«ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ!»

Автор: Супруненко Кристина Алексеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Структурное подразделение «МОУ СОШ №82» Детский сад «Совёнок»

Населенный пункт: г.Саратов, Саратовская область

Тема: «ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ!»

Опубликовано: 17.07.2016 11:05

Получить свидетельство      Скачать материал


«ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗА
В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ!»

«Инновационные практики», «экспериментальная деятельность», «режим поиска», «педагог-новатор», «передовой опыт», «школа мастерства» – все эти термины и понятия являются лишь попыткой отразить необходимость изменений в образовании, требующем кардинальных перемен. Изменения эти коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных детских учреждений, ориентирующихся на потребности общества. Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное время это происходит с разной скоростью, сегодняшним дошкольникам в любом случае предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде.

Мир детства становится предметом пристального внимания и изучения ученых и практиков. Детство выступает труднопостижимым самобытным пространством огромной части человечества, которое тесно сплетено с пространством взрослого мира, пространством маленького человека, который специфичным для его возраста способами познает мир, начиная моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, возникают собственные тайны, смыслы и интерпретации, обнаруженные им в процессе взаимодействия с другими людьми. Ребёнок становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. Естественно, меняется и роль взрослого в этом процессе: теперь он выступает не столько в роли чуть ли единственного источника знаний, сколько в роли «направляющего».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одно из требований, предъявляемых организации педагогического процесса в ДОУ. Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве — задача не из легких.
В ДОУ создаем такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие ребенка.
Два года использую технологию ТРИЗ в своей работе с детьми . Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.
Один из интересных методов ТРИЗ – это «мозговой штурм» (активизация творческого мышления). Он может возникнуть незапланированно, стихийно
при решении какой-либо познавательной задачи. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их. Метод был включен в занятие «Выбираем транспорт» — «Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле…».
Один из приемов этого метода, символические аналогии. Они могут быть словесные или графические. С детьми проводятся задания – игры, связанные с символами. Например, придумывание сказки и зарисовка ее в виде символов, а затем воспроизводство ее или изображение их в символах реальных образов. («Знаки и символы вокруг нас» — зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи ее.)
«Системный оператор» — один из методов, который применяют при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов. Например: сосновый бор – сосна – части строения сосны; ножницы: детские, садовые, медицинские, для стрижки волос, автоматические.
Системный оператор, включен во многие занятия, одно из которых: «Путешествие по тайге», «Кто как считает и измеряет время?».
Следующий метод ТРИЗ – типовые приемы фантазирования (ТПФ). В основе – активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.
Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов даю в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». — Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» — Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Метод моделирование маленькими человечками (ММЧ). С использованием ММЧ можно моделировать ископаемые: нефть, газ, уголь, металлы . состояний воды ( жидкое, твердое, газообразное).
Следует отметить, что технология ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя творческой педагогике. Главная проблема, стоящая перед воспитателями, — это предостеречь от желания взять готовые формулы и схематично переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. Как правило, дети самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша; история изобретения стола; история колеса и т.п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать – это значит решать противоречие. Невозможно описать все методы и приемы ТРИЗ, но с ними можно познакомиться в методической литературе.
Включение элементов ТРИЗ и на занятиях по ознакомлению с окружающим позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как преодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных задач. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше.
Можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев всеми мыслительными операциями по сохранению творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Новейшие технологии дают нам большие возможности для развития творческой личности.
Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми : Мозговой штурм, Метод фокальных  объектов, орфологический  анализ, метод эмпатии, метод проб и ошибок, Тризовские игры.
 В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Я начала такую работу с простых игр и упражнений, «На что похоже?», « Шкатулка сказок», «Части суток» , « Цыпленок», « Что сначала ?», « Лягушка»  с младшего возраста. Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений: «Вопрос-ответ», «Какая игрушка?», « Найди отличия ». Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.
В данном возрасте также использовала метод «эмпатии», который основан в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то: например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей,  о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама — боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д./, потом предлагаю  взять образ цветочка на клумбе, образ муравья ползущего по асфальту и т.д. Дети быстро поняли смысл игры и  представляли очень интересные варианты ответов.
  В средней группе я познакомила детей с методом фокальных объектов, суть которого в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект и продолжала использовать игры на развитие воображения. В старшем возрасте я использовала игры на развитие творческого воображения : «Цепочка слов» — зима: зима-какая? Снежная холодная. А что ещё бывает холодным? Мороженое, лёд, снег, ветер. А ветер, какой? Северный, сильный, А кто может быть ещё  сильным? И т.д. пока детям не надоест.
Далее  в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются  самые неожиданные необычные предложения. Последующим  этапом метода является выборка идей или конкретных решений.
Названная технология способствует обогащению воображения, умению обнаружить скрытые закономерности и связи, а так же мыслить нестандартными образами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector