Методическая разработка «Экспериментирование с водой»

Автор: Земская Наталья Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ детский сад №2

Населенный пункт: п. Сусанино, Костромская область

Тема: Методическая разработка «Экспериментирование с водой»

Опубликовано: 19.08.2016 10:39

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему
«Экспериментирование с водой»
для детей старшей группы.

Провела воспитатель: ЗемскаяН.Н.

Цель: Создать условия, способствующих развитию интеллектуальных особенностей и творчества дошкольников.

Программные задачи:

Образовательные:
1.Создать условия для очистки воды разными фильтрами
2. Способствовать формированию умения делать предложение на основании существующей проблемы.
3. закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками.
Развивающие:
1.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
2.Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные :
1.Воспитывать любознательность, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире.
2.Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра воспитывать любознательность, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире.
Планируемый результат: умение детей использовать разные фильтры для очистки воды в окружающей действительности.
Методы и приемы:
поисковые, практические, игровые, словесные, наглядные.
Наглядные средства обучения: ёмкость с грязной водой, различные фильтры (из бумаги, салфеток, сетки и т. д.воронки и стаканчики по количеству детей, видеосюжет мультфильма с песенкой Водяного. презентация«Волшебница вода.», аудиозапись физкультминутки «Речка» и музыкальной игры «Море волнуется», «Звуки леса»

Организация детей: подгруппой, индивидуально за столами
Словарная работа: Обогащение словаря: фильтрование, фильтр, лаборатория, исследователь.
Активизация словаря: бесцветная, прозрачная, жидкая.

Структура:

I. Введение в игровую ситуацию.

Видео сообщение от Водяного.

Постановка детской цели – помочь Водяному очистить пруд.

Постановка взрослой цели – знакомство с разными способами очистки воды.

II. Актуализация знаний.

1. Презентация«Какая бывает вода»

2. Д/и «Путешествие в лес»

3.П/и «Речка»

III. Затруднение в игре.

Как можно помочь Водяному очистить пруд?

IV. Открытие нового знания. Фильтрация воды

V. Введение нового знания в систему знаний.

2. Д/и «Лесная лаборатория»

3. Д/и «Научите Водяного».

4.П/и « Море волнуется»

5. Д/и «Расскажи, как ты поступишь».

6. Д/и «Кому нужна чистая вода? »

VI. Рефлексия.

Чему научились? Какие способы фильтрации узнали? Кого научите фильтровать воду?

ХОД ЗАНЯТИЯ.
1 Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Ребята, в детский сад пришло письмо от Водяного.
(Просмотр отрывка из мультфильма, песенка Водяного)
 .Воспитатель:Ребята, Водяной попал в беду. Его пруд превратился в болото, вода стала грязной,растения завяли, птицы улетели, рыбки заболели. Он просит нас ему помочь
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Водяному?
Дети: Да, хотим помочь.
Воспитатель: А чтобы ему помочь, нам нужно найти способы очистки воды водоёма и побольше , узнать о воде.

II. Актуализация знаний.

Воспитатель. Давайте посмотрим фильм «Волшебница вода»
(дети просматривают презентацию «Волшебница вода»)
Воспитатель: Ребята а для чего нужна вода растениям,животным, человеку?
(ответы детей)
Где вы встречали воду в жизни?
Какая бывает вода? (солёная, пресная ,горячая ,холодная ,чистая, грязная.)
Воспитатель: А как вы думаете, где может находиться пруд Водяного?
Дети: В лесу, в парке и т. д.
Воспитатель:
Играем в игру «Путешествие в волшебный лес».
В волшебные ворота
Давайте все войдём
И в мир такой чудесный мы сразу попадём!
(дети шагают)
Могучие деревья
Здесь листьями шумят
(разводят руки в стороны)
И ветками качают,
(качаем поднятыми руками)
Приветствуют ребят
Тут бабочки порхают
Невиданной красы
(машут руками как крыльями)
Бутоны распускаются
Прекрасной красоты
(из ладоней складываем бутон и раскрываем его)
Бежит между камнями
Веселый ручеек,
(совершаем волнообразные движения сложенными ладонями)
И нам лицо ласкает
Прохладный ветерок.
(машем руками в лицо)
Мы в маленьких волшебников
Здесь превратимся вдруг,
(поворачиваемся вокруг себя)
И мир еще прекрасней
Мы сделаем вокруг.
(разводим руками в стороны)

Воспитатель:Чтобы попасть в волшебный лес надо сказать волшебные слова.Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Раз, два, три — повернись и в лесу очутись».
(дети видят ёмкость грязной водой ) .
III. Затруднение
Воспитатель: Посмотрите, какая вода в пруду у Водяного? Как вы думаете, можно ли жить в такой воде?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: А почему нельзя?
Дети: Ничего не видно, дышать тяжело и т. д.
Воспитатель: Да, я тоже думаю, что Водяному тяжело жить в такой воде. А как мы сможем ему помочь?
Дети: Убрать мусор из пруда, очистить пруд от грязи.
Воспитатель: Как вы думаете, вода станет чистой? (нет) Подумайте, что еще можно сделать, чтобы вода стала чистой?
IV. Открытие нового знания.
Дети: Профильтровать воду.
Воспитатель: Правильно, одним из способов очистки воды является фильтрование.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое фильтр? (прибор для очистки воды) Какие фильтры Вы знаете? (показ картинок«Арго», «Барьер», фильтры из салфеток, ватных дисков, марли). На столе разложены разные фильтры. Вы можете выбрать тот, который считаете нужным для фильтрования грязной воды.
V.Введение знаний в систему знаний.
Играем в игру «Лесная лаборатория».
Воспитатель: В нашей лаборатории мы попробуем очистить воду с помощью разных фильтров и узнаем, какой из них лучше очищает воду. Воспитатель: Подойдите к своим рабочим местам, теперь вы учёные- исследователи, наденьте свою форму.
Воспитатель: Как Вы думаете, что у Вас получится, если пропустите грязную воду через выбранный фильтр? Давайте попробуем.
Воспитатель: Положите свой фильтр в воронку и потихоньку переливайте через него грязную воду в пустой стакан.
Воспитатель: А теперь давайте, сравним полученные результаты. Как вы думаете, какой образец воды получился самым чистым? (вода, пропущенная через фильтр с ватными дисками и углем)
Воспитатель: Но нам надо выбрать самую чистую воду? (самая чистая вода получилась через фильтр с углём) .
Воспитатель: Молодцы, вы очистили воду разными фильтрами. А вы не забыли, кого мы должны научить очищать воду?
Дети: Водяного.
Воспитатель: Надо отправляться домой и все рассказать водяному. А чтобы попасть домой придётся переплыть речку.
Физкультминутка «Речка»(мп3)
Играем в игру «Научите Водяного».
Воспитатель: Ребята, расскажете Водяному о своём способе фильтрования.
(Дети рассказывают, какими фильтрами воспользовались и как очистили воду). Молодцы! Теперь Водяной знает, как можно фильтровать воду.
Играем в игру «Расскажи, как ты поступишь? »
Нужно рассказать о своих действиях, если вы оказались в лесу, далеко от дома, вам хочется пить, а питьевой воды нет (профильтровать грязную воду, используя тот материал, который оказался под рукой) .
А можно ли такую воду пить? (для питья, такую воду надо обязательно прокипятить) .
Воспитатель: Мы справились с заданием?
Воспитатель: Мы молодцы, давайте крикнем УРА!
Играем в игру: «Море волнуется»(мп3)
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

VI. Рефлексия:
— О чём нас просил Водяной?
— Мы помогли ему?
— А какие игры нам помогли в этом?

— Чему мы научились в лаборатории?

— Какие способы фильтрации вы запомнили?

— Какой способ оказался самым лучшим?

-Какие свойства воды запомнили?

— А кого вы дома научите фильтровать грязную воду?

— Мы справились с заданием?

— Давайте дружно крикнем УРА!
Технологическая карта занятия по познавательному развитию в старшей группе.

Образовательная область: познавательная
Интеграция областей:познавательное развитие; речевое развитие;
Интеграция деятельности:игровая; опытническая; познавательная; речевая;
Возраст детей 5-6 лет
Тема: «Экспериментирование с водой»
Цель: Создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных особенностей и творчества дошкольников.
Программные задачи:
Образовательные:
Создать условия для очистки воды разными фильтрами
Формировать у детей умение высказывать гипотезу и получать
результат
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Воспитывать любознательность, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире.
Планируемый результат: умение детей использовать разные фильтры для очистки воды в окружающей действительности.
Методы и приемы:поисковые, практические, игровые, словесные, наглядные.
Наглядные средства обучения:Ёмкость с грязной водой, различные фильтры (из бумаги, салфеток, сетки и т. д, воронки и стаканчики по количеству детей), видеосюжет мультфильма с песенкой Водяного. Презентация «Волшебница вода»,аудио запись физкультминутки «Речка» и музыкальной игры «Море волнуется», «Звуки леса»

Организация детей: подгруппой, индивидуально за столами
Словарная работа: Обогащение словаря: фильтрование, фильтр, лаборатория, исследователь.
Активизация словаря: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1.Введиние в игровую ситуацию
Видео сообщение от Водяного.
Постановка детской цели – помочь Водяному очистить пруд.
Постановка взрослой цели – знакомство с разными способами очистки воды.

Детям интересно.
Дети внимательно смотрят видео сообщение.
Высказывают предложения.
Ответы на видео сообщение.
2.Актуализация знаний.
1 Презентация «Волшебница вода»

2. Д/и «Путешествие в лес»

Просмотр презентации.
Ответы на вопросы.
Кому и для чего нужна вода? Рассказы из личного опыта, где в жизни дети встречали воду.
Дети проявляют, желание отправится в гости к Водяному.
Дети играют в игру.
3.Создание проблемной ситуации.
Как можно помочь Водяному очистить пруд?

Ответы детей.Выдвижение гипотезы как можно очистить воду.
4. Открытие нового знания.
5.Введение нового в систему знаний.
Фильтрация воды разными фильтрами. Выбор лучшего фильтра для очистки воды.

Физкультминутка «Речка»

Д/и «Научи Водяного»

Д/и «Расскажи, как ты поступишь?»
Ответы что воду можно очистить фильтром. Работа в группе по выбору фильтра для очистки воды, опытническим путём. Выбор лучшего фильтра. Дети играют в игу.
Дети рассказывают, какими фильтрами воспользовались и как очистили воду. Молодцы! Теперь Водяной знает, как можно фильтровать воду.

Ребята рассказать о своих действиях, если оказались в лесу, далеко от дома, вам хочется пить, а питьевой воды нет. (профильтровать грязную воду, используя тот материал, который оказался под рукой) .
А можно ли такую воду пить? (для питья, такую воду надо обязательно прокипятить) .

6.Рефлексия
Воспитатель делает выводы, что воду нужно беречь. А что мы можем сделать для этого.Чему научились? Какие способы фильтрации узнали? Кого научите фильтровать воду?
П/и «Море волнуется»
Рассуждают, выдвигают гипотезы о том, почему нужно беречь воду, составляют правила бережного отношения к воде. Какие способы фильтрации дети запомнили.

Литература:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (старшая группа), авт.-сост. Н.В.Лободина — Волгоград: Учитель, 2011.

2. Природа вокруг нас. Старшая подготовительная группа. Разработка занятий. Составитель: М.А.Фисенко, Волгоград: ИТД «Корифей 2007».

3.Методика экологического воспитания в д/саду. С.Н.Николаева.
4.Работа с детьми средней и старшей группы детского сада. Книга для воспитателей Москва «Просвящение» 2002 год. ТугушеваГ.П.,Чистякова А.Е
5.Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста:Методическое пособие. Зарапин, Караваева:
6.Веселые научные опыты с водой . М.Яковлева ,ЭКСМО 2012
7.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Н.Е.Веракса, О.Р.Галимова , Мозаика-синтез 2012
8. Презентация «Вода волшебница» с сайтаhttp://bigslide.ru/okruzhayuschiy-mir/15025-volshebnica-voda
9.Автор: Светлана Стрюкова Конспект НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой- очистка воды» в старшей группе с 5 до 6 лет
10.Автор Петерсон «Мир открытий».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector