Активизация мыслительной деятельности в формировании элементарных математических представлений через интеграцию занимательного материала

Автор: Гончарук Галина Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад №58 г. Иркутска

Населенный пункт: г. Иркутск

Тема: Активизация мыслительной деятельности в формировании элементарных математических представлений через интеграцию занимательного материала

Опубликовано: 08.09.2016 13:21

Получить свидетельство      Скачать материал


Активизация мыслительной деятельности в формировании элементарных математических представлений через интеграцию занимательного материала.
Математические знания по праву занимают большое место в системе дошкольного образования. Математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мысли, учит логике. А занимательный математический материал решение любой трудной задачи превращает в удовольствие, приучает к усидчивости, а соревновательные элементы вызывают стремление к познанию. Моя задача состоит в том, чтобы развивать познавательные способности, создавать условия для развития ребёнка, поощрять умственную деятельность детей. Для того, чтобы ребёнок вырос способным к овладению знаний и умений, и умел их применять на практике, как диктует современная действительность.
Чтобы были реализованы задачи средствами занимательного материала, необходимо, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно.
Для этого я:
1. Создаю атмосферу доброжелательности для каждого ребёнка, это важно как для интеллектуального развития, так и для здоровья дошкольника.
2. Новые занятия даю не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие».
3. Обеспечиваю возможность продвижения каждого ребёнка.
Дошкольники с большим интересом воспринимают задачки-шутки, загадки, ребусы, математические фокусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребёнок испытывает эмоциональный подъем, что в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывания хода, предугадывание результата, в ходе поиска решения, дети проявляют догадку). Это свидетельствует о развитии качественной умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью одной палочки выложить на столе треугольник? «– заставляет ребёнка задуматься, и в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
В своей работе широко использую математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, ребусы). Есть головоломки, рассчитаные только на игру фантазии и воображения (Танграмм, игры с палочками).
Другой вид занимательного материала – математические игры. Это игры, в которых смоделированны математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задач. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Например: «Отгадай число «(сравнение чисел), «Цепочка примеров»(арифметические действия).
Хочется выделить логические игры, задачи, упражнения: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются», «Чудо – мешочек».
Использую занимательный материал в проведении занятий – путешествий, путешествий по таблице «100 счёт Зайцева».
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счёте, вычислениях. Например: «Составь числовой ряд», «Найди и назови», «Убери число «.
Поскольку наша группа «Речецветик»– группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, нам приходится много внимания уделять развитию и коррекции речи детей. Использование речевого материала в стихотворной форме, при загадывании математических загадок, решении задач, тоже способствует успешной коррекции речевых дефектов. Объяснение условий задач, ответы на их решение способствуют развитию связной речи, а под контролем педагога превращаются в речетренинги, что также необходимо на этапах автоматизации и дифференциации звуков.
Для того, чтобы моя работа была успешной, я провожу работу с родителями. Пропагандирую среди родителей необходимость использования занимательного математического материала в семье. Впускаем газету «Ребусенок», использую папки-передвижки, тетради.
Таким образом, я пришла к выводу, что формирование мыслительной деятельности у ребёнка с использованием занимательного математического материала – приносит хорошие результаты. У детей возрастает интерес к знаниям, они лучше справляются с поставленной перед ними задачей, учатся анализировать и выделять существенные признаки предметов, думать целенаправленно. У ребёнка развивается геометрическое воображение, умение сравнивать, обобщать, разделять на группы, делать выводы. В старшей группе появляется адекватная самооценка, они учатся соотносить цель и результат. Без затруднений у ребёнка развивается внимание, память, воображение, творческие проявления.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector