«Семья и ДОУ – это два основных института социализации ребенка»

Автор: Струговщикова Светлана Анваровна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Швец Наталия Алексеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»

Населенный пункт: г. Балашов, Саратовская область

Тема: «Семья и ДОУ – это два основных института социализации ребенка»

Опубликовано: 18.07.2016 18:20

Получить свидетельство      Скачать материал


«Семья и ДОУ – это два основных института социализации ребенка»

Выполнили: воспитатель
высшей квалификационной категории
Струговщикова Светлана Анваровна

воспитатель
I квалификационной категории
Швец Наталия Алексеевна

Балашов 2016г.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский).
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и ДОУ, как известно, два основных института социализации ребенка. Именно поэтому нам, воспитателям, нужно помочь родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в педагогических знаниях, научить сотрудничать с ребенком, любить и понимать его.
Для этого мы в группе проводим совместные праздники, деловые игры, тренинги, семейные гостиные, фото — и художественные выставки, экскурсии, походы. Они позволяют родителям полностью посвятить себя детям и понаблюдать за ними, а нам. воспитателям — научиться проводить время с семьей, получить полезные знания от специалистов и других родителей о воспитании детей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведем по четырем направлениям:
• информационно — аналитическое
• познавательное
• наглядно — информационное
• досуговое
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между воспитателями и родителями, первое родительское собрание «Папа, мама, я — дружная семья» мы провели в нетрадиционной форме (клуб находчивых родителей). Очень тщательно к нему готовились, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбирали музыку, готовили пригласительные билеты, создавали в группе атмосферу добра, уюта и тепла.
Началось собрание с приветствия, благодарности отдать ребёнка в наш детский сад. Затем приступили к конкурсам. Сначала все смущались, но игра сняла напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе. Это мероприятие объединило наших родителей общей целью — воспитание ребенка.
Одна из традиционных форм работы с семьей — наглядная информация, которая включает в себя:
• родительские уголки
• папки — передвижки «Учись, играя», «Обратите внимания» и др.
• фотомонтажи «Наша дружная семья группа «Ветерок»
• фотовыставка «Расти здоровым, малыш»
• семейный вернисаж «Герб моей семьи»
• стенд «Доктор Айболит»
Стенд «Доктор Айболит» с четкими, конкретными, практическими советами по темам «Организация двигательной активности в семье», «Формирование правильной осанки», «Закаливание детей в домашних условиях», «Профилактика ОРЗ» и др.
• Нетрадиционный стенд «Цветочный город — вопросов и ответов» пользуется особым вниманием у родителей. Для совместной работы с детьми: подобрать картинки о растительном и животном мире, принести необходимую книгу, выучить стихотворение, загадку и т.д.
Здесь же мы отмечаем успехи ребенка. Мы стараемся, чтобы родители знали, что успех ребенка зависит от их ответственности. Для нас очень важно не только информировать родителей, но и получать информацию от них. Нам интересно их мнение, по тому или иному вопросу, какими впечатлениями и пожеланиями они станут с нами делиться.
Каждый новый учебный год мы начинаем обсуждением с родителями тех дел и событий, которые мы можем запланировать и выполнить вместе, а также тех знаний и умений, которыми родители хотели бы поделиться со всеми детьми.
Таланты и умения родителей мы используем для оснащения группы — вместе с родителями составляем список пособий, спортивного оборудования, игр, которые можно сделать своими руками.
Так у нас в группе появились новый спортивный инвентарь (косички, мягкие цветные палочки на липучках, которые легко превращаются в кольцо, мешочки для метания, дорожки с механическими раздражителями); многофункциональные пособия «цветок» и «грибок» и другие пособия по математике и развитию речи.
С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: уголок опытно- экспериментальной деятельности, уголок для мальчиков «Светофор», уголок природы, магазин, парикмахерская, семья.
Уютная, отремонтированная группа и спальня с красивыми покрывалами — все это сделано руками наших пап и мам.
Родители становятся не просто гостями отдельных мероприятий, а нашими соавторами и непосредственными творцами интересной жизни детей в детском саду и за его пределами. Возникающий в совместной деятельности интерес и доверие друг к другу, позволяют родителям наших воспитанников узнавать о культурных традициях других семей, о подходах к воспитанию детей, о способах решений трудных ситуаций.
В каких только мероприятиях не участвуют наши родители! Главное найти правильный тон в общении, научиться личностно относиться к родителям каждого воспитанника и тогда вы обретете надежного соратника. В любом деле родители станут вашей реальной опорой.- Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
Особенно сближает совместная подготовка к проведению проектной деятельности. Например, работая над проектом «Пекарня» родители помогали нам в организации предметной среды:
• сшили форму для пекарей, тестомесов, разделочников, водителя
• сделали печь для выпечки хлеба
• купили красивые скатерти для работы с тестом, контейнеры, формочки
В домашней обстановке родители вместе с детьми учились изготавливать хлебобулочные изделия.
Среди родителей был проведен конкурс «Что можно приготовить из черствого хлеба?»
Последним этапом проекта была сама сюжетно-ролевая игра «Пекарня». А закончилось все чаепитием со свежей выпечкой родителей.
Большая работа с родителями была проведена нами при подготовке к проекту «Символы России». Мы разработали конспекты занятий «Герб, флаг, гимн», «Наша страна — Россия», «Богатыри земли русской», «Чем славится наша страна», «История герба России».
Родители вместе с детьми искали информацию о символах нашей страны, их истории, назначении через совместное чтение художественной литературы, просмотра телепередач, экскурсии в городской краеведческий музей, по городу.
Дома они разрабатывали и создавали семейные гербы. Обсуждали содержание символики семейного герба. Кто-то сделал герб в виде горы, символизирующий крепость и основательность семьи, кто-то в виде солнышка, напоминающего о тепле и свете домашнего очага. В группе каждый ребёнок рассказывал о своём гербе. Совместно организовали конкурс «Герб моей семьи», мини-музей символики.
Участие для родителей в проектной деятельности было трудным и в то же время увлекательным. В результате обогатился воспитательный, познавательный опыт родителей. Это помогло им сблизиться со своими детьми и с родительской общественностью в целом.
Абсолютно неважно, какую форму совместной деятельности детей и родителей вы выберите, в любом случае мероприятие будет иметь успех. Будь то праздник или выставка, детям очень важна поддержка родных, их реакция. А уж если мама или папа сами принимают участие, то детскому старанию не будет конца.
Мы понимаем, что взаимодействие родителей и воспитателей — это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. И мы не остановимся на достигнутом, будем продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Общее взаимопонимание поднимает авторитет, как родителей, так и детского сада, сплачивает детей,
родителей, педагогов.

Литература
• Родительские собрания в детском саду С.В. Чиркова. — М.: ВАКО, 2011.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector