Создание условий для художественно-эстетического развития детей в детском саду

Автор: Курамшина Татьяна Ивановна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ГБОУ ООШ № 18 структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

Населенный пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область

Тема: Создание условий для художественно-эстетического развития детей в детском саду

Опубликовано: 22.08.2016 20:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Курамшина Татьяна Ивановна, воспитатель
ГБОУ ООШ № 18 структурное подразделение «Детский сад» ЦКР
Создание условий для художественно-эстетического развития детей в детском саду
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается вех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания»
В.А. Сухомлинский
Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека в первую очередь? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – это отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Человек будущего должен быть созидателем, и личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден,- пишет Херберт Рид, — что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развиваю в значительной мере эстетический элемент жизни».
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.
Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Поэтому целью деятельности нашего детского сада мы определили создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В сфере художественно-эстетического развития детей педагогическая работа ведется по следующим направлениям:
• развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру;
• приобщение их к изобразительным видам деятельности;
• музыкальное развитие детей;
• приобщение к театрализованной деятельности.
Приобщение ребенка к духовной культуре, эстетическое развитие личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда откладывает в душе отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет свои ручки к красивой яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая…», — и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» нечто красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.
Свою работу выстраиваем на основе специфических принципов, обусловленных особенностями художественно-эстетической деятельности:
• принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
• принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
• принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Приоритетное направление реализуем через организацию образовательной и свободной художественной деятельности, кружковой работой; показ спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; эстетическое оформление групповых комнат.
Для того, чтобы заниматься изобразительной деятельностью детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза сверкали от восторга, воспитатели уделяют особое внимание организации работы с детьми на занятии.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Для создания эстетической предметной и игровой среды в групповых комнатах мы организовали центры «Искусства», «Конструирования», «Игры», «Театра». Например, в «Центре искусства» размещены материалы для ознакомления детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, предметами народных промыслов). Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для рисования (как для традиционного, так и для нетрадиционного), лепки, аппликации, ручного труд. При этом он как бы делится на зоны:
• экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, смываемыми маркерами, глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножницами для правой и левой руки, клеем, бумагой и пр.;
• освоения различных техник живописи: пальчиковой, картофельным крахмалом, мыльными пузырями, печатания губкой, обливной печатью, кляксографией, печатания веревкой;
• ознакомления с различными видами искусства: альбомы, иллюстрации, поделки и др.;
• музицирования на музыкальных инструментах.
В «Центре театра» собрано все необходимое для театрализованной деятельности и игр (детские костюмы, куклы-бибабо, декорации для настольного театра, различные виды театра – настольный, пальчиковый, картонажный, фланелеграфный театр).
Таким образом, в дошкольном возрасте зарождаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Список использованной литературы:
• Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. Просвещение, 2000. — 176 с.
• Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. — М.: Владос, 2004.-98 с.
• Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 2008.-242с.
• Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2006.
• Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2005. — 240 с.
• Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829 с.
• Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. — №6. — С.57-67.
• Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2002.
• Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2005.
• Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2006.
• Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2006.
• Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 2004. — 256 с.
• Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 2006.
• Выготский Л.С. Мышление и речь /Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 2006.
• Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 2005. — 128 с.
• Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. — М.: 2001.
• Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. — М.,2007. — 175 с.
• Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2000. -94 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector