Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за насекомыми». Экскурсия в парк (старший дошкольный возраст)

Автор: Арькова Ольга Анатольевна

Должность: Воспитатель первой категоии

Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 269»

Населенный пункт: г. Волгоград, Волгоградская область

Тема: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за насекомыми». Экскурсия в парк (старший дошкольный возраст)

Опубликовано: 24.08.2016 20:23

Получить свидетельство      Скачать материал


Арькова Ольга Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 269 Ворошиловского района Волгограда»
__________________________________________________________________

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за насекомыми». Экскурсия в парк
(старший дошкольный возраст)

Задачи:
• расширять знания детей об окружающем мире;
• познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни;
• формировать представления об окружающем мире, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
• развивать наблюдательность и любознательность;
• активизировать самостоятельную деятельность детей;
• обеспечивать двигательную активность детей в процессе игр и индивидуальной работы;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
• воспитывать любовь и уважением к природному наследию родного края.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Методические ресурсы: стихотворения: В.А.Степанов «Что такое луг?»; С. Михалков «Луг».
Содержание экскурсии.

1. Вступительная часть. Организационный момент. Дети вместе с педагогом находятся в парке, на лугу. Педагог обращается к детям со стихотворением поэта В. А. Степанова «Что такое луг?».
Что такое луг?
Ковер травы вокруг,
Цветов нарядных венчик,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки не торопливые,
С медом сладким пчелки,
Песня перепелки.
Педагог. Ребята, о ком говорится в стихотворении? (о насекомых, о луге, о птице..) Куда мы с вами пришли? (на луг). Верно, ребята, мы с вами находимся на лугу. Посмотрите, какая здесь красивая природа! Скажите, что вы видите? (ответы детей).
• Беседа педагога. Педагог читает стихотворение.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
С. Михалков.
Педагог. Это стихотворение о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве. Педагог обращает внимание детей на насекомых. Обратите внимание, ребята, сколько здесь в траве и в воздухе много насекомых, назовите, кого вы знаете из них (бабочки, жуки, кузнечики, пауки, муравьи, пчелы, шмели…) Как они передвигаются? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.) Чем питаются? (Зелеными листьями, стеблями и молодыми побегами растений, некоторые – созревшими плодами, опавшими листьями; жуки-точильщики – древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи – нектаром цветов.) У каждого насекомого есть своя защита от врагов (поясняет на конкретных примерах). У гусеницы и кузнечиков есть защитная окраска, у бабочек – отпугивающая окраска (показывает бабочку); у ос, пчел и шмелей – острое жало, будьте осторожны, не трогайте их, а то они могут укусить, а вот безобидные на наш взгляд, божьи коровки, выпускают едкую пахучую жидкость. А как вы думаете, ребята, какую пользу или вред приносят насекомые? (мнения детей).
Педагог подводит детей поближе к лужайке, предлагает по удобнее расположиться на ней и понаблюдать за её обитателями.
Педагог. Ребята, обратите внимание на то, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратите внимание на длинные усы жуков-усачей. А вот, и божья коровка, смотрите, как она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу (дети сажают насекомого на руку и наблюдают). А вот, и наша любимая бабочка, посмотрите, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему.
(Педагог обращает внимание детей на муравейник). Что это? (муравейник). Из чего он состоит? (из веточек, листьев, соломинок…) Верно, веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся (дети с педагогом отходят от муравейника). А вот, пчелы, давайте, понаблюдаем, как они обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Пчелы приносят большую пользу: в течение лета они опыляют огромное количество цветов.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.
Пальчиковая гимнастика. «Улей» (авт. В. Волина)
Вот маленький улей, где пчелы (Дети сжимают пальчики в кулак.)
Спрятались, никто их не увидит. 
Вот они показались из улья, (Отгибают по одному пальчику.) 
Раз, два, три, четыре, пять, 
З-з-з-з-з-з! 
 Подвижные игры
«Жуки». Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
«Змейка». Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.
• Заключительная часть.
Педагог. Нам пора прощаться с жителями луга. Давайте, пожелаем им спокойной зимы, а мы их обижать никогда не будем.
Дети машут ручками и говорят: «До свидания, бабочка! До свидания, жучок! До свидания, стрекоза! Прилетайте к нам в гости следующим летом!» После чего возвращаются в ОУ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector