Познавательно-исследовательский проект «Зимние приключения капельки»

Автор: Бархатова Оксана Ивановна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Тырина Елена Вдадимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад №20»

Населенный пункт: г. Ухта

Тема: Познавательно-исследовательский проект «Зимние приключения капельки»

Опубликовано: 03.08.2016 19:22

Получить свидетельство      Скачать материал


Проект
Вторая младшая группа

«Зимние
приключения
капельки»

Название проекта: «Зимние приключения капельки» во второй младшей группе

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Авторы- разработчики: Бархатова Оксана Ивановна, Тырина Елена Владимировна

Актуальность
Для взрослых снег и лед потеряли таинственность – это всего лишь одно из агрегатных состояний воды. А вот дети относятся к ним особенно. Малыш видит в белом холодном полотне загадочность, особенно если это первый снег в жизни, который он увидел (а может, и попробовал). А лед иногда кажется малышам прозрачной конфетой.
Изучать законы природы и природные явления можно уже с ребенком трех лет. Дети дошкольного возраста любят проводить незамысловатые опыты, в результате которых могут получиться новые вещества или предметы. Объяснить свойства снега и льда можно в зимний период во время прогулки на улице.

Постановка проблемы:
Взяв эту тему мы хотели, чтобы наши дети поняли, что вода очень важна для всех живущих на Земле. Хотелось показать им, как она может меняться под воздействием окружающего мира (зимой), пробудить в них любознательность, желание как можно больше узнать. Для осуществления этого надо начинать заинтересовывать детей уже с младшего дошкольного возраста.

Цель: Создать условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности. Уметь различать природные явления, приучаться логически мыслить и делать выводы экспериментальным путем.

Задачи:
В процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с превращением воды, развить познавательные способности детей.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые особенности.
Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Формировать у детей осознанные представления о необходимости бережного отношения к воде, и своём здоровье.
развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения, анализа, обобщения, установления элементарных причино – следственных связей;
совершенствовать художественно-ручные умения (рисование рисунков на бумаге);
развивать память, внимание, воображение (Чтение литературы, разучивание потешек); совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность в работе, повышать самооценку детей.

Ожидаемые результаты:
-расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды.
-систематизация знаний детей о свойствах снега и льда путем практического исследования; Расширение представления о значение снега и льда в природе и для человека;
-повышение познавательного интереса детей к объектам неживой природы на основе сравнения и установления элементарных причинно – следственных связей;
-формирование художественно-ручных умений через рисование снежинки и сосульки на бумаге;
— развитие речи, обогащение словарного запаса.
-формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
-формирование культуры совместного общения и совместной деятельности детей.

План реализации проекта.
Этап проекта
Мероприятия
Ответственные
Подготовительный
-определение проблемы, цели, задач проекта
-подбор и изучение методической литературы по теме проекта
-подбор и формирование методического сопровождения проекта (картинки, художественная литература, загадки, стихи, дидактические и подвижные игры, иллюстрации, подбор музыкальных произведений)
-составление плана проектной деятельности

Воспитатели группы, старший воспитатель

Основной
-образовательная и совместная деятельность в режимных моментах (тема проекта)
-проведение опытов
-игровая деятельность с детьми в соответствии с темой проекта
-выставка детских рисунков
-изготовление атрибутов к играм
-оформление рекомендаций для родителей
-подготовка и оформление цветного льда для зимнего городка.
воспитатели, воспитанники группы и их родители
Итоговый
-совместное мероприятие по оформлению зимнего городка на участке
-подготовка презентации по проекту
воспитатели, воспитанники группы и их родители
Презентационный
-презентация проекта на педагогическом совете в МДОУ
воспитатели группы,
старший воспитатель

Перспективный план работы проекта
1 неделя
дни
Мероприятия

понедельник
-д/и «когда это бывает?» (приложение 1)
-пал/и «Снежок» (приложение 2)
-Познавательное занятие «Волшебная водичка»
Цель: учить передавать в речи свои представления о воде. Активировать словарный запас, учить детей обращаться к личному опыту.
-Наблюдение: иней на деревьях. (приложение 3)
-Опыт ««Снег, какой он?» (приложение4)
-п/и «Снежинки и ветер» (приложение 5)
-Чтение: Л.Воронкова «Снег идёт»
(приложение 6)

вторник

-д/и «Парные картинки» (приложение 1)
-ОБЖ «Если хочешь быть здоров»
Цель: рассказать, что нельзя есть снег, сосать сосульки, пить холодные напитки на улице, к каким последствиям это может привести; формировать желание заботится о своём здоровье.
-Беседа на тему: «Для чего нужна вода?»
-Наблюдение: снежный покров. (приложение 3)
-п/и «Снежок кверху» (приложение 5)
-пал/и «Снеговик» (приложение 2)
-Чтение: И. Винокуров «Снежок» (приложение 6)

среда

-д/и «Сосчитай» (приложение1)
-пал/и «Зимой» (приложение 2)
-Чтение потешек: «Уж ты зимушка-зима», «Как по снегу, по метели» (приложение 7)
-п/и «Снежок» (приложение 5)
-Опыт «Куда исчез снег» (приложение 4)
-Наблюдение: таяние снега. (приложение 3)
-знакомство с пословицами и загадками о снежинках и льдинках (приложение 7)
-игра-забава «Снежинки и ветер» (приложение 5)

четверг

-д/и «Выполни рисунок» (приложение 1)
-пал/и «Мы во двор пришли гулять» (приложение2)
-Аппликация «Снеговик» (приложение 8)
-Наблюдение: свойства снега. (приложение 3)
-ОБЖ «Опасный лёд»
Цель: познакомить детей с опасными ситуациями (скользкая дорога, сосульки на крышах, обледеневшие ступеньки на лестнице), обсудить с какими опасностями они могут столкнутся и как их избежать.
-Спортивные упражнение: «Ходьба на лыжах» «Катание на санках (ледянках)» (приложение 5)
-Опыт «Превращение снега в разноцветные льдинки»
(приложение 4)
-Чтение сказки «Приключение двух капелек»
(приложение 6)

пятница
-д/и «Следы на снегу» (приложение 1)
-пал/и «Лыжи, санки и коньки» (приложение 2)
-Беседа «Чем мне нравится снег»
Цель: учить передавать в речи свои представления о свойствах снега. Активировать словарь, учить детей обращаться к личному опыту.
-Рисование «Падающий снег» (приложение 8)
-Наблюдение: снежинки.
(прослушивание песни «Белый снег», муз. А.Филипенко, сл. Т.Волгиной.(приложение 3)
-Чтение: А.Барто «Снег» (приложение 6)
-п/и «Снежная карусель» (приложение 5)
—знакомство с пословицами и загадками о снежинках и льдинках (приложение 7)

2 неделя
дни
мероприятия

понедельник
-д/и «Какой лёд» (приложение1)
-пал/и «Ветер» (приложение 2)
-Познавательное занятие «Куда делась лужица» (приложение 3)
— Наблюдение: появление сосулек.(приложение 3)
-Чтение: «Заюшкина избушка» (приложение 6)
-п/и «Чей ком больше?»» (приложение 5)
-Опыт «Какой лёд» (приложение 4)

вторник
-д/и «Выполни рисунок» (приложение 1)
-пал/и «Дедушка Мороз» (приложение 2)
-ОБЖ «Опасные сосульки» Цель: рассказать детям о опасности, связанной с падением сосулек с крыш. Познакомить с правилами безопасности передвижениям по улицам города зимой.
-Наблюдение за сосульками.
-Чтение: Легенда о первом снеге. (приложение 6)
-п/и эстафета «Попади в цель» (приложение 5)
среда
-д/и «Когда это бывает?» (приложение 1)
-пал/и «Белый пух» (приложение 2)
-Наблюдение: образование сосулек.
-Беседа «Зима в лесу»
Цель: оговорить с детьми как зимуют звери в лесу. Учить узнавать и называть диких животных.
-Чтение: Е.Дружинина «Сосулька» (приложение 6)
-п/и «Капельки и льдинки» (приложение 5)
-физкультминутка «Сегодня у зимы новоселье»
(приложение 5)

четверг
-д/и «Что взять на прогулку?» (приложение 1)
-пал/и «Зайка» (приложение 2)
-Наблюдение: гололёд. (приложение 3)
-Чтение Дружинин «Я и снег» (приложение 6)
-Опыт «Таяние сосульки» (приложение 4)
— п/и «Снежинки и ветер» (приложение 5)
пятница
-д/и «Что сначала, что потом» (приложение 1)
-пал/и «Медведь в берлоге» (приложение 2)
-Наблюдение: за погодой. (приложение 3)
-Рисование «Сосулька» (приложение 8)
-Чтение «Снегурочка» (приложение 6)
-Прослушивание песни Музыка и слова А. Бобровой «Хрустальные льдинки»
— п/и «Снежная карусель» (приложение 5)

Работа с родителями
-консультация «Не боимся мы мороза», «Осторожно лёд»
-оформление выставки рисунков «Зимние приключения капельки»
-совместная творческая деятельность родителей с детьми- постройка снежного городка
(приложение 9)
-показ презентации проекта на родительском собрании

Презентация проекта
-изготовление презентации «Зимние приключения капельки»
Итоги проекта
-повышение квалификации воспитателя по организации проектной деятельности с детьми и родителями группы
-создание пространственно-развивающей среды в группе
-интеллектуальное развитие детей, активизация познавательной активности детей
-обогащение родительского опыта по совместной деятельности с детьми
-положительные отзывы родителей
-включение родителей в решение проблем детского сада, повышение их педагогической компетентности
-положительные эмоции детей

Трансляция проекта:
Участие в конкурсе «Лучший педагогический проект в ДОУ»

Литература:
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства», Пермь, 1992 Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», М., Просвещение, 2001 г.
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., 1995 г.
Весёлые картинки, 1985, №10
www.maam.ru/detskijsad/-kak-my-sledy-oseni-iskali.html
vospitateljam.ru/kartoteka-ekologicheskix-igr-po-programme-detstvo-vo-2-mladshej-gruppe/
http://weaft.com/documents/detskie-zagadki-led-snegopad-sneg-snejinki-sosulki-iney-otvetami-snow-riddles
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». — Екатеринбург, 1995.
Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).

Приложение 2
пальчиковые игры

Снежок
Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному )
Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)
Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком)

Снеговик
Мы слепили снежный ком ( Лепим двумя руками комок, )
Шляпу сделали на нем ( Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,)
Нос приделали и вмиг ( Приставляем кулачки к носу,)
Получился снеговик ( Обрисовываем двумя руками фигуру) снеговика.

Зимой
Снег пушистый лег на ветки.
(Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)
И гулять бегут все детки. (Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки )
Лепят бабу под окном, (Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)
Дружно катят снежный ком. (Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики» )

Лыжи, (Скользить по столу ладонями вперед-назад)
Санки (Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)
И коньки ( Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе )
Мчатся наперегонки.

Мы во двор пришли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному )
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками )
Бабу снежную лепили, ( «Лепим» комочек двумя ладонями )
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами )
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Ветер
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух, (Крутим ручками, словно мельница)
И на землю стелется
Белый-белый пух. (Встряхиваем ладошки)

Дедушка Мороз

Закрывайте окна,
Закрывайте двери (Соединяем ладошки вместе)
Закрывайте уши, (Закрываем ушки)
Закрывайте нос. (Закрываем нос)
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз! (Ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос, (Щипаем названные части тела)
Щиплет щёчки дед Мороз

Белый пух
Сыплет белый , снежный пух, (Плавно опускаем кисти рук сверху вниз)
Устилает все вокруг. ( Разводим руки в разные стороны
Пух на шапках ( Показываем на названные вещи,
Пух на шубках, ( или поочередно загибаем пальцы)
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (Щекочем себя и встряхиваемся)
Кто щекочет — пух! (Ладошки перед собой, дуем на них)
Медведь в берлоге

Медведь в берлоге крепко спит, ( Руки сложены лодочкой под щечкой)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, (Загибаем поочередно пальцы)
Колючий ежик и барсук
Только заиньке не спится
(Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мезинец и безымянный)
Убегает от лисицы.
(Пальцы то-же. Кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем» указательным и средним пальцами.)
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков (Разводим руки в стороны)

приложение 7
потешки, загадки
***** *****
Уж ты зимушка-зима, Падай, падай, белый снег!
Ты с морозами пришла. Радуй, радуй всюду всех!
Ветер воет, вьюга вьёт, Падай, падай на село,
Вдоль по улице метёт. На гусиное крыло.
Белым снегом замело Поле белым укрывай –
Все дороги на село, Будет летом каравай!
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.
***** *****
Как по снегу , по метели Как на тоненький ледок
Трое саночек летели. Выпал беленький снежок,
И шумят, и гремят, Выпал беленький снежок,
Колокольчики звенят. Ехал Ванечка дружок,
В первых санках — дедушка, Ваня ехал, поспешал,
В других санках — бабушка, С доброй лошади упал,
В третьих санках — тётушка. Он упал, упал, лежит —
Наша Катя выбегала, Никто к Ване не бежит,
Дорогих гостей встречала, Две девчушки увидали —
Ворота им отперла, Прямо к Ване подбежали,
В нову горенку вела. Прямо к Ване подбежали,
***** На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
*****

***** *****
Все как звёздочки сквозные, Скатерть бела

А возьмёшь — так водяные. Всё поле одела.
(снежинки) Камена страница.
***** Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы, (лёд)
А страница из воды. *****
Думал, что мел, На реке зимой Паркет
Потому что бел, Прочный, скользкий, гладкий.
А в руки взял, Хоть пляши на нём сто лет!
Он водою стал. Вальсы и вприсядку.
(снег) Миновали холода-
***** Подевался он куда?
Наша поляна (лёд)
Заячьей шкуркой покрыта.
(снег)
***** *****
Идёт, а ног нет, Зима. Мороз мосты куёт,
Лежит, а постели нет, А мы коньками режем (лёд).
Лёгкий, а крыши ломит.
(снег)
***** *****
Пушистый ковёр Мороз коснулся светлых вод
Не руками ткан, И навёл хрустальный (лёд).
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (снег) *****
***** *****
На всех садится, Эта вода как камень тверда.
Никого не боится. Солнце припечёт- она потечёт.
(снег) (лёд)
***** *****
Бел, как вата, Не резвятся утки
Мягок, как шерсть, В речке третьи сутки!
Лёгок, как перо. Покрылась речонка
(снег) Прозрачной клеёнкой. (лёд)
***** *****
Бел, да не сахар, На морозе — камень,
Ног нет, да идёт. А положишь в пламень:
(снег) Ой! Станет он водой,
***** Пламя он зальёт- Это
скользкий.. (лёд).
Он пушистый, серебристый, *****
Белый, белый, Он прозрачный и холодный,
Чистый, чистый, Он загадочный и плотный,
Ватой наземь лёг. А в тепле вдруг оживает,
(снег) Слёзы льёт и быстро тает,
***** Что водою слёзы льёт?
Он слетает белой стаей Ну,конечно,это-…(Лёд.)
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
***** *****

приложение 1
дидактические игры
«когда это бывает?»
-дается описательный рассказ льда рассказ одного из времен года, дети его называют.
Цель – закрепить знания о временах года, их характерные признаки. Развить связанную речь, внимание, находчивость, выдержку.

«Парные картинки»
Цель-совершенствование умения составлять пары снежинок по заданию, развитие внимания, наблюдательности.
Атрибуты: бумажные снежинки разных размеров.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку. Взрослый говорит: «Найди себе пару – снежинку такого же размера. Или составь пару – снежинку маленькую и большую».

«Сосчитай»
Цель: развитие умения составлять группы по 2, 3, 4, 5 предметов, развитие внимания, наблюдательности, совершенствование знаний о счёте в пределах
Атрибуты: бумажные снежинки или самодельные снежки.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки или снежки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары (или тройки, четвёрки, пятёрки). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку (снежок). Взрослый говорит: «Создайте группу из двух снежинок (снежков!» Дети образуют пары снежинок (снежков). Далее снежинки (снежки) кладут в центр круга, игра начинается заново. Взрослый говорит: «Создайте группу из 4-х снежинок (снежков)». Дети становятся по 4 человека, вытягивая снежинки (снежки) вперёд, чтобы их можно было сосчитать.

«Выполни рисунок»
Цель- формирование умения выкладывать предмет из самодельных снежков, развитие воображения, памяти.
Атрибуты: самодельные снежки.
Ход игры: группе детей из 3-6 человек предлагается из самодельных снежков выложить простой предмет: солнце, геометрические фигуры, дом и т. д.

«Чьи следы»
— воспитатель рисует на снегу или показывает карточки с изображениями следов птиц. Дети отгадывают чьи следы
Цель – образование притяжательных прилагательных.

«Какой лёд»
— дети дают описание льда.
Цель – научить детей подбирать относительное прилагательное, расширить их словарный запас

«Когда это бывает?»
— дается описательный рассказ льда рассказ одного из времен года, дети его называют.
Цель – закрепить знания о временах года, их характерные признаки. Развить связанную речь, внимание, находчивость, выдержку.

«Что взять на прогулку?»
— дети дают описание одежды или атрибутов которые берут на прогулку.
Цель – употреблять имена существительные в именительном падеже единственного числа; игра способствует развитию памяти.

«Что сначала, что потом»
— дети отвечают на вопросы «из чего вырастает дерево?», «что с ним может быть потом?».
Цель – развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.

приложение 5
подвижные игры

«Снежинки и ветер»
Задачи: совершенствование умения действовать по сигналу.
Атрибуты: бумажные снежинки.
Ход игры: дети встают в кружок, в руках у них снежинки. Под музыку дети разбегаются в разные стороны, покачиваются, кружатся. Музыка прекращается, дети снова встают в круг.

«Снежок»
Эта игра-считалочка служит для выбора водящих игроков. Но, т. к. она абсолютно зимняя, она и попала в эту статью.
Игроки встают в круг. В центре круга — ведущий. Он дает одному из игроков снежок. Ведущий начинает говорить считалку, а игроки в это время, следуя ритму считалки, передают снежок по кругу:
Мы снежок, снежок катаем,
Дружно до пяти считаем –
Раз, два, три, четыре, пять –
Тебе водящим не бывать.
(Эта концовка применяется тогда, когда выходят те, кому не суждено быть водящим.)
Или другая концовка:
Выходи водить опять.
(Тогда у кого снежок, тот водящий.)
Также можно разбиваться на команды, играют, пока не выйдет половина игроков, это и будет одна команда. Оставшиеся игроки — другая.

«Снежная карусель»
Играют вокруг снеговика (снежной крепости). Дети берутся за руки, образуя круг возле снеговика, и изображают снежинок. По сигналу ведущего они начинают идти сначала медленно, потом постепенно ускоряя шаг (ведущий с помощью бубна может контролировать скорость передвижения, отбивая нужный темп) и, в конце концов, переходят на бег. Через некоторое время (если никто не упал или не коснулся снеговика) по сигналу скорость передвижения начинает замедляться. Но тут ведущий объявляет, что ветер изменился и карусель раскручивается в другую сторону. Потом скорость опять замедляется и в конце ведущий говорит, что ветер совсем стих. Дети останавливаются и отпускают руки.

«Снежок кверху»
Игроки образуют круг, в середину круга встает водящий, у которого в руках снежок. Он бросает снежок вверх со словами: «Снежок кверху!» Играющие в это время стараются отбежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит снежок и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает снежок в одного из игроков. В кого снежок попал, тот становится водящим. Если же водящий промахнулся, то продолжает водить.
Необходимо, чтобы водящий бросал снежок повыше, чтобы у игроков было больше времени отбежать подальше. Если кто-то из игроков после слова «Стой!» продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за различные предметы (деревья, снежные комья и т. п.). Игроки, в которых бросает водящий, могут изворачиваться от снежка, но не сходя с места, если ноги с места сдвинулись, то это засчитывается за попадание снежком, и игрок становится водящим.

Игра забава «Попади в цель»
Задачи: развитие ловкости, целенаправленности движений.
Атрибуты игры: самодельные снежки.
Ход игры: участвуют 2 команды. Нужно попасть снежком в ведро. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество снежков.
«Капельки льдинки»
Кто-нибудь из взрослых выбирается водящим — Дедом Морозом. У него в руках должен быть волшебный посох (например, ветка или палка). Все остальные игроки — это капельки в реке. Задача водящего — заморозить все капельки. Для этого ему нужно дотронуться до игрока волшебным посохом, и замерзшая капелька должна застыть на месте. Но не все так просто: ведь «теплая» капелька может отогреть замороженного. Для этого капельке нужно дотронуться до льдинки, поэтому Деду Морозу придется изрядно потрудиться, чтоб превратить в лед всю реку.

«Чей ком больше?»
По сигналу дети начинают катать снежные комки, через некоторое время (4—5 минут) подается второй сигнал, после которого все комки сравниваются и выбираются самые большие. Кто сумел скатать самый большой ком, тот и победитель.
Эту игру хорошо проводить, если в следующих играх или заданиях необходимо использование снежных комков.
Снежные мишени

Спортивные упражнение: «Ходьба на лыжах» «Катание на санках (ледянках)» -развивать у детей координацию движений, чувство равновесия, повышать двигательную активность, интерес к подвижным играм, обогащать двигательный опыт.
Физкультминутка «Сегодня у зимы новоселье»
А сегодня У Зимы новоселье. Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины!
Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины!
Посмотри-ка потолки ледяные! Высоки-при высоки- кружевные!
Мы по лестнице шагаем, выше ноги поднимаем. Топ-топ-топ!
Справа- хлоп! И слева -хлоп! Мы войдем с поклоном низким, скажем: «Здравствуй, Зима! »
приложение 3
наблюдения

Наблюдение: таяние снега.
Цель: Расширить представление детей о снеге, зимних явлениях природы, обратить внимание на изменение свойств снега. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Наблюдение: иней на деревьях.
Цель: Познакомить детей с данными природным явлением, предложить рассмотреть деревья, покрытые инеем, полюбоваться их красотой. Учить замечать необычное, удивительное в природе, развивать любознательность.

Наблюдение: снежный покров.
Предложить детям полюбоваться красотой снежного покрова, обратить внимание на то, как снег ложиться на предметы и повторяет их форму. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Наблюдение: свойства снега.
Способствовать актуализации и систематизации знаний детей о свойствах снега, учить устанавливать причинно-следственные связи, отвечая на вопросы воспитателя.

Наблюдение: снежинки.
Цель: Предложить детям рассмотреть снежинки на варежках, курточках, рассказать о том, какие они. Развивать интерес к зимним явлениям и объектам природы, познакомить с изобразительными средствами музыки.

Наблюдение: появление сосулек.
Цель: Обратить внимание детей на появление сосулек, рассказать о том, как они образуются. Учить сравнивать их по размеру, пояснить, почему все сосульки разной длины.

Наблюдение за сосульками.
Цель: Предложить детям рассказать о том, как они днём слушали «песенку капели», о том, почему была капель. Подвести к пониманию того, почему вечером нет капели, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями.

Наблюдение: образование сосулек.
Цель: Обратить внимание детей на то, что первые сосульки появились с солнечной стороны дома, что они все разной формы, поставить под сосульки ведро и предложить послушать как они «поют». Развивать у детей любознательность, интерес к окружающему.

Наблюдение: гололёд.
Цель: Познакомить детей с природным явлением гололёд, рассказать о его причинах, познакомить с правилами безопасного передвижения во время гололёда. Обогащать словарный запас, учить отвечать на вопросы о наблюдаемом явлении.

Наблюдение: за погодой.
Цель: Учить детей самостоятельно определять, какая погода сегодня, называть состояние погоды, выделять и называть признаки зимы. Активизировать в речи понятия, связанные с зимними явлениями природы.

приложение 4
опыты
«Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега, формировать простейшие представления о снеге.
Материал: лопатки, ведёрки.
Ход: предложить детям понаблюдать, какой снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Рассмотреть хлопья снега, они видят, что это снежинки, сцепленные вместе.
Вывод: (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле
холодный, блестящий, сверкающий).

«Куда исчез снег?»
Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега (снег превращается в помещении в воду).
Материал: стаканчики, снег.
Ход: принести снег в помещение. Разложить в стаканчики. Что происходит со снегом? Понаблюдать несколько раз: как снег оседает, превращается в кашицу, превращается в воду.
Обратить внимание детей на то что вода грязная.

«Превращение снега в разноцветные льдинки»
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Материал: стаканчики, краска, формочки.
Ход: взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми наливает воду (растаявший снег) в стаканчики, и размешивает краску в воде, заливает в формочки, ставит на поднос, выносит на улицу. После замерзания, вынимают льдинки из формочек, рассматривают их и дают определение.
«Лёд, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
Материал: льдинки, два разноцветных подноса.
Ход: предложить детям рассмотреть льдинки на разноцветных подносах, взять льдинки в руку и определить какие они, стукнуть по ним молоточком.
Вывод: лёд (прозрачный, скользкий, холодный, хрупкий, тает в тепле).

«Таяние сосульки»
Цель: определить, что лёд (сосулька) тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.
Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кусочки сосулек.
Ход: Раскладываем лёд в разные тарелки и наблюдаем за происходящими изменениями, дети делают выводы.

приложение 6
художественная литература

Л.Воронкова «Снег идёт»
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у!.. Я бреду-у-у!..»
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
– Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
– Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
– Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?

– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.

И. Винокуров «Снежок»
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

«Приключение двух капелек»
Жили-были высоко в небе две сестрички – капельки; жили- не тужили не тужили, пока не грянул страшный мороз. Одна капелька съежилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчесывала косу, да так и застыла превратившись в красивую снежинку. И заважничала, не захотела признавать в льдинке родную сестричку.
Она говорила: «Я вся из серебра и солнца – красавица, а ты из мутной воды-замарашка!»
Прилетел ветер, увидел что льдинка горько плачет, пожалел ее. Дунул теплым ветром. Растаяла льдинка, превратилась в маленькую капельку, и снежинка растаяла, тоже став капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. Обе капельки влились в ручеек и о чем-то весело и долго –долго говорили. И их говорок вы скоро услышите, ведь к нам идет весна.

А.Барто «Снег»
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
М.Дружинина «Сосулька»
Сосулька, висюлька,
Висюлька, сосулька!
На солнце звенит
Ледяная свистулька.
Свистулька, свистелка,
Апреля свирель.
На этой свирели
Играет капель.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца — лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка расстаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!
Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу — собака: — Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
— Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избёнке, собака забрехала:
— Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему на встречу — медведь: — О чём, зайчик, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы — ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
— Не плачь! Я твоему горю помогу!

— Нет, не поможешь! Собака гнала — не выгнала и тебе не выгнать!
— Нет, выгоню!
— Подошли они к избёнке, медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, ему на встр

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector