Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы по постановке звука «Л»

Автор: Паймолова Екатерина Игоревна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МДОУ Детский сад №3 «Капелька»

Населенный пункт: г. Вольск, Саратовская область

Тема: Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы по постановке звука «Л»

Опубликовано: 17.08.2016 20:29

Получить свидетельство      Скачать материал


Тема 1: Постановка звука [Л]

Цель: Постановка звука [Л].
Задачи:
1.Коррекционно – обучающие:
— поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;
— учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие:
— развитие логического мышления, внимания, памяти;
— развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.
Оборудование: Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.
Ход НОД

1. Оргмомент:
— Здравствуй! Проходи скорее Мы с волком Сёмой рады тебя видеть. Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

2. Подготовка к постановке звука [Л]:
— Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?
Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” — сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.
Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”
Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”
Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”
Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.
Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”.
Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.
Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук:

Задание: обведи по точкам и раскрась.
-Что у тебя получилось? Пароход.
-Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции
Язычок взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

4.Развитие дыхания:
Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.) — А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать.

5. Динамическая пауза:
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

6. Постановка звука [Л]:
— Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сама себя. Ты сегодня научилась произносить новый звук. Скажи его еще раз.

7. Задание на логику Игра “Четвертый лишний” (работа по картинкам):

Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).

8. Рефлексия:

— Наша сказка подошла к концу.
— Она тебе понравилась?
— Что тебе запомнилось?
— Какой звук ты сегодня училась произносить?
Тема 2 : Постановка звука [Л]

Цель: Постановка звука [Л].
Задачи:
1.Коррекционно – обучающие:
— Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;
— учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие:
— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
— развитие логического мышления, внимания, памяти;
— развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
— воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Оборудование: Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л].

Ход НОД

1. Организационный момент
— Здравствуй! А мы тебя уже заждались. Сегодня к нам в гости пришёл герой из мультфильма.
— Итак, у нас в гостях (кто же это?) Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик ( выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).
— Правильно, это буква (Л), с которой начинается имя Лунтик . Эта буква (Л) обозначает звук [Л], который напоминает гул летящего самолёта
Л-Л-Л.

2. Сообщение темы:
— Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

3. Артикуляционная гимнастика
— А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин Язычок.
Он удобно в доме лёг.
2. Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
4. Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.
5. А теперь наш Язычок
Моет нёбо-потолок.
— Молодец, ты отлично выполнила упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.
— А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? (Летчиком ) Да.
— Давай вместе полетим на самолете?
Игра “Самолет летит”. Повторение артикуляции.
— А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л]. На память Лунтик дарит тебе памятку.
— губы улыбаются;
— кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;
— средняя часть спинки языка опускается;
— бока языка опускаются;
— воздушная струя проходит по бокам языка.
— Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

4. Развитие мелкой моторики:
— Давай эту букву (Л) выложим из фисташек на пластилиновой картонке.
— За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

5. Динамическая пауза:
В небе плавает луна. (Плавные покачивания)
В облака она зашла.
1.2.3.4.5. (Хлопки.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)
И пониже перевесить. (Руки вниз.)
10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила всем.
(За физминутку ребёнок получает фигурку).

6. Развитие фонематического восприятия:
— А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должена хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л].
Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.
— Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.
Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.
7. Развитие языкового анализа и синтеза
— Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую карточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.
(Лук, луна – звук стоит вначале слова.
Белка, кукла – звук стоит в середине слова.
Стол, стул – звук стоит в конце слова).
— Ты и это задание выполнила правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Покажи мне букву с которой начинается его имя? Где стоит звук [Л]?

8. Рефлексия:
— Наше занятие подошло к концу. Какой звук ты научилась произносить?
— А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector