Младшим дошкольникам о ЗОЖ

Автор: Антюхова Анжелика Генадиевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Ласточка»

Населенный пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Младшим дошкольникам о ЗОЖ

Опубликовано: 01.09.2016 22:16

Получить свидетельство      Скачать материал


МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКОГО НАВЫКА УМЫВАНИЯ

Мы учим малышей умываться. А умывание — это труд, такая деятельность, в которой тоже формируется личность. Поэтому необходимо целенаправленно формировать указанную деятельность, показывая всю систему компонентов.
1. Задумали сделать руки чистыми, чтобы червяки не завелись в животе.
2. Сейчас руки грязные.
3. Откроем кран с водой, возьмем мыло.
4. Разотрем мыло, сделаем из мыла белые перчатки с длинными белыми манжетами, смоем; если перчатки получились черными, надо еще раз повторить — сделать перчатки белыми, смыть, отжать воду, вытереть руки о полотенце.
5. Руки стали чистые и сухие, полотенце — чистое, но мокрое (что получилось? Какой результат?)

Первоначально в течение одного, а может быть, и двух месяцев воспитателю необходимо последовательно провести следующую систему работы:
1. Назвать и показать все компоненты процесса умывания:
• Что хотим сделать?
• Какие сейчас руки? Почему?
• Чем будем мыть руки?
• Как будем мыть руки?
• Какими стали руки после мытья? (Чистые и мокрые.)
• А после вытирания полотенцем? (Чистые и сухие.)
2. Предложить детям рассказать, как будем мыться (повторение 1). «Послушаем Женю, как надо мыться, чтобы руки стали чистыми».
3. Зачем нужно мыть руки?
4. Как узнать, что руки стали чистые? Правильно, посмотреть, всю ли пену смыли. Если пена осталась, значит, и грязь осталась на руках.
5. Создать ситуацию: нет воды в кране. Что делать? Может быть, сесть за стол и не мыть руки? (Заранее приготовлена лейка и ведро с водой, нужно полить из лейки и вымыть руки — предложение должно исходить от детей.)
6. Нет мыла. Можно вымыть без мыла? Почему нельзя? (Без мыла не будут руки чистыми, не надеть «белые перчатки».) (повторение 2).
7. Вместо мыла положены деревянные кусочки. Интересно, заметят ли дети подмену, потребуют ли мыла?
8. Кукла пришла поучиться мыть руки, чтобы у нее они тоже стали чистые. Рассказать и показать кукле, как надо мыть руки, чтобы они стали чистые (повторение 3).
В разных вариациях эти вопросы и ситуации задаются детям в течение того времени, пока не произойдет прочного формирования навыка. Затем предлагается усложнение ситуаций — от решения проблемы с нарушением одного компонента до нарушений нескольких компонентов. Только тогда деятельность педагога приведет к положительному результату.
Так, в развитии и усложнении, видится каждый режимный момент, в котором ребенок может быть активным и самостоятельным, понимающим необходимость требований взрослого.

• Рекомендации воспитателю по регулированию занятости детей в процессе формирования КГН умывания: одна группа моется, вторая — вытирается, третья — играет в хороводную игру или с пальчиками.
Воспитатель проявляет интерес, доброжелательность, оценивает результат и направляет деятельность малышей. Каждой группе он должен уделить внимание, и не один — два раза, а при каждом умывании.
УЧИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛОТЕНЦЕМ.

Предложить ребенку
• Снять полотенце с крючка.
• Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.
• Ровно, держа полотенце посередине, поднести его лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
• Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
• Поменять руки местами.
(Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь ручки?». Ответить: «Сухие, чистые!». Затем прочитать потешку «Мальчик — пальчик»:
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
При чтении потешки побуждать малыша показать поочередно каждый пальчик. ‘Если взрослый наберется терпения, то в 1 год 8 месяцев (в 2 года) малыш будет сам мыть и вытирать руки.

УЧИМ УМЫВАТЬСЯ

• Завернуть рукава одежды ребенка.
• Проверить температуру воды.
• Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки — царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да моей внучки (дочки)! и т. д.
• Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
• Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха.
• Еще раз обмыть водой руки ребенка.
• Закрыть воду.
• Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
• Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
• Предложить посмотреть в зеркало: «вот какой ты стал чистенький и красивый!».
При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Теплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»).
Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.
Очень важно с 1 года 6 месяцев учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. И помните: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т. н. «цыпки»), трещинки и т. д.

РАССКАЗ ДОКТОРА АЙБОЛИТА О ЦЕЛЕБНЫХ ТРАВАХ

Программное содержание: Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье, рассказать о целебном свойстве некоторых трав. Расширять активный словарь детей названиями средств ухода за телом человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Материал: иллюстрации, костюм Градусника, ингалятор, горчичники, йод.

ХОД:
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением заболевших, простуженных детей. Предлагает обсудить, что бы помогло им. Рассмотреть костюм Градусника, войти в образ воспитателю. Предложить детям задать вопросы интересующие их. Послушать высказывания детей, что делать, если вдруг хитрые лужи забрались в сапоги и хозяйничают там. Дядюшка Градусник дополняет ответы детей: всё снять, потом выстирать и высушить, а ноги протереть горчицей. Показать один из приёмов, насыпать в таз горчицы и налить тёплой воды, опустить ноги. Подержать их там до покраснения, растереть насухо полотенцем, надеть тёплые шерстяные носки и лечь под одеяло.
Воспитатель спрашивает:
— Как вы думаете, почему используют горчицу и тёплую воду для прогревания ног. Для чего нужно такое прогревание? Вспомните, ребята, что мама делает вам, когда вы заболели? А кому мама грела ноги в тазу с горчицей? Воспитатель показывает детям больную куклу, и предлагает полечить её с помощью горчичников.
С помощью подготовленного оборудования взять необходимое: две мисочки, одна с тёплым подсолнечным маслом, другая с тёплой водой, горчичники, марля, полотенце часы. Под руководством дядюшки Градусника проделать процедуру на кукле.
Сложить марлю в три слоя. Смочить её в масле, положить на спину кукле, смочить в тёплой воде горчичник, поместить его горчицей вниз, закрыть полотенцем, засечь время-15 — 20 минут.
Подчеркнуть полезность процедуры. При правильном проведении.
Воспитатель показывает детям ещё одно приспособление для лечения без лекарств — ингалятор
— Ребята, видели ли вы раньше такой аппарат? Как используется, для чего? Запоминаем название. В переводе с латинского — вдыхание с лечебной целью. Рассказывает об использовании ингаляций без специального прибора, предложить побывать в «ароматном облаке».
Воспитатель кладёт все компоненты — сода, травы (ромашка, шалфей, зверобой, липовый цвет, мята, фиалка), по одной ложке, в кастрюле с горячей водой. Сесть вокруг и подышать. Сравнить запахи. Обменяться ощущениями. Воспитатель берёт зонт, раскрывает его так, чтобы пар поднимался к нему белым облаком.
В заключении проводится игра « Что помогает не болеть» Дети выбирают картинки с изображением естественных средств лечения: лук, чеснок, различные травы, мёд…

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ О НОСОВОМ ПЛАТКЕ

Программное содержание: Рассказать детям, в занимательной форме об удивительной истории с носовым платком. Приучать пользоваться носовым платком, не терять его, пользоваться только своим и следить за тем, чтобы он был чистым на следующее утро. Научить раскрашивать кусок ткани квадратной формы, элементами узора: точки, прямые и волнистые линии. Воспитывать доброе чувство к лесным обитателям.
Материал: кисти, краски, кусочки ткани квадратной формы, волшебный лес и звери-игрушки.
Словарная работа: микробы, простуда.

ХОД:
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас расскажу одну сказку. Слушайте её внимательно:

— В одном лесу жили зверушки. Какие жили зверушки (показ)? Они все жили весело и дружно, никогда не болели, потому что ели морковку, капусту и другие овощи, гуляли на свежем воздухе. Звери были дружными и веселыми. Любили петь песни. И вот однажды прилетела к ним на черной тучке Бабушка Простуда с внучатами -микробами и напустили простуду на весь лес и его обитателей. Звери заболели. Тогда Сорока — Белобока полетела к Доктору Айболиту и все ему рассказала. Доктор Айболит прилетел на своем волшебном вертолете, прогнал Бабушку Простуду, напоил зверей микстурой и подарил им носовые платочки.

— А для чего подарил Доктор Айболит носовые платочки? Воспитатель выслушивает ответы детей, задает наводящие вопросы и выясняет, для чего нужны носовые платки, как ими пользоваться и как их хранить.
Воспитатель — А у нас в группе тоже есть волшебный лес и там живут игрушки-зверушки. Не хотите им сделать подарки?
Дети предлагают свои варианты подарков, воспитатель подталкивает их к тому, чтобы подарить зверям носовые платочки.
Воспитатель раздает детям носовые платочки — кусочки ткани. Дети их раскрашивают.
Во время раскрашивания кусочков ткани, воспитатель следит за тем, чтобы дети держали правильно кисточку, вовремя промывали её, насыщали кисточку краской.
Затем все вместе идут в волшебный лес и дарят зверям носовые платочки. Воспитатель просит детей рассказать, как нужно пользоваться платочками и о том, что нужно делать, чтобы не болеть.

ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ

Программное содержание: Продолжить учить детей заботиться о своём здоровье, учить избегать опасных для жизни ситуаций. Развивать наблюдательность. Расширять и активизировать словарь детей, введением глагольной лексики.
Материал: зонтик, кукла, собака, иллюстрации.

ХОД:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что они видят за окном. Полюбоваться осенним небом, позвать солнышко, спрятавшееся за тучками:

Солнышко — ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.

Проводится игра «Солнышко и дождик» (2-Зраза). Заканчивается игра потешкой: Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить.
Чтоб деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать.
Нужно солнышко — колоколнышко.

Воспитатель спрашивает детей, когда, в какую погоду можно детям гулять. Предлагает объяснить, почему нельзя гулять в дождь, в сильный мороз, при сильном ветре. Уточняет ответы детей, используя иллюстрации, подводит к выводу: « Сильный холод, ветер, дождь, переохлаждают тело человека, что вызывает простудные заболевания. Солнечная погода, лёгкий мороз — хорошее время для прогулок, закаливания.»
Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете –
Это очень хорошо и большим и детям.

Воспитатель предлагает рассмотреть гостью — куклу. Знакомит её с детьми

Познакомься с нашей Таней,
Ей пошёл четвёртый год.
Рано утром Таня встанет
И гулять пойдёт.

Воспитатель сообщает, что Таня пошла гулять. Предлагает детям объяснить Тане, можно ли гулять, проанализировать погоду за окном. Воспитатель:
— С кем можно гулять Тане, почему? Что с ней может случиться? Воспитатель предлагает погулять с Таней по группе. Разыгрываем ситуацию — встреча со злой незнакомой собакой (игрушка). Подвести детей к выводу: нельзя подходить на улице к собакам и кошкам, они могут укусить, поцарапать, заразить болезнью.
Предлагает игру: « Выбери правильно» Благоприятные и неблагоприятные условия для прогулки.

Игра – инсценировка
НАУЧИМ ХРЮШУ МЫТЬ РУКИ С МЫЛОМ

Программное содержание: вырабатывать умение правильно мыть руки, видеть в этом необходимость: пользоваться полотенцем. Повторить с детьми стихи, связанные с выполнением кгн. Развивать связную речь у детей, внимание и память. Продолжать учить детей использовать в речи название предметов: полотенце, мыло, кран. Приучать внимательно выслушивать задание, старательно выполнять его, доводить дело до конца, по одному отвечать на вопросы, заданные всей группе, слушать ответы товарищей. Воспитывать у детей внимание, умение быть аккуратными; быть вежливыми, уметь уступать друг другу. Приучать вести здоровый образ жизни.
Материал: игрушка Хрюша, умывальник, мыло, полотенце.
Словарная работа: умывальник, микробы.

ХОД:
Дети вместе с воспитателем читают стих:
Знаем, знаем, да-да-да, Где тут прячется вода.
Выходи водица, мы пришли умыться.
Лейся на ладошку понемножку,
Нет, не понемножку, посмелей,
Будет умываться веселей!

Хрюша: — А я не люблю умываться. Я когда умываюсь, у меня становится мокрой рубашка и рукава всегда мокрые.
Воспитатель: — Дети, что нужно делать, чтобы рукава рубашки были сухими?
Воспитатель: — Хрюша, нужно не просто умываться после прогулки, перед едой нужно мыть руки с мылом.
Хрюша: — Я ужасно не люблю мыть руки с мылом, я его боюсь.
Воспитатель: Ребята, расскажите Хрюше, почему нужно мыть руки с мылом. (Дети отвечают).
Хрюша: — Но я боюсь мыло, оно кусается, щипит!
Воспитатель: — А хочешь, Хрюша, я расскажу тебе и ребятам, почему щиплет мыло?
— Наше тело покрыто кожей. Кожа защищает нас от холода, бережет от жары, укрывает от ветра. Кожа спасает тебя от нападения микробов. Неприступна для микробов только чистая кожа.
— Посмотрите, ребята, на свои руки и Хрюша тоже. Сколько на коже бороздок и канавок, сколько складок и ямок. Если они забиваются грязью, микробам будет легче атаковать из этих укрытий. А под грязными ногтями их собирается целые полчища!
Хрюша:- А как можно избавиться от микробов?
Воспитатель: — Избавиться от микробов и от грязи не так-то просто. Одной водой их не смоешь. Грязь прилипчива, и микробы держатся цепко! А прогнать их может только что? (ответы детей). Правильно — мыло!
— Душистое мыло, рождающее искристую пену. Словно дворник с жесткой метлой, оно проходится по всем щелочкам и закоулкам твоей кожи. Выметает и гонит прочь грязь и микробы. Вон! Вон! Вон! Мыло работает на совесть: драит, чистит, намыливает, трет, скоблит и протирает, выметает, очищает!
Хрюша: Да, а ещё щипится и кусается!
Воспитатель: Если мыло попадает на тонкую кожицу, например, у глаз ты почувствуешь, как оно работает. Как старается вывести грязь и микробы — шипит, колет, кусается, грызет. Оно нападает не на тебя. Хрюша, а на твоих врагов. Стоит ли обижаться на друга? Просто будь с ним повнимательнее.
Хрюша: А как это?
Воспитатель: Почаще обращайся к нему за помощью перед приемом пищи. От дружеского пожатия мыла твоя кожа станет чистой, душистой и ароматной.
Хрюша: Значит мыло — мой друг?
Воспитатель: Да, Хрюша. А раз в неделю с другом-мылом можно посидеть в ванной.
Хрюша: Пойдемте, ребята, покажите, как вы моете руки с мылом.
Дети моют руки с мылом и читают стихи:

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся шейка,
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, отмывайся,
Грязь, смывайся, грязь смывайся!

Хрюша: А я тоже знаю стихи про мыло:
Да здравствует, мыло душистое!
И полотенце пушистое!

Кукольный спектакль
ХРЮША НЕ ГРЯЗНУЛЯ

Программное содержание: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. С помощью героев спектакля, показать детям, как правильно употреблять пищу, что перед этим надо делать (мыть руки, овощи, фрукты) и для чего надо так делать; воспитывать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
Материал: куклы: Хрюша, Каркуша; атрибуты — корзинка с морковками, ведро с водой, муха.
Словарная работа: овощи, фрукты, жадина, грязнуля.

ХОД:
Появляется Хрюша с корзинкой моркови. Наклонившись над корзинкой, жадно и торопливо ест морковку.
Воспитатель: О! Кто к нам сегодня в гости пришел! Хрюша, здравствуй! (Хрюша не обращает внимание) Здравствуй, Хрюша!
Хрюша: А… Здравствуйте, здравствуйте … (продолжает есть) Появляется Каркуша.
Каркуша: Здравствуйте, дети! Здравствуй, Хрюша!
Хрюша: Привет, Каркушечка. (ест, загораживает собой от Каркуши морковку)
Каркуша: Что это ты делаешь, Хрюша?
Хрюша: Не видишь, что ли? Ем!
Каркуша: Как! Ты ешь один и никого не угощаешь?
Хрюша: Да, ем один и никого не угощаю!
Каркуша: Тогда ты, Хрюша, жадина.
Хрюша: И вовсе я не жадина! Просто морковка грязная …
Каркуша: Хрюша! Нет, ты жадина! Да еще и грязнуля! Разве можно есть немытые овощи и фрукты!
Хрюша: И нет! Я не жадина и не грязнуля. Вот я сейчас помою морковку и всех ребят угощу.
Хрюша уходит мыть морковку — за ширмой слышится журчание и всплески воды. Каркуша заглядывает за ширму.
Каркуша: (Хрюше): Мой, мой, Хрюшечка, хорошо! Мой щёточкой. И не забудь ополоснуть кипяченой водичкой. Дети, никогда не ешьте немытые ягоды, овощи и фрукты. Пока Хрюша моет морковку, давайте вспомним, какие овощи вы знаете. (Дети отвечают). Молодцы! Овощи надо мыть и только потом чистыми руками их можно есть.
Дети по просьбе воспитателя называют фрукты, которые знают. Появляется Хрюша с одной морковкой.
Хрюша: Чтобы ты, Каркуша, не говорила, что я жадина, я тебя первую угощу морковкой. Я её хорошо помыл, сполоснул чистой водичкой и вытер чистым полотенцем.
Каркуша: Спасибо, Хрюша. Теперь все видят, что ты не жадный поросёнок и не грязнуля!
Каркуша берет морковку.
Хрюша: Я и ребят сейчас угощу. (Уходит)
Летит муха и садится на Каркушину морковку.
Каркуша: Кыш! Кыш! Грязнуля! Выскакивает Хрюша.
Хрюша: Это кто грязнуля? Я?
Каркуша: Нет, это муха грязнуля. Кыш! Кыш! На грязных лапах болезни всякие страшные приносит!
Каркуша с Хрюшей гоняются за мухой. Муха улетает.
Каркуша и Хрюша: Улетела? Нет нигде мухи?
Хрюша: Давай морковку, Каркушечка, я её ещё раз хорошенечко помою. Хрюша берет морковку и уходит.
Каркуша: Ребята, если муха посидела на морковке, или на яблоке, или на чем-нибудь съестном, надо обязательно их помыть.
Появляется Хрюша с морковкой.
Хрюша: Возьми, Каркуша, ешь скорей, пока нет мухи.
Каркуша: Нет, есть пока не буду, я ещё руки не мыла.
Хрюша: Правильно, Каркушечка, руки перед едой надо мыть. Да, ребята? Вы никогда не забываете мыть руки перед едой?
Воспитатель: Наши дети никогда не забывают мыть руки перед едой, моют
мылом очень тщательно!
Хрюша: (подает корзинку с морковкой): — Молодцы! Угощайтесь, ребята! Я не жадина. Морковка мытая. Ешьте на здоровье!
Воспитатель: Спасибо большое, Хрюша! Конечно, ты не жадина! И не грязнуля!
Хрюша и Каркуша: До свидания!
Воспитатель: До свидания, Хрюша. До свидания, Каркуша.
Хрюша: Пойдем, скорей, Каркушечка, помоем руки и будем, есть морковку!
Каркуша: Пойдем, пойдем, Хрюша…
Воспитатель: И мы, ребята, пойдем вымоем руки, пообедаем и съедим свои морковки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector