Статья «Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений»

Автор: Булавина Ольга Валерьевна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Азимова Раида Османовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ГБОУ Школа с углубленным изучением английского языка №1411 СПДО №4 (978)

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Статья «Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений»

Опубликовано: 08.09.2016 21:48

Получить свидетельство      Скачать материал


Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Под «эмоциональным выгоранием» понимают специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности и выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а так же в отсутствии профессиональных планов и крушении надежд. Феномен выгорания является популярным предметом исследования за рубежом начиная с 70гг ХХ века. В отечественной науке повышенный интерес к выгоранию начал появляться в последнее десятилетие.
Понятие «выгорание» (burnout) , было введено в науку американским психиатром Х.Дж. Френденбергом в 1974 году для описания особого расстройства личности у здоровых людей, возникающего в следствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками. Это болезнь коммуникативных профессий.
Симптомы, которые исследователи относят к выгоранию: угрюмость, плаксивость, пониженность и нестабильность настроения, истощение эмоциональных ресурсов, ощущение безысходности и безнадежности. Отстраненность от общения, все это сопровождается жалобами на головные боли, тошноту, головокружение, бессонницу. Человек теряет заинтересованность к своей работе. «Выгорание» своего рода синоним «стресса».
Е.Эдельвич и А.Бродский описывают выгорание как процесс крушения иллюзий. Они определяют «выгорание» как потерю энергии, которую люди испытывают в результате специфических условий их работы.
Т.Кокс и А.Гриффитс пытаются описать модель синдрома выгорания, обращая внимание на мотивацию, далеко идущие планы, ожидания и стремления в работе. Приводит к выгоранию также и неблагоприятная рабочая обстановка, неадекватные способы борьбы со стрессом (ухудшение здоровья, низкая самооценка).
В отечественной науке проблема выгорания исследуется, начиная с 1980х гг. Используются такие термины, как «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание» и «психическое выгорание». Эмоциональное выгорание – эмоциональное истощение, профессиональное – отношение человека к работе, психическое – выгорание происходит в сфере психического и затрагивает все сферы личности.
Проблеме выгорания посвящена книга «Синдром выгорания: диагностика и профилактика». Автор книги «Синдром психического выгорания личности» В.Е.Орел считает, что выгорание – это профессиональный кризис.
Исследования многих зарубежных и отечественных ученных подтверждают, что особой «группой риска», связанной с возникновением синдрома эмоционального выгорания, являются представители педагогической деятельности.
Немало важную роль играют факторы, способствующие формированию феномена синдрома эмоционального выгорания.
(В.В.Бойко) Внешние (общение, неблагополучная атмосфера профессиональной деятельности). Внутренние (нравственные дефекты, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности)
С.Маслач, А.Пайнс, Е.Аронсон, П.Торнтон — выделяли личностный (пониженная самооценка), ролевой (конфликт), организационный (высокая рабочая нагрузка).
Е.С.Старченков – выделил личностные (социальная незащищенность), ситуативные (дефицит дружеской поддержки), профессиональные требования (самоконтроль, саморазвитие).
В.Е.Орел – выделил индивидуальные (семейное положение), организационные (условия работы).
Исходя из цели нашего исследования, рассмотрим особенности педагогической деятельности, которые способствуют возникновению выгорания.
Деятельность воспитателя дошкольных образовательных учреждений является педагогической, но кроме образовательной функции, особую роль в работе занимает руководство игрой, бытовой, трудовой и коммуникативной деятельностью. Педагогический профессионализм представляет высокий уровень решения задач, отражающих специфику педагогической системы. Воспитатель должен быть коммуникабельным, квалифицированным педагогом, с накопленными знаниями, умениями и навыками. Должен знать сведения о сущности его труда, о психическом развитии его воспитанников, их возрастных особенностях, межличностных отношениях.
Главным и основным требованием к педагогу является: любовь к детям, к его деятельности, широкая эрудиция, высокоразвитый интеллект, владение различными методами обучения и воспитания.
Таким образом, учитывая специфический характер требований к личности воспитателя и содержания педагогической деятельности, мы можем говорить о реальной опасности возникновения «выгорания» у представителей данной профессии.
Исходя из анализа различных подходов, синдром эмоционального выгорания – это негативно окрашенное прогрессирующее образование, которое характеризуется эмоциональным истощением, развитием негативного отношения к себе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector