Конспект занятия для детей с ТНР «На дне морском…»

Автор: Ловчикова Елена Александровна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Горно-Алтайска»

Населенный пункт: г. Горно-Алтайск, Республика Алтай

Тема: Конспект занятия для детей с ТНР «На дне морском…»

Опубликовано: 08.08.2016 13:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект логопедического занятия в группе №6 для детей с ТНР
Образовательная область: речевая.
Возрастная группа: подготовительная.
Тема занятия: «На дне морском…»
Цель занятия: создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,
развития способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми и взрослыми .
Формирование общей культуры личности детей,
развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.
Формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи занятия:
Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение.
Способствовать развитию связной речи.
Коррекционно-развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, глаголами, прилагательными по теме «Подводный мир». Совершенствовать навыки связноговысказывания, развивать слуховое внимание, артикуляционную моторику, речевое дыхание, учить согласовывать речь с движением, активизировать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к представителям морской фауны, воспитывать толерантное отношение к ответам детей, формировать умение работать и играть в коллективе.
Предварительная работа:
Рассказы воспитателей, просмотр видеопрезентаций, рассматривание иллюстраций, плакатов из альбома «Мир природы» о море и подводном мире.
Чтение «Морских сказок» С.Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина.
Просмотр мультфильмов «Русалочка», «Капитан Немо».
Разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир».
Изготовление поделок на тему «Подводный мир» на занятиях по художественно-эстетическому развитию.
Работа с родителями: подбор и разучивание загадок вместе с родителями, подготовка костюмов-символов для рассказа-представления на занятии. Организация выставки совместных с родителями поделок на тему «Подводный мир».
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютерная игра «Чистим море» (логопедический портал «Мерсибо»), выставка поделок «Подводный мир», эмблемы символов обитателей моря, мяч, костюм Нептуна.

Ход занятия:
1.Психологический настрой на занятие. Игра –приветствие.
Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.
Здравствуй, друг! (здороваются за руку).
Как ты тут? (хлопают по плечу друг друга).
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! (кладут руки себе на сердце).
Ты пришёл! (разводят руки в стороны).
Хорошо! (обнимаются).
Приветствие гостей.
2. Введение в тему. Загадка о море. Анимированная презентация, звуки моря.
Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)
Что же такое море? (Ответы детей)
3. Игра с мячом. «Каким бывает море?»
«Что умеет море?»
Самостоятельный подбор детьми определений.
Активизация словаря прилагательных и глаголов.

4.Артикуляционная гимнастика «Море шумит».
-Знаете ли Вы любимые звуки моря? (звуки Ш,С).
-Где находится язык, когда мы произносим звук Ш?(вверху), звук С?(внизу)
-Покажите, как шумит море! (поочередное произнесение звуков Ш,С, ориентировка на положение рук логопеда).
-Как приятно находится на берегу моря, как легко и свободно дышится. Давайте посмотрим, как живется обитателям моря под водой!
5. Погружение. Развитие речевого выдоха( положение рук – на ребра, делаем глубокий вдох носом, продолжительный выдох ртом –3 раза).
-Закроем глаза, положим руки на ребра, наберем воздуха, будем выдыхать его медленно и плавно…Когда сделаем это 3 раза, опустимся на дно моря, превратимся в морских жителей…(звук волшебства).
6.Развитие внимания ,логического мышления, пространственного гнозиса.

-Вот мы и под водой! Нас теперь и не узнать! Мы превратились в подводных жителей! Что же мы видим? (Рыб). Сколько рыбок плывет в правую(левую) сторону?
«Кто на картинке лишний и почему?» (ответы детей)
6.Появление Нептуна.
«Кто нарушил мой покой?
Кто устроил шум такой?
Гордый я морской властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском
Весь он устлан янтарем.
Вам устрою испытание,
Ум проверю и старанье!
Расскажите мне, кто Вы?»
7. Развитие связной речи. Рассказы детей с опорой на мнемотехническую таблицу +загадки.
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
( Морская звезда )
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг …
( Морской конёк)
8. Зрительная гимнастика. Презентация «Море, море, мир бездонный…»
9. Развитие связной речи. Рассказы детей с опорой на мнемотехническую таблицу +загадки.
Гриб прозрачный в море есть,
Только Вам его не съесть.
Очень сильно обожжёт,
Если к Вам он подплывёт.(Медуза)
Я вовсе не сороконожка!
Где столько взять для ног сапог?
Мне хватит восемь! Так немножко…
Ответьте кто я ?…
(Осьминог)
10.Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода. (разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар. (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны)
А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)
Гостей встречает осьминог.

11. Рассказы детей с опорой на мнемотехническую таблицу.
Как громадный пароход,
В океане он плывет,
Без трубы и без винта,
На спине его – фонтан.
(Кит)
На спине полоски носит.
— Это зебра? – кто-то спросит.
Нет, она в воде плывет,
Плавники она несет.
(Рыба полосатая, Рыба-клоун)
Ползет в море паук –
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах – испуг.
(Краб)

12. Подвижная игра «Море волнуется…».
Дети встают в кружок или в линию лицом к Нептуну. Ведущий произносит считалку: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура морская на месте замри».
Как только ведущий произносит последнюю фразу, все игроки должны замереть в неподвижной позе, изображающей загаданную фигуру. Далее Нептун поочередно подходит к каждому из игроков и дотрагивается рукой до руки играющего. Играющий «отмирает» и несколькими движениями должен показать загаданную фигуру. Задача ведущего либо отгадать что это за фигура (например, какое именно животное показывает игрок), либо просто оценить точность и похожесть фигуры .
Игрок, который, по мнению Нептуна наиболее точно показал названную фигуру, становится его помощником.

13.Компьютерная игра «Чистим море…»
Задачи игры: Развивать слуховое внимание, научиться находить в слове заданный слог.
Морской царь:-Почернело, замутилось наше море! Темно, душно стало морским жителям! Что случилось, почему? Ничего я не пойму! (Ответы детей).
14.Игра-хоровод «Выйди в круг…» Музыкальное сопровождение: «Море» Ю.Антонов.
Задачи: уточнение представлений детей о частях тела морских обитателей
Нептун: «Спасибо Вам, мои подданные, за то, что очистили море! Встаньте в круг, покажитесь, мои помощники!
Морской царь поочередно приглашает в центр круга тех морских обитателей, у которых есть:
-чешуя;
-щупальца;
-клешни;
-хвост. Каждому ребенку дарит морской подарок – ракушку.
-Понравилось ли Вам наше морское путешествие? Что запомнилось больше всего? (ответы детей).
Вот и закончилось наше занятие, пора возвращаться в группу!
Прощание с гостями. «Морской салют»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector