Роль семьи в формировании чувства патриотизма у дошкольников

Автор: Пятина Мария Алексеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ЦРР — детский сад «Золотая рыбка»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Тема: Роль семьи в формировании чувства патриотизма у дошкольников

Опубликовано: 23.08.2016 16:21

Получить свидетельство      Скачать материал


Пятина Мария Алексеевна,
воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка», г. Абакан

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Патриотизм — важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и близких людей. Патриотическое воспитание детей начинается в семье. Знакомство с её историей учит внимательно относиться к прошлому. Однако часты случаи, когда вместе с любовью к семье у родителей не получается привить любовь к родной стране. Тем не менее, им важно показать детям, как тесно взаимосвязаны между собой жизни множества людей и поступки отдельно взятого человека.
Следующее, что необходимо сделать, – это приобщить юных патриотов к культуре своего народа. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к  родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их  с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны.
Семью как фактор воспитания характеризует ее  среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.
Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия  детского сада и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые: знанием, отношением, поведением.
Приобщение детей к народной культуре в современном обществе – это очень важный аспект в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Представляется совершенно бесспорным, что в современной ситуации одним из путей является познание традиционной культуры своего народа, изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ней, постижение общих корней в национальной культуре разных народов.
Во многих семьях сложились традиции празднования дня рождения ребенка, поступления его в школу, ведение семейной фотолетописи, организация домашнего театра и т.д. Традиции, передаваясь из поколения в поколение, адаптируются к условиям современной жизни, но назначение их остается неизменным: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей на основе проявления таких личностных качеств, как любовь, сострадание, доброта, понимание и др.
Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр — все это служит патриотическому воспитанию.
Так, одной из форм семейного досуга могут быть музейные экскурсии. Музей — учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих исторический интерес и т.п. Знакомство с музейными экспонатами позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, познакомиться с жизнью замечательных людей своего города, края и страны, узнать о достижениях в разных областях искусства, науки и техники.
Поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственное участие родителей, также обладает большими возможностями в патриотическом воспитании детей. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Так, на базе  музея или проектной деятельности могут выполнить исследовательскую работу на одну из предложенных тем: «Судьба семьи — в судьбе страны», «Герои-земляки», «Мой героический дед» и т.д.
Таким образом, семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку ребенок участвует в воспитании вместе со своими родителями — такова реальность человеческого бытия.
Список литературы:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.Д., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. 2007 г., «Учитель».
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. М., 2011.-114с.
3. Кондрыкинская Л.А. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector