«С детьми играть – ум, разум, душу развивать!»

Автор: Чекменева Ольга Валентиновна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ГБОУ СОШ пгт.Петра Дубрава с/п «Детский сад» «Созвездие»

Населенный пункт: пгт.Петра Дубрава, Волжский район, Самарская область

Тема: «С детьми играть – ум, разум, душу развивать!»

Опубликовано: 29.08.2016 10:19

Получить свидетельство      Скачать материал


«С детьми играть – ум, разум, душу развивать!»
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Игра является основным видом деятельности дошкольника.
        Ни к какой другой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательной возможности игры.
Игры способствуют развитию познавательных процессов таких как: внимание, память, восприятие, мышление, воображение. В процессе игры тренируется наблюдательность, ум, развиваются  творческие способности детей, формируется эмоционально-чувственную сфера ребенка.
Игры способствуют познанию ребенком самого себя. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду, в семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; дает возможность подражать взрослым членам семьи в поступках, речах, мимике, жестах, трудовых действиях. Играя, ребенок как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает, закрепляет формы поведения и отношений между близкими людьми.
        Все это происходит в том случае, если игра находятся под присмотром взрослого; если она построена на содержательном общении взрослых (родителей) с ребенком.
        Важным условием, способствующим развитию игры ребенка, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые сюжеты.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К шести-семи годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
        Покупая игрушку, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость, главное при покупке игрушки — их педагогическая целесообразность.
  Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но даже при наличии отдельной комнаты детям не выделяют игровой уголок. Игрушки обычно сложены в ящики, коробки, а если игрушка не находится в поле зрения ребенка, то она не провоцирует его на игру, малыш не может начать игру, создать игровую ситуацию. Держать игрушки надо открытыми. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только в определенном месте. Ребенок стремится играть там, где находятся взрослые члены семьи. Он нуждается в постоянной помощи, поддержке взрослых, их поощрении. Местом для игры он может выбрать кухню, комнату бабушки и другие помещения. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, что в свою очередь влияет на выбор темы, позволяет ребенку обобщать игровой и нравственный опыт, помогает ребенку осваивать игрушки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт истощается, игрушка становится не интересной. Подскажите ребенку  новые игровые действия с ней, поиграйте с ним. Посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой. Не торопитесь выбрасывать сломанные игрушки. Почините их вместе с ребенком и этот ремонт обыграйте.
        Научитесь играть в шашки и шахматы, особенно папы и дедушки, и вы можете  организовывать интересный и полезный досуг со своими старшими детьми-дошкольниками.
        Прививайте детям любовь к игровым развлечениям – шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку.
Не секрет, что значительную часть времени мамы  проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком, предложите ему поиграть в слова – половинки, придумать истории, поупражняться в произношении скороговорок и т.п.        
Дети обожают возиться в воде. Позвольте ему поплескаться в раковине. Подставьте удобную устойчивую табуретку, защитите его одежду от брызг, а чтобы совместить полезное с приятным — дайте помыть какие-нибудь фрукты. Грязные овощи давать для мытья не стоит — на них слишком много патогенных микробов. Предложите ребенку рассказать о фрукте, который он моет: какой он по цвету, форме? Где растет этот фрукт? Можно еще предложить детям найти различия между яблоками, грушами и т. д. Все эти не хитрые игры позволяют развивать у детей внимание, восприятие, мышление, расширять его представления о себе и окружающем мире. Кроме того, эти игры расслабляют и успокаивают детей.
В этом возрасте дети с увлечением участвуют в приготовлении теста. И для развития воображения и творческого мышления такая домашняя работа просто клад!!! Предложите своему ребенку самостоятельно придать форму будущему печенью или булочке и увидите, что это будет произведение искусства!
        Совершайте совместные прогулки во дворе, парке, где можно играть с песком и в подвижные игры.
        Чем больше времени уделяют родители  своему ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают семью, создают в ней дружественную атмосферу.
        Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам!
Главное не упустить то время, когда Ваше внимание — это то, что ждет ваш ребенок!
Памятка родителям по организации игр детей дома
Приучать детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте.
Поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценкой, баллами, призами и т.д.
Вводить в игру предметы – заместители (нитки, катушки, спичечные коробки и др.).
Учить детей играть с новыми игрушками, самим включаться в игру.
Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, шашки, мозаики и др.).
Периодически убирать часть игрушек, затем вновь выставлять их, внося тем самым фактор новизны.
Использовать бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка и др.)

PAGE

PAGE 1

Игры, которые можно провести дома:
— «Найди игрушку». Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на …, за …, между …, под …, у … и т.п. Потом поменяйтесь ролями.
— Положи столько же». В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.
— «Кто больше?». Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.
— «Золушка». Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
— «Таймер». Почти на каждой кухне есть таймер (или микроволновка с таймером). Каждый раз, устанавливая время на таймере, объявляйте вслух «1 минута», «5 минут». А когда таймер просигналит, еще раз напомните малышу о том, сколько времени прошло. Регулярные занятия с таймером развивают чувство времени.
Кроме того, таймер можно использовать в качестве «звонка на переменку».
Например, вы занимаетесь приготовлением пищи, а ребенок просит вас почитать книжку. Поставьте таймер на несколько минут и объясните ребенку, что обязательно почитаете, когда для вас прозвенит «звонок на переменку». Не забудьте выполнить обещание!

— «Настольный хоккей». Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.
— «Боулинг». Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.
— «Лепка из теста». Если вы замесили тесто, то сделайте и для вашего ребенка небольшой кусочек теста из 1, 5 чашек муки, 0, 5 столовой ложки соли, 0, 25 чашки воды (добавлять постепенно) и 0, 25 чашки растительного масла (добавлять постепенно), можете еще добавить немного краски. Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.
— «Картины солью». Многие из вас, наверное, видели и восхищались янтарными картинами, выполненными калининградскими художниками. Подобное произведение искусства можно сделать, используя обычную поваренную соль крупного помола. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж; платье куклы Барби, украшенное бриллиантами, и так далее.
— «Кот в мешке».Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их. Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.
— «Что пропало?». Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.
— «Холодно — горячо». Пусть малыш выйдет из комнаты, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите ребенка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».
— «Фокус». Покажите малышу фокус. Налейте в чашку немного воды, затем накройте ее листочком бумаги. Прижимая бумагу рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно отведите руку. Вода не выливается! (Фокус лучше проводить над раковиной).
— «Кораблики и подводные лодки». Поставьте перед ребенком кастрюлю с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут корабли), на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (это моряки). Пусть малыш поиграет с этими корабликами, пока вы будете готовить обед. Предложите ребенку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них будут плавать в воде, а какие нет? Потом, разумеется, надо проверить на практике.
— «Из пустого в порожнее». Дети любят играть с водой, переливать ее из одного сосуда в другой. Если не боитесь луж, дайте своему малышу небьющиеся стаканчики, бутылочки, баночки. Пусть наливает в них воду, сидя на полу над тазиком, или стоя на стуле возле раковины.
Играя с ребенком в подобные игры, мы не только приучаем его к труду, развиваем его психическую деятельность, но и даем ему самое необходимое – элементарное общение, душевное тепло и сердечность.

PAGE

PAGE 3

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector