Система взаимодействия ДОУ и семьи по подготовке детей к школе

Автор: Онякина Татьяна Владимировна

Должность: Методист

Учреждение: МБДОУ «Тигильский детский сад «Каюмка»

Населенный пункт: с. Тигиль, Камчатский край

Тема: Система взаимодействия ДОУ и семьи по подготовке детей к школе

Опубликовано: 10.08.2016 03:59

Получить свидетельство      Скачать материал


Система взаимодействия ДОУ и семьи по подготовке детей к школе.

Содержание:
1 Введение
1. Теоретические подходы к проблеме педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе.
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы педагогического взаимодействия с семьёй.
1.2 Современные подходы к организации педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе.
1.3 Содержание педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе.
2. Опытно-экспериментальная работа по организации педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе
2.1 Изучение состояния педагогического взаимодействия с семьёй по проблемам подготовки ребёнка к школе.
2.2 Реализация программы педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе.
2.3 Результаты реализации программы педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе.
Заключение.

Введение
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных путей пропаганды педагогических знаний, были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. Однако в сложившейся социально-экономической ситуации этого не достаточно.
Е.П. Арноутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т.В. Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей. М.Д. Маханева определяет основные принципы при работе с семьей: единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания; системность и последовательность работы; индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания ребенка, преодоление дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить эффективность подготовки детей к школе.
Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Обозначим проблемы, негативно влияющие на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста:
– тестирование дошкольников по знаниевому компоненту при приеме в школу;
– форсированная целевая специальная подготовка к школе;
– отсутствие познавательной мотивации к учению;
– психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;
– протекание всех видов детской деятельности под жестким контролем взрослых;
– отсутствие у ребенка самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность;
– боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.
Возникающие проблемы приводят к следующим негативным факторам:
– к появлению у детей неврозов,
– угасанию самостоятельности и творческой активности,
– снижению умственной активности,
– искажению в развитии детей,
– к динамике ухудшения здоровья детей.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживает как детский сад, так и семья.
Цель работы – проверка эффективности программы педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребёнка к школе.
Объект исследования – педагогическое взаимодействие с семьей.
Предмет исследования – процесс педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе.
Задачи исследования:
1) провести историко-педагогический анализ проблемы педагогического взаимодействия с семьёй;
2) определить современные подходы к организации педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе;
3) изучить содержание и организационные формы педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе;
4) провести экспериментальное исследование эффективности реализации программы педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что вовлечение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе повысит уровень готовности детей к школе при соблюдении следующих условий:
– психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе;
– проведения совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами;
– включения родителей будущих первоклассников в процесс управления образовательной работой ДОУ.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач на этапах исследовательской работы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение и сравнение.
2. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, опытно-экспериментальная работа.
База исследования
Исследования проводилось на базе МБДОУ Тигильский детский сад «Каюмка» В исследовании принимало участие 20 детей подготовительной группы, в возрасте от 6 до 7 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка источников и литературы, приложения.
_x000C_1. Теоретические подходы к проблеме педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе

1.1 Историко-педагогический анализ проблемы педагогического взаимодействия с семьёй

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на рас паханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление [5, с. 167].
В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества – общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д.А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т.е. общественного воспитания.
Так, оценивая воспитательные возможности школы, А.В. Луначарский подчеркивал, что она «как государственно-воспитательное учреждение должна раньше, чем социальная жизнь, пропитываться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые дает ребенку жизнь». Вместе с тем он полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью.
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» [8, с. 78].
В дальнейшем – в 40–60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но основная тенденция – стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения – сохранялась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. Семья, таким образом, как и ранее, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения. Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944 г., говорилось: «Детский сад… должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а во Временном положении о дошкольном детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 г., говорилось: «Дошкольное детское учреждение – ясли-сад – создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста».
Согласно прогнозам академика С.Г. Струмилина (1960), в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем – в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь…»
Но такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60–70-е годы XX в. годы большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность». В работах И.В. Гребенникова, А.М. Низовой, Г.И. Легенького, Н.П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т.п. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
Педагогическая пропаганда – провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.
Педагогическое просвещение – практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.
В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Приведем схему, разработанную Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.
На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
Как система пропаганды педагогических знаний, в 70–80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей [12, с. 89].
В 70-е годы под руководством Т.А. Марковой – заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР – организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д.Д. Бакиева, С.М. Гарбей, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, М.И. Иззатова, В.М. Иванова, Н.А. Стародубова). Таким образом, авторами-специалистами были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность.
С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В.И. Безлюдной в работе «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками». Автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье.
Исследуя проблему педагогического всеобуча, О.Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О.Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду. от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.
Психологи, специалисты по ораторскому искусству констатируют, что устное выступление педагога, непосредственное общения с аудиторией имеют большие преимущества перед просмотром родителями телепередач и прослушиванием радиопередач, чтением книг (А.А. Леонтьев, Е.А. Ножин, Н.И. Мехонцев).
В ряде работ педагогов (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, В.П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции – формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах – официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [1, с. 125].
Таким образом, исследования 70–80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л.М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л.М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.
Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
В 40–60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению.
В 60–70-е годы XX в. годы большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.
Исследования 70–80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности [10, с. 43].

1.2 Современные подходы к организации педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе
педагогический семья программа школа
Взаимодействие педагога с родителями в период подготовки ребёнка к школе – сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей.
В организации союза «родители – педагоги» важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по подготовке ребёнка к школе. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм [32, c. 51].
Организация общения педагога с родителями воспитанников в период подготовки ребёнка к школе остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в период подготовки ребёнка к школе, в выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. В применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Отмечена сохраняющаяся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам подготовки ребёнка к школе, как известно именно педагоги дошкольного учреждения способны прийти на помощь родителям.
Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь. Причин здесь несколько. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли воспитателя детского сада.
Анкетирование, проведенное старшим воспитателем А.О. Решетниковой [44], показало, что многие и даже достаточно опытные, педагоги ДОУ испытывают неуверенность в общении с родителями. Они высказали мысли о том, что не ощущают свою позицию как авторитетную. Связано это с тем, что многие родители не всегда точно представляют себе назначение и функции детского сада, особенности работы педагога. Существуют различные ошибочные представления: детский сад-место, где только присматривают за ребенком, детский сад – плацдарм для старта в школу, воспитатель – человек, не нашедший места в жизни. Такие точки зрения не способствуют налаживанию контактов между родителями и педагогами.
Конечно, сегодня многое делается для изменения социального статуса профессии «воспитатель». Но нужно еще время и усилия, чтобы родители и воспитатели до конца осознали собственные позиции. Ведь, к сожалению, и со стороны педагогов сохранилась установка на «воспитание» родителей, на авторитарную модель общения. Современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым. Понимание о партнерстве родителей и педагогов недостаточно прочно вошел в жизнь.
Во-вторых, существует и другая причина затруднений в общении. Сами педагоги признаются, что не всегда способны найти индивидуальный подход к каждому родителю. Гуманистическая психология говорит нам об уникальности и неповторимости каждого. Педагог один, а родителей много. Воспитатели отмечают, что есть родители воспитанников, с которыми контакт находится быстро и легко, другие же остаются недопонятыми ил не понятыми вовсе. Педагогу трудно видеть индивидуальные особенности каждого родителя. Из-за подобной неопределенности возникают разного рода опасения. Педагоги говорят: «Я боюсь быть не понятым родителями. Не знаю, чего можно ожидать, от того или иного родителя». При этом воспитатели вызывают желание научиться понимать родителей, наладить контакт с ними. Ведь, в целом, педагоги прекрасно понимают значение успешного взаимодействия с родителями для, наилучшего развития детей.
Многолетний опыт показывает: повышение квалификации воспитателей через систему методической работы в ДОУ может существенно повысить качество взаимодействия детского сада и семьи.
В ДОУ такая работа проводится в несколько этапов:
– анализ исходных данных (диагностика);
– постановка задач;
– реализация намеченных планов.
На диагностическом этапе анализируются:
– уровень взаимодействия воспитателей и родителей;
– профессионально – личностные качества педагогов [42, c. 54].
Результаты анкетирования и тестирования выявили проблемные направления работы: выбор наиболее эффективных форм общения с семьей; согласование с родителями мер по преодолению трудностей в развитии ребенка. Эти проблемы в основном связаны с неумением педагогов профессионально, разговаривать с родителями, что не позволяет в свою очередь, папам и мама в полной мере реализовывать свое право на информированность о воспитательном процессе в ДОУ и на обращение за советом к специалистам.
Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть профессионалом в своей области, но не уметь, например, преподавать свои знания.
Сравнительный анализ ответов педагогов нашего коллектива, представленные в данном материале, помогли сделать важные выводы для дальнейшей организации работы в ДОУ.
Хочется привести данные опроса воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей [44].
Содержание ответов:
– ожидание воспитателем более внимательного отношения родителей к проблемам воспитания детей – 82%;
– ожидание, что родители станут выполнять советы воспитателей – 65%;
– ожидание материально – хозяйственной помощи от семьи – 47%;
– ожидание от родителей добросовестного выполнения ими режимных моментов – 31%;
– готовность воспитателей узнать об индивидуальных особенностях детей от родителей – 29%;
– отсутствие целей в отношении работы с семьей и родителями – 18%.
Существуют и другие причины сложностей в организации общения педагогов с родителями воспитанников: различие ценностных ориентаций «закрытость» многих педагогов для родителей, недостаточный уровень компетентности педагогов в общении.
Диагностика показала: следует совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, закреплять удачно сложившиеся формы взаимодействия с родителями (беседы, собрания, совместные праздники, открытые учебные занятия и другое) и искать новые пути вовлечения семьи в совместную с ДОУ деятельность.
Взаимодействие родителей с воспитателями часто сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.
Все это приводит к необходимости серьезной работы в области подготовки воспитателей ДОУ к грамотному общению с родителями. Основными задачами данного направления работы являются:
– развитие и коррекция установок, обеспечивающих успешность общения педагогов с родителями воспитанников;
– формирование способностей к адекватной оценке себя в общении с родителями;
– пополнение знаний из области семейной педагогики. Психологии общения;
– развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;
– выработка практических навыков эффективного взаимодействия с родителями воспитанников;
– овладение стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях;
– изучение способов грамотного решения конфликтных ситуаций;
– проработка конкретных ситуаций, возникающих в общении с родителями [22, c. 39].
Центральным звеном методической работы является постоянно действующий семинар-тренинг, участники которого коллективно обсуждают следующие вопросы:
1. Какими должны быть психолого-педагогические условия успешного взаимодействия семьи и детского сада?
2. Всегда ли разнообразие форм совместной деятельности ДОУ и родителей приводит к необходимому качеству?
Цель каждого занятия – семинара – помочь воспитателям в организации сотрудничества с семьей, научить устанавливать контакты с родителями.
Особенность практикумов является использование упражнений тренингового характера.
Выбор таких упражнений обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов подготовки педагога к общению, методов социально-активного обучения.
Общение в процессе упражнений тренингового характера помогает участникам познать собственные тенденции поведения, учить анализировать ситуации общения, принимать другого человека (в данном случае родителя), прогнозировать и проектировать его поступки, обнаруживать «проблемы» в знаниях, дефицит умений и навыков.
Для проведения работы по подготовке детей к школе необходим тесный контакт специалистов: педагогов и психолога. Такой подход способствует более полному раскрытию стоящих перед коллективом задач в области взаимодействия с родителями.
Конечно, важно отметить и то, что успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желания научиться, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начинай меняться сам.
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени обучение велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда – поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).
Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.
Есть еще одна линия воздействия на семью – через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь [19].
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
• информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
• объединение усилий педагога и р

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector