людмила Алексеевна

Должность: Воспитатель высшей категории

Учреждение: МБ ДОУ «Детский сад №106»

Населенный пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тема: Закрепляем правила культурного поведения

Опубликовано: 06.07.2016 16:47

Получить свидетельство      Скачать материал


Закрепляем правила культурного поведения.
Я работаю воспитателем уже 32 года. И провожу большую работу по воспитанию навыков культурного поведения у дошкольников. В своей практике я использую лучший опыт, накопленный другими педагогами.
Младшая группа
Правило 1. “Не бери без спроса игрушку у товарища”.
Ситуация “Как Петрушка и Матрешка играли”.
Разыгрываю ситуацию: Матрешка играет с петушком, поет песни, подбегает Петрушка и вырывает у нее петушка. Матрешка плачет, а Петрушка весело играет с петушком.
Спрашиваю: “Почему Матрешка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите, дети, ему исправить свою ошибку. Запомните важное правило: “Не бери без спроса игрушку у товарища”.
Ситуация “Волшебные слова”.
Спрашиваю детей: ”Хотите играть с игрушками? Подумайте, с какой игрушкой вам хотелось бы поиграть, но в руки ее не берите. Пусть это будет ваш секрет. А я этот секрет попробую отгадать. Сейчас раздам игрушки, а вы сидите тихо, молчите, не выдавайте свой секрет. Оля, какую я дала тебе игрушку? Не отгадала я твой секрет? А какую игрушки ты хотела взять? Что нужно сделать, чтобы эта игрушка была у тебя? Иди, Оля, попроси ее у Васи. Молодец, Оля. Ты попросила вежливо, ласково смотрела на Васю, когда просила, поблагодарила. Вася тоже поступил хорошо: он поделился игрушкой с девочкой.
Чей же еще секрет я не угадала? Ну, ничего, вы попросите нужную вам игрушку у товарища так, как это сделала Оля”.
В заключение обращаюсь к детям: ”Вы сейчас друг другу говорили волшебные слова. Поступайте так всегда и помните правило: ” Не бери без спроса игрушку у товарища:”.
Ситуация ”Как Вова и Коля играли с кубиками”.
Разыгрываю ситуацию: ”Пришли утром в детский сад Коля и Вова. И сразу побежали играть с кубиками. Они очень любили строить дома, мосты. Каждый из них взял несколько кубиков. Но у Вовы не хватило одного кубика. Начавшаяся веселая стройка прекратилась, потому что Вова схватил кубик у Коли и закончил свою постройку. Коля заплакал. Почему? Кто научит Вову правильно просить игрушки? Что ему скажет Коля?”
Дети несколько раз повторяют ответы, упражняясь в обращении.
“Какое правило забыл Вова? Что нужно сделать Вове, чтобы Коля никогда не обижался на него? Старайтесь, дети, в своих играх поступать так, как требует правило: “Не бери без спроса чужую игрушку”.
Правило 2 .“Сам игрушкой поиграй и товарищу дай”.
Ситуация “ Поделись кубиками”.
Предлагаю посмотреть, какие постройки умеют делать Вова с Колей. Обращаю внимание на то, что у Коли много кубиков, а у Вовы мало. Спрашиваю: ”Что нужно сделать Вове, чтобы закончить постройку? Что ему ответит Коля? Правильно ответил Коля: “Возьми вот эти кубики, Вова, у меня их много” Он выполнил правило: “Сам игрушкой поиграй и товарищу дай”.
Ситуация “Новая кукла”.
Показываю новую куклу. Дети рассматривают ее и определяют ей место в группе. Напоминаю правило: ”Игрушки, книги береги, не ломай, не рви, не мни, на место клади”.
После сна малыши преступают к играм. Наблюдаю, как они играют с новой куклой. Затем осторожно включаюсь в игру и рассказываю о сложившейся ситуации: ”Маша взяла новую куклу, играла с ней бережно, она ей нравилась. Маша играла долго. Я видела, что и Юле очень захотелось поиграть с новой куклой. Она терпеливо ждала, пока играла Маша. А потом попросила у нее игрушку. Маша не дала. Юля заплакала. Почему Юле стало обидно? А еще кому хочется играть с новой куклой? Как же быть, ведь кукла одна? Значит надо помнить и выполнять правило: ” Сам игрушкой поиграй и товарищу дай”.
Дети повторяют правило.
Средняя группа
Правило 3. “ Играть нужно дружно ”.
Наблюдение за играми детей, их анализ. Организуя игры, учу детей делиться игрушками, вежливо просить их друг у друга, благодарить, даю оценку действиям детей: “Сегодня вы играли дружно, вежливо просили игрушки друг у друга. Хорошо сказала Ира: “Дай мне, пожалуйста, куклу, Наташа”. И “спасибо” не забыла сказать”.
“А как дружно играли в шоферов Саша и Ваня. Вместе построили мост, а потом договорились, кто поедет первым. Поступали, как настоящие шоферы. В игре есть такое правило: “ Играть нужно дружно”.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского “Вместе тесно, а врозь скучно”. Читаю рассказ, затем спрашиваю: “Отчего детям стало скучно?” Обобщаю ответы ребят: “ Брат и сестра помирились, наверное, догадались, что играть надо дружно”. В нашей “Книге добрых правил” есть правило о дружной игре. Послушайте его”. Дети повторяют правило.
Провела беседу по картине Е. Батуриной “ Играли в поезд”. Обращаюсь к детям: “Помните, я обещала рассказать вам, в какую игру играли брат и сестра после того, как помирились. Смотрите (показываю картину). В какую игру они играли? Кем в этой игре был мальчик? Нравится ли ему быть регулировщиком? Посмотрите на его лицо. Мальчик как будто говорит: “Поехали”. А кем в этой игре была девочка? Как вы думаете, весело играть детям? Правильно, весело и интересно. Мальчик и девочка помнят очень важное правило” (дети называют его).
Картина остается в группе.
Наблюдаю за играми детей, анализирую их.
Повторяю с детьми, что дружно играть – это значит делиться игрушками, вежливо их просить, договариваться о совместной игре.
Провожу игру-инсценировку “Машины подарки”.
Вношу куклу Машу. У нее в руках красивый “чудесный” мешочек с игрушками. “ Кукла Маша решила подарить игрушки ребятам. Кто правильно на ощупь угадает игрушку в “чудесном” мешке, тому она подарит новую игрушку. Больше всего ей нравится дарить игрушки вежливым ребятам”.
Если ребенок отгадывает игрушку, кукла Маша отмечает: “Юра (Миша, Ваня) очень вежливый. Он не забыл сказать “спасибо”. Спрашивает: “С кем из товарищей ты будешь играть этой куклой? Кто из ребят любит играть с машинами? Вот и хорошо! Поиграй вместе с Игорем и Алешей”.
Дети благодарят Машу за новые игрушки. Кукла прощается с детьми и уходит.
Старшая группа
Правило 4. “Поделись игрушками с товарищем”.
1. Читаю стихотворение В.Лифшица “ Мяч и Петя”.
Читаю стихотворение и спрашиваю: “Почему мяч ускакал от Пети? Как вы оцениваете поведение ребят, которых обидел Петя? Почему Пете стало стыдно? А как вы поступаете, если игрушку или книжку у вас попросит товарищ? В нашей “Книге добрых правил” есть очень важное правило (читаю его). Вам не трудно его запомнить, потому что вы часто так и поступаете”.
2. Читаю рассказ М. Пришвина “Мой меч”.
Читаю рассказ, задаю вопросы: “ Какой меч дед прислал Алику? Почему Алик не играл с мечом? Что случилось с мечом? Что сказал дед, когда посмотрел на меч? Кто из ваших товарищей забывает о правиле.
Правило 5. “ Разговаривай вежливо, приветливо с товарищами”.
1. Называю правило, напоминаю о том, что дети знали это правило раньше, и советую не забывать о нем. Предлагаю запомнить пословицу: “Ласковое слово не трудно молвить”.
2. Читаю рассказ В. Осеевой “Девочка с куклой”.
Читаю рассказ и задаю вопросы: “Почему лейтенант одобрительно похлопал по плечу мальчика? Что он сказал при этом?”
Зачитываю еще раз отрывок из рассказа и спрашиваю: “Кому еще Юра уступил место в автобусе? Как он вел себя при этом?”
После беседы обобщаю ответы детей: “Вы все должны быть вежливыми, а мальчики должны быть внимательны к девочкам, ведь вы будущие мужчины. Как вы можете выразить свое внимание к девочке? Уступить место, пропустить вперед, заступиться за нее – это долг мужчины”.
Правило 6. “Всем советуем дружить, ссориться не смейте! Без друзей нам не прожить ни за что на свете!”
Читаю рассказ Л. Толстого “ Отец и сыновья”.
После чтения рассказа спрашиваю: “Веника не сломать, а по прутику весь переломаешь”? Чему учит нас народная пословица?”
Объясняю. “Не только братья и сестры, а все люди должны жить в согласии и дружбе. Сила людей – в дружном коллективе”.
Называю пословицы: “Тяжко жить одному на свете”, “Друга ищи, а найдешь – береги”, “Человек без дружбы ,что дерево без корней”. Связываю их содержание с изучаемым правилом. Еще раз напоминаю детям, как надо вести себя по отношению друг к другу.
Предлагаю послушать небольшой рассказ М.Фоминой “Подруги” и дать ему название:
“Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Машу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Зою домой, позвали и Азу. Осталась Лиза одна. Заболели у Лизы зубы. Завязала она зубы и сидит. Узнала об этом Зоя, принесла Лизе мозаику. Узнала и Аза. Принесла Лизе незабудку. Поставила Лиза незабудку в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть мозаикой. Красивый сделали узор из нее. Потом загадывали загадки (привожу несколько загадок). Долго забавлялись подруги, забыла Лиза о больных зубах”.
Спрашиваю: “ Как можно назвать этот рассказ? Если дружат между собой девочки и мальчики или взрослые люди, как их можно назвать?” Напоминаю: ”О хороших друзьях есть правило. Я не раз вам его говорила, если видела, что вы ссоритесь. Давайте все вместе вспомним правило и произнесем его хором”.

Михайлова Людмила Алексеевна,
воспитатель высшей категории.
Новокузнецк, Кемеровская обл.
МБ ДОУ “Детский сад №106”.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector