Мастера Дагестана

Автор: Султанмеджидова Зина Вагабовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Центр развития ребенка-детский сад № 62

Населенный пункт: г.Махачкала, Республика Дагестан

Тема: Мастера Дагестана

Опубликовано: 08.09.2016 23:04

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №62 г.Махачкалы
Республики Дагестан

Проект
на тему:
«Мастера Дагестана»

Подготовила проект:
воспитатель Султанмеджидова
Зина Вагабовна

г. МАХАЧКАЛА
2016 г.

Содержание проекта:
Введение ——————————————————————————3
Актуальность проекта—————————————————————5
Цели и задачи проекта—————————————————————6
Ожидаемые результаты————————————————————-7
План реализации проекта ———————————————————-7
Список литературы—————————————————————11
Приложение —————————————————————————12

Введение
Дагестан является полиэтнической республикой, уникальной лабораторией для изучения процессов воспитания, приобщения детей не только к культуре своего народа, но и к культуре общества в целом. Многовековые традиции, в том числе и народное искусство Дагестана, помогали и продолжают помогать формированию у детей дошкольного возраста прочных навыков и умений нравственного, эстетического отношения к жизни и творчеству.
Необходимость приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, воспитание детей средствами народного искусства нашей республики обусловлена современными условиями совершенствования системы образования, разработки и внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования, когда дошкольное воспитание является начальной ступенью развития личности. Основная роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию.
В формировании духовного облика ребенка в прошлом определенную роль играло народное искусство (колыбельные песни, народные сказки, предметы быта, традиционные игрушки и т.д.), и происходило это ненавязчиво в семье, во время детских игр, традиционных народных праздников, обрядов, в процессе труда мастеров и мастериц, в исполнении танцев, песен.
Художественно-эстетическое воспитание представляло собой синтез таких видов искусств, как фольклор, музыка, прикладное искусство. Например, женщины-мастерицы и девочки ткали ковры и пели песни, лепили игрушки и рассказывали сказки, затем устраивали импровизированные сценки, и дети играли. Взрослые и дети, готовясь к праздникам, со вкусом украшали одежду. Изготовляли различные предметы, преподносили их и дарили в сопровождении песен, стихотворных пожеланий и т.д. Все это, естественно, служило хорошей средой для проявления личности ребенка и приобщения его к культуре своего народа. Как известно, народное искусство вобрало в себя все ценное, что веками складывалось и формировалось в жизни горцев: самобытность, поэтичность, образность мышления, мудрость, любовь к природе, труду и многое другое. Правы те специалисты, которые считают, что сегодня нельзя рассматривать народное искусство только как часть материальной, бытовой культуры прошлого.
Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.
Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.
Сегодня, когда обновляется содержание образовательных дошкольных учреждений, пересматриваются формы и методы приобщения детей к изобразительной деятельности, необходимо вопросы духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников строить путем ознакомления их с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана, так как орнаментальная основа народного искусства доступна детям для восприятия и отображения в художественной деятельности.
В условиях Дагестана с его богатыми традициями национально-художественной культуры огромное значение в эстетическом воспитании детей приобретает народное искусство (декоративно-прикладное, художественно-речевое, музыкальное, игровое).
Планомерное и целенаправленное изучение народного искусства позволяет детям лучше узнать природу и художественные традиции своего края, народные праздники и обычаи.
Главное богатство Страны гор, моря и солнца – люди, мужественные и трудолюбивые, талантливые и по-горски гостеприимные.
Своим талантом радуют людей мастера искусств. Они бережно хранят богатое культурное наследие. Плодотворно развивается самобытное декоративно-прикладное искусство. Повсюду известно мастерство дагестанских умельцев. Их талантливые руки продолжают создавать художественные изделия из металла, дерева, шерсти, глины, стекла. На многочисленных международных и всероссийских выставках экспонируются дагестанская чеканка, украшения, керамика, ковры. [9]
Актуальность проекта:
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека предусмотрена ФГОС дошкольного образования.
Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Дети приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Дети заставляют родителей и воспитателей искать информацию в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.
Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, — единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Цель проекта: помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.

Задачи проекта:

1.Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
2.Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
3.Продолжать знакомить детей с профессиями, своих родителей.
4.Воспитывать уважение к труду людей.
5.Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы и родители, муз. руководитель.
Вид проекта: информационно – творческий.
Сроки реализации: среднесрочный (1 месяц).

Ожидаемый результат:
— знание детьми информации о профессиях;
— развитие творческих способностей детей;
— повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Методы:
• проведение экскурсий;
• организация встреч с людьми разных профессий;
• чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых;
• беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе;
• составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых;
• индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Этапы работы над проектом
I – подготовительный этап
1.Оснащение предметно-развивающей среды.
2.Оформление альбома с фотографиями «Дагестанские мастера».
3.Подбор иллюстраций по теме проекта.
4.Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой проекта.
5.Приобретение художественной литературы, энциклопедий, связанных с профессиями людей.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда гончаров, златокузнецов, ковровщиц, чабанов, виноградарей.

II – основной этап
Образовательные области
Совместная взросло – детская деятельность в разных видах деятельности
Познавательное развитие
НОД: «Кто трудится в Дагестане?», «Кем быть?», «Дагестанские мастера».
Экскурсии и целевые прогулки: в краеведческий музей, сад.
Беседы: «Кем я буду работать, когда вырасту», «Мастера Дагестана».
«Я хочу быть…»,
«Где работают мои близкие родственники»,
«Я горжусь трудом своих родителей».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы; заучивание стихов; работа с пословицами и поговорками о труде, трудолюбии, мастерстве; загадывание загадок о профессиях и орудиях труда; работа над скороговорками, в которых упоминаются профессии и орудия труда.
Чтение произведений: Н. Юсупова «Чабан Рабадан»,
А.Исмаилов «Маленький чабан»,
Н. Капиева «Сыновья мельника»,
А. Раджабов «Маленькая ковровщица».
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда ковровщиц, чабанов, гончаров, златокузнецов, виноградарей.
Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта (с использованием схем – подсказок), «Я хочу быть златокузнецом», «Моя мама — ковровщица».
Составление рассказов «Почему поссорились инструменты», «Мои папа и мама спешат на работу».
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«Скажи, что делают этими предметами?», «Кто, где работает?», «Кто это знает и умеет?», «Для человека, какой профессии это нужно», «Такие разные профессии», «Назови чей инструмент?»
Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Знаю все профессии».

Сюжетно-ролевые игры:
«В гостях у вышивальщицы», «В гости к гончару», «В гостях у хлеборобов Дагестана»,

Художественно – эстетическое развитие
Изобразительная деятельность

Рисование: «Моя любимая профессия», «Профессия – пастух (чабан)», «Врач».
Лепка: «Инструменты для людей разных профессий».
Аппликации из природного бросового материала по теме «Сказочный ковер», «Дагестанский палас».

Музыкально-творческая деятельность
Исполнение песни «Маленькие помощники» (композитор и автор И. Гилилова);
«Маленькая ковровщица» М. Гусейнова;
«Песня юных садоводов» Е.Тиличеевой;
«Радость труда» Фаталиев Р.А.;
Слушание музыки:
«Песня пастуха» К. Шамасова;
«Сбор урожая» М. Кажлаева;
«Ритм труда» П.Проскурина;
«Маленькая танцовщица» С.Керимова.

Физическое развитие
Подвижные игры народов Дагестана: «Храни очаг» (авар.), «Игра с мячом» (дарг.), «Угадай» (дарг.), «Защити гостя» (дарг.), «Выбери ягненка» (дарг.) «Пастух и овцы», «Волк и овцы», «Где пасешь?» (кум.).

Работа с родителями
Подготовить материал по теме — «Дагестанские мастера» (в виде презентации, рассказа, фотоальбома, видеофильма и т.д.).
Изготовление альбома «В мире профессий».
Изготовление стенгазеты «Кем я буду работать, когда вырасту».

III – заключительный этап
Проведение развлечения «Горных мастеров дары – небывалой красоты».
Выставка детских работ — «Наши будущие профессии».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

• Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера 2014г.
• Гасанова Р.Х., Мирзаев Ш.А. «Фольклор и литература народов Дагестана» — хрестоматия. ООО «Лотос», Махачкала 2005.
• Гришина А.В./ Добрый мир игры. Учебно-методическое пособие. Махачкала 2014.
• Гусарова Л.Ф. / Проектная деятельность в детском саду. Махачкала 2013.
• Идрисова З.И. / Подвижная игра – спутник жизни ребенка. Махачкала, 2003г. 63с.
• Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
• Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.– М.: ТЦ Сфера 2003г.
• Программа – руководства «Отчий дом» для дошкольных образовательных учреждений. – Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2012. – 72с.
• Соловьев В. По Дагестану. Внешторгиздат. 1989 г.
• Шоригина Т.А. Праздники в детском саду.– М.: ТЦ Сфера 2009г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий развлечения
«ГОРНЫХ МАСТЕРОВ ДАРЫ – НЕБЫВАЛОЙ КРАСОТЫ»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в то далекое время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки должны были много работать. Они не только сеяли пшеницу и разводили скот, но и осваивали различные ремесла – ковроткачество, гончарное, оружейное, ювелирное дело, занимались резьбой по дереву. Профессиональные секреты мастерства передавались от отца к сыну, от матери к дочери и таким образом, это ремесло становилось профессией всего рода. Так появились в Дагестане целые аулы знаменитых мастеров: Балхар, Унцукуль, Кубачи, Табасаран, Кайтаг и др.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое профессия?
(Ответы детей).
Воспитатель: Профессией называют такое дело, ремесло, промысел, благодаря которому человек зарабатывает себе на жизнь и делает полезное для окружающих. Профессии нужно специально обучаться. Важно, чтобы профессия была «по душе» — только тогда можно стать мастером своего дела. Чтобы стать мастером – профессионалом своего дела – нужно много трудиться.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, послушайте, кто — то к нам стучится. Да, да, заходите. Кто к нам пришел? Это Аци-Баци.
Аци-Баци: Здравствуйте, ребята!
В гости я пришел из сказки,
Где живет злой Аждаха,
Мое тело из инжира,
Из скорлупки голова,
Мое имя всем известно,
Мы же с вами земляки.

Воспитатель: Аци-Баци, тебя очень легко узнали, потому что вид у тебя необычный: тело из инжира, голова из скорлупы. А что у тебя в руках?
Аци-Баци: Это волшебный сундук.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой старинный сундук перед вами! Угадайте, что там может храниться?
Воспитатель: Да что нам думать и гадать – давайте я его открою, и мы вместе посмотрим! (Пробует открыть, но ничего не получается).
Воспитатель: Кажется, я догадалась! Этот сундук не простой и открывается он только тогда, когда мы вспомним пословицы и поговорки о труде. (Ребята произносят пословицы и поговорки, а воспитатель – достает из сундука предметы старины и выставляет их на столе: кувшин, коврик, керамические игрушки, ювелирные украшения).

Дети: Если летом голова не кипит, зимой котел не кипит (дарг)…
Труд и терпение превращаются в золото (лакс.).
У кого умелые руки, тот и мед ест (кум.).
Кто весной не сеет, тот осенью не жнет (авар.).
У кого на стрижке овец ножницы кривые, у того на весах с шерстью и гири легче (ног.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти предметы! Хотите узнать мастерами, каких аулов они были изготовлены? Тогда я приглашаю вас совершить сказочное путешествие, чтобы познакомиться с различными художественными ремеслами. (Звучит музыка и дети погружаются в сказочное действие).
Аци-Баци: Вот послушайте вы мой рассказ
Об удивительной стране гор будет мой сказ.
Побывал я в Дагестане
Небывалом, чудном крае!
Между небом и землей
Там живет народ мастеровой.
Ни деревни там – аулы
В каждом чудо – мастера.
Всем готовы поделиться
Честь им, слава и хвала!

Звучит даргинская мелодия
Аци-Баци: На пригорке у села
Под названием Кубачи
Встретил ювелира я,
Знаменитого Будайчи.
У него купил кинжал
Небывалой красоты:
Золоченая насечка
Стеблей, листьев завитки!

Аци-Баци достает из волшебного сундука кинжал и протягивает воспитателю, дети подходят и рассматривают кинжал.
Аци-Баци: Дальний путь мой пролегал
Через горный перевал
Я попал в одно село
Гоцатлем зовется оно.
Встретил матера Али
Показал он мне подвески
Очень редкой красоты:
Накладная филигрань,
Вставки из камней и зернь.
Необычной красоты.

Аци-Баци достает из волшебного сундука подвески и протягивает воспитателю, дети подходят и рассматривают подвески.
Звучит мелодичная табасаранская песня.

Аци-Баци: Дальний путь мой был нелегок.
Предрассветною порой
Я попал в село Кандык.
И увидел там ковры
Небывалой красоты.
А в ковер сей вплетены
Нити гор, лугов цветы,
Весело бегут ручьи,
Песнь поют как соловьи.

Воспитатель: Кто нам расскажет стихотворение.
Ребенок: Ткацкие гребни ритмично звучат
Здесь разноцветные нити летят.
Весело ткут мастерицы ковры,
Руки умелы у них и ловки.
Ярким узором краски мерцают
И рассветает поверхность ковра:
Гроздь винограда, прутья кизила,
Тут листья «Чанги» и «Тапанча».
Аци-Баци достает из волшебного сундука ковер и протягивает воспитателю, дети подходят и рассматривают ковер.
Звучит лакская мелодия.

Аци-Баци: Вот уж полдень,
Я в Балхаре, в доме мастерицы Гулизар.
Здесь «жюлла», «урша», «кунари»,
Здесь игрушки раздавали.
Лишь одна была милей
Ни свистулька, ни козленок.
Очень добренький осленок
Расписной, весь в завитках,
В серо – беленьких тонах.

Аци-Баци достает из волшебного сундука игрушки и протягивает воспитателю, дети подходят и рассматривают игрушки.

Ребенок: В мастерской вращается «жюлла»
Песнь балхарок вдалеке слышна.
Лепят девушки из светлой, нежной глины
Кувшины, горшки, игрушки
На различные мотивы.
Украшают их узором белоснежным,
Тонким, кружевным.
Слава мастерицам,
Их рукам певучим, золотым!

Аци-Баци: Побывал я и в Кайтаге
У прекрасной Патимат!
Видел я платок необыкновенный
Там цветочки, лепесточки
Вышиты из шелка.
Необыкновенной красоты.

Аци-Баци достает из волшебного сундука платок и протягивает воспитателю, дети подходят и рассматривают платок.

Аци-Баци: В Дагестане есть еще одно село
Унцукулем зовется оно
Чудо мастера и там живут
Удивил меня и их нелегкий труд.
Побывал я в мастерской у Магомеда
В сундуке своем хранит
Он инструменты деда.
Здесь шило и обыкновенное сверло.
И рашпилей, подпилок, ножниц множество.

Аци-Баци достает из волшебного сундука кувшин и протягивает воспитателю, дети подходят и рассматривают кувшин.
Аци-Баци: Эту вазу на прощанье
Подарил мне Магомед.
Сделана она из дерева кизилового
Сплошь украшена насечкой мельхиоровой.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в старину. Мы вернулись в детский сад, где нас с нетерпением ждали. Ребята, я заметила, что вы очень внимательно рассматривали старинные предметы. Наверняка, каждому из вас, какой – то предмет понравился больше всего. Сейчас вы можете выбрать понравившийся предмет и рассказать о нем.
Дети рассказывают.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята за такие интересные рассказы об этих прекрасных старинных предметах! Мы еще раз убедились в том, что настоящий мастер всегда вкладывает частичку своей души в работу. Мы гордимся произведениями дагестанских мастеров, которые прославляют нашу республику Дагестан во всем мире! И вы, ребята, ремесла наших предков никогда не забывайте, работы дагестанских мастеров, вы прославляйте! Мы уверены, что многие из вас тоже станут настоящими мастерами своего дела, которыми будет гордиться наш родной край!

В заключении исполняется танец «Лезгинка. Попурри»

Пословицы
• Без топора — не плотник, без иголки — не портной.
• Без труда нет жизни на земле (дарг.)
• Труд всему отец (лак.)
• Только труд кормит человека (лак.)
• Всякий человек по делу узнаётся.
• У кузнеца – что стукнул, то гривна.
• Труд и терпение превращаются в золото (лак.)
• У кузнеца руки черны, да хлеб бел.
• У плохого мастера всегда инструмент виноват.
• За всё берётся, да не всё удаётся.
• Дело мастера боится.
• Дорог парень, да не умен.
• Красивое слово — серебро, а хорошее дело — золото.
• Кроить — не шить: после не распорешь.
• Не игла шьёт, а руки.
• Хозяин земли тот, кто пашет (дарг.)
• Не просит ремесло хлеба — само кормит.
• Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
• Любишь почет – люби труд (дарг.)
• Не учи безделью, учи рукоделью.
• Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло.
• Нельзя быть мастером на все руки.
• Семь дел в одни руки не берут.
• Всякое дело мастера красит.
• Для рук умелых — всюду дело!
• Пока спина не взмокнет – поле не вспашешь (авар.)
• Если танцевать не умеешь, не говори что каблуки кривые.
• Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся.
• Мастерство везде в почёте.
• Мастером нельзя родится, мастерству надо учиться.
• По закладке мастера знать.
• По плану скроишь, по вкусу сошьёшь.
• Первый блин всегда комом.
• Умей работать, умей и помощников подбирать.
• За всякое дело берись умело.
• Кривое колесо клеймом не исправишь

Маленький чабан
(Перевод с лезгинского)
А.Исмаилов
За селом
Свирель поёт,
Там Аслан
Ягнят паст.

С ним собака –
Верный друг:
Зря ты ходишь, волк,
Вокруг.
У Аслана
В сумке сыр.

На лугу зеленом
Мир.
Сорок маленьких ягнят
Травку свежую едят.

На лугу
Свирель поёт.
В гости
Всех друзей зовет!

«Ковер»
Р.Рашидов
А я, ковер,
С предавних пор
Бываю счастлив всякий раз,
Когда на мне
Не в тишине
Лихой танцор рванется в пляс.

«Маленькая ковровщица»
А.Раджабов
«Так-так, таки – так»
Это вовсе не верстак.
«Ток-ток, токи — ток»-
Это ж не молоток.
«Таки-таки-таки — ток»-
Это маленький станок.
За станком сидит Назлы,
Вяжет девочка узлы.
Для ковра узлы нужны.
Очень с пряжею дружны
Мастерицы пальчики,
С восхищением глядят
На девочку мальчики.
Даже бросили играть
Дети в свои альчики:
Весело поет станок:
«Таки-таки-таки-ток».

Подпевает и Назлы:
— Я сейчас вяжу узлы,
Через месяц приходите,
Я не сказку расскажу,
Ежели вы знать хотите,
Я вам чудо покажу-
Покажу я вам цветы
Всех сортов и всех расцветок,
Ветку светлые мечты.
Солнце ветку на рассвете.
На ковре все это будет.
Кто увидит — не забудет.
«Таки-таки-таки-ток»-
Весело поет станок.
Вяжет девочка узлы-
Будет коврик у Назлы.

«Бурка»
Р. Рашидов
Во все года
Я тем горда,
Что там, где слышится свирель,
Для чабана,
Тепла полна,
И верный кров я, и постель!

Тихий вечер над кошарой.
Овцы видят сны.
И чуть слышно напевают
Песню чабаны.

****
Здесь костер зажжен кизячный
У подножья скал,
И бурлит – не набурлится
В казане хинкал.

Эй, чабан, прибавь-ка мясо,
Не жалей чеснок,
Собрались сегодня гости
К нам на огонек!

Хрипло тявкает овчарка –
Стадо бережет.
А вокруг костра беседа,
Как ручей течет. (А. Аджиев)

ПЕСНЯ КОВРОВЩИЦЫ
Ай-й-яй, моя игла,
Три ковра я соткала,
Я один себе взяла,
Два я дочке отдала

О, народ мастеров,
Я горжусь твоей славной судьбой.
Ты держал мастерок,
Ты клинок свой украсил резьбой.
Отчий край ты берег,
И в чужой не ходил на разбой.
Не богат ты казной
Не велик ни землей, ни числом,
Но зато мастерством
Ты в искусство возвел ремесло.
А оно на бессмертье
Тебя вознесло.

Самые прекрасные кувшины
Делаются из обычной глины.
Так же как прекрасный стих
Создают из слов простых.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector