Роль музыкальной деятельности в коррекции эмоционального состояния детей

Автор: Фирюлина Ольга Николаевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ «Мальвина»

Населенный пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область

Тема: Роль музыкальной деятельности в коррекции эмоционального состояния детей

Опубликовано: 20.07.2016 16:51

Получить свидетельство      Скачать материал


МАДОУ «МАЛЬВИНА»

РОЛЬ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ

Из опыта работы
ФИРЮЛИНОЙ О.Н.
Музыкального руководителя

Развитие ребенка и познание им окружающего мира зависит от состояния его физического и психологического здоровья.
С глубокой древности музыкальная деятельность считается одним из эффективных средств развития и отчасти лечения детей с различными отклонениями в здоровье: обогащает двигательный, речевой, эмоциональный и социальный опыт, в определенной мере корригирует физические недостатки, стимулирует формирование психологических функций и развитие личностных качеств детей.
Для коррекции отклонений в развитии речи используются следующие виды деятельности.
Пение: формирует экспрессивную речь, вырабатывает такие качества голоса, как тембр, силу. Используемый материал: детский фольклор, игры звукоподражания, соотнесение качества звучания с графической моделью
Музыкальные игры с элементами артикуляционной, дыхательной гимнастики и звукоподражания: формируют дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, развивают артикуляцию. Используется методика, разработанная Т. Лобановой, Е. Юдина.
Музыкально – дидактические игры: развивают речевой, звуковысотный слух, внимание, память, интеллектуальную сферу. Методика разработанная Е. Юдина.
Музыкально – ритмическая деятельность: развивает общую и мелкую моторику, координацию, гибкость, формирует у ребенка осознанность собственных движений.
Используемый материал: игроритмика, игровой самомассаж, креативная гимнастика.

Используя на занятиях различные виды деятельности, основной целью является развитие эмоциональной отзывчивости детей; развивать интерес к процессу познания. Составляя план работы, мне хотелось, чтобы дети смогли овладеть языком искусства, как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире. Детям предоставляется окунуться в океан искусства и «побыть» и композитором, и музыкантом – и исполнителе, и хореографом, и актером, и исследователем, и даже изготовителем музыкальных инструментов. Таким образом, развивающий метод введения ребенка в мир искусства основывается на интеграции различных видов искусства.
Работая с музыкальным произведением, мы создаем ситуацию, при которой к его восприятию подключаются все органы чувств ребенка: Слух, зрение, осязание, обоняние.
На занятиях ребенку предоставляется возможность поиска средств при передачи своих чувств. Но при этом необходимо учитывать то, на сколько ребенок может воспринимать музыкальное и художественное произведение в соответствии с его сегодняшним жизненным опытом. Ребенок воспринимает настолько, на сколько он может и ему необходимо сегодня. Поэтому занятия построены так, чтобы расширить чувственный опыт ребенка и основываясь на этом развивать музыкально – творческие способности.
При помощи окружающих нас предметов дети придумывают звуковое сопровождение к сказкам и стихотворениям. Свои ощущения и чувства при прослушивании музыкальных произведений дети передают на бумаге в цветовой гамме, штрихах и линиях, геометрических фигурах. При этом главным на занятиях является не техника исполнения, а то, как ребенок отзывается на импульсы, идущие от музыки. Он ищет средства для передачи своих чувств, будь это движение, живопись, слово.
Стараясь определить характер, настроение музыки, выражая свои эмоции, дети заметно обогащают свой словарный запас. У них развивается чувство ритма, движения становятся более выразительными, пластичными, раскрепощенными. У детей развивается фантазия и воображение, исполнение творческих заданий становятся более эмоциональными, чувственными, проявляется самостоятельное выражение движений.
Некоторые дети без затруднения правильно выполняют конкретно поставленные задачи, но при исполнении творческих заданий, требующих индивидуальных действий, замыкаются в себе, становятся слабоактивными. Поэтому на занятиях используем игры со сменой ведущего. Провоцируется ситуация на «микростресс», когда ребенок на некоторое время оказывается в центре внимания. Такие игры способствуют развитию лидерства, инициативы, чувство товарищества, взаимопомощи.
К примеру, у Веры Л., на начало занятий затруднялась в исполнении творческих заданий, не всегда согласовывала движения с музыкой, проявление пантомимики вялое и невыразительной, передача чувств и настроений не отражалось, импровизации были однообразными. По окончании первого года занятий, при выполнении творческих заданий произошли следующие изменения: творческие задания выполняла увлеченно, с удовольствием, хотя качество импровизации оставалось недостаточно выразительным. Вера стала лучше ориентироваться в музыкальных произведениях, в координации движений отслеживался ритмический рисунок.
При первоначальной диагностики Кристина З. уверенно пыталась передать содержание, настроение и чувство произведения, но не достаточно выразительно. Импровизации были однообразными, при выполнении испытывала затруднения, проявления пантомимики были вялыми. К концу года девочка стала хорошо ориентироваться в музыкальном пространстве, проявляла стремление к самостоятельному движению при выполнении творческих заданий. В движении прослеживалась связь с ритмом, со звуковысотностью, штрихами. Умело использовала средства пантомимики, проявляя своеобразие и выдумку.
Результатом занятий стала положительная динамика в развитии эмоциональной отзывчивости детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector