Использование технологии проектирования с дошкольниками в свете реализации ФГОС ДО

Автор: Дубинина Илона Александровна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ДС «Звёздочка»

Населенный пункт: п. Пурпе, ЯНАО, Пуровский район, Тюменская область

Тема: Использование технологии проектирования с дошкольниками в свете реализации ФГОС ДО

Опубликовано: 09.09.2016 10:49

Получить свидетельство      Скачать материал


«Использование технологии проектирования с дошкольниками в свете реализации ФГОС ДО»

Перед человеком к разуму 3 пути:
путь размышления – самый благородный;
путь подражания – самый лёгкий;
путь личного опыта – самый тяжёлый.
(Конфуций)

Изменения, происходящие в обществе, требуют от человека нового мышления, требуют иного понимания своей роли в этом мире, новых компетенций, связанных прежде всего с деятельностью.
Вполне понятно, что в таких условиях требуется переосмысление роли дошкольного образования как сферы, которая формирует культурно-воспитательный идеал нового времени. Традиционное понимание дошкольного образовательного учреждения как присматривающего, дающего основы знаний, умений и навыков, требуемых в школе, уже вытесняется более широким взглядом на становление маленького человека в условиях детского сада.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на воспитанника, как «саморазвивающуюся систему», в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию является проектировочная деятельность.
Проектирование- это комплексная деятельность, при которой участники проектирования как бы автоматически, в процессе выполнения какой-то деятельности, осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о отношениях между людьми.
Актуальна тема проектирования и в свете внедрения ФГОС дошкольного образования. Этот документ, вступивший в действие с января этого года, предполагает, что мы должны развивать мотивационную готовность ребенка к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму. После дошкольной жизни у ребенка должно появиться стойкое желание учиться.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты этого документа, реализация которых возможна посредством проектной деятельности;
В части 1 ФГОС ДО, содержащей общие положения, записаны принципы дошкольного образования. И среди них такие, как:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
В части 2, содержащей требования к структуре образовательной программы дошкольной организации говорится, что программа «направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности»
Часть 3. содержащая Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного учреждения среди других содержит требование по созданию Условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, предполагающие:
поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей..
И в заключительной части этого документа содержатся требования к итогам реализации ООП ДОУ, которые представляют собой целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, первый из которых гласит:
«ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности»
Итак, именно мы с вами должны подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, способное без труда включиться в процесс школьного обучения. А проектная деятельность, как никакая другая, поможет нам в этом, связав процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также поможет заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Так что же такое проектная деятельность или по-другому -метод проектов?
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Другими словами, метод проектов – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности, который завершается определенным практическим результатом.

Метод проектов возник еще в 20 –е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
В России метод проектов использовался также еще в начале прошлого столетия, но после того, как в 1931 году он был осужден, как чуждый советской школе, о нем забыли.
В системе отечественного образования он возродился лишь в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения.  Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С.Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, овладение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Существует множество классификаций проектной деятельности. Критерии очень разные и по количеству участников и по срокам.
Типология проектов в ДОУ представлена на следующих слайдах.
По количеству участников проекта:
-Индивидуальный
— В паре
— В группе
— Фронтальный
. По продолжительности реализации проекта
— Краткосрочный
— Средней продолжительности
— Долгосрочный
По характеру контактов
— Внутри одной возрастной группы
— В контакте с др. возрастной группой
— Внутри ОУ
— Открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями

По характеру участия ребенка в проектировании
— Заказчик проекта
— Эксперт
— Исполнитель проекта
— Участник проекта от зарождения идеи до получения результата

По характеру содержания проекта
— Ребенок и его семья
— Ребенок и природа
— Ребенок и рукотворный мир
— Ребенок, общество и его культурные ценности

По методу, доминирующему в проекте
– Исследовательский
– Информационный
— Практико-ориентированный
Творческий
— Игровой, приключенческий-

Так что же собой представляет ПРОЕКТ?
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 6 «П»:
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт (практический результат).
Презентация.
Шестое «П» — портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.). кроме того в нем содержится паспорт проекта и план проекта.
Работа над проектом строится поэтапно. На первом этапе происходит выбор темы. Темы проектов могут быть самыми разнообразными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, удовольствия, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.).
Тема проекта определяется по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или может быть выдвинута по инициативе воспитателей (что воспитатели считают важным для развития ребёнка).
На данном этапе работы педагог использует модель «Трех вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать для того, чтобы узнать
Второй этап – это планирование работы над проектом. Из общего обсуждения с детьми, из «модели трёх вопросов» рождается основа плана – как содержательная, так и по видам деятельности.
Планирование составляется в виде «Системной паутинки». Выстраивается системная паутинка с учетом интеграции образовательных областей, учитывая основные направления развития детей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. На этапе планирования видов детской деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды, способствующей изучению темы проекта.
Третий этап – поиск информации. Дети с помощью родителей и педагогов приступают к сбору информации. Они могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д.
Далее реализация проекта осуществляется через организацию совместной творческой, поисковой и практической деятельности. На этом этапе участники проекта создают так называемые продукты проекта. И может быть один или несколько.
Выбор формы продукта проектной деятельности (его результат) – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной.
Иногда бывает, что вид продукта обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. На данном слайде представлен перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
выставка;
газета;
журнал;
игра;
карта;
коллекция;
костюм;

макет;
модель;
оформление группы;
пакет рекомендаций;
праздник;
серия иллюстраций;
сказка;
экскурсия;
историческая лента времени;
альбом;
коллаж;
драматизация;
реклама;
концерт;
сообщение и т.д.

Последний этап – презентация проекта. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными:
воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
деловая игра;
диалог исторических или литературных персонажей;
игра с залом;
инсценировка;

научная конференция;
научный доклад;
отчет исследовательской работы;
пресс– конференция;
путешествие;
реклама;
иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий…;
ролевая игра;
соревнования;
спектакль;
спортивная игра;
телепередача;
экскурсия;
презентация;
театрализованное представление;
концерт и т.д.

Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – итог исследования, один из главных этапов проектной деятельности. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.
Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.

Итак, обобщая то, что сказано о проектной деятельности, можно сказать, что если мы научим ребенка в процессе реализации проектов добывать знания по конкретной проблеме, а потом применять их в практической деятельности, то ребенок будет вполне готов к школьному обучению. Но такие умения формируются не сразу.
Евдокимова выделяет 3 уровня развития проектной деятельности у детей.
Подражательно- исполнительский. (3,5 – 5 лет)
Отсутствие у ребенка жизненно опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально — творческих способностей – не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении. Активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта.
Развивающий (5 – 6 лет)
Накоплен некий социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка, способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Принимают проблему, уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.
Творческий (6 – 7 лет)
Интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. Выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.
Исходя из возраста детей, пути реализации проекта, доля участия взрослого в ходе работы над ним будут различны. Это представлено на одном из текстовых приложений, предложенных вам.
Исходя из больших образовательных возможностей использования технологии проектирования в практике дошкольного воспитания и образования, в нашем детском саду большое внимание отводится применению этого метода в работе. Второй год подряд в годовом плане ДОУ- одна из основных задач работы – внедрение в практику данной технологии.
Мы стараемся, чтобы в проектной деятельности были реализованы все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Педагогами ДОУ в прошлом учебном году были разработаны и реализованы различные проекты. — «Юные защитники природы» (Подготовительная группа).
— «Мир вокруг нас» (Старшая группа).
— «Птицы нашего края» (Средняя группа № 2).
— «Комнатные растения» (Средняя группа № 1).
— «Зимующие птицы» (2 младшая группа).

Кроме того, в течении учебного года педагогами будут разработаны и реализованы такие проекты как

Название
Группа
1
ПРОЕКТ «Скоро в школу!»».
Подготовительная
2
ПРОЕКТ «Время интеллектуального роста»
Подготовительная
3
ПРОЕКТ «Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «Вокруг света»
Подготовительная
4
ПРОЕКТ исследовательско –игровой «Эти крышки — волшебницы»
Средняя
5
ПРОЕКТ «Мы любим сказки».
Средняя
6
ПРОЕКТ «В гости к нам пришёл зайчишка, длинноухий шалунишка».
1 младшая
7
ПРОЕКТ «Блоки Дьенеша или давайте поиграем!»
Старшая № 1
8
ПРОЕКТ «Удивительный мир театра»
Старшая № 1
9
ПРОЕКТЫ «Хлеб – всему голова», «Семья» и «Волшебные пуговицы»
В рамках самообразования Ткаченко Л.А. Старшая № 1
10
ПРОЕКТ «Удивительный мир игры»
2 младшая группа

Технология проектирования используется педагогами при работе над темой самообразования. Воспитатель старшей группы, Ткаченко Л.А работая над темой самообразования разработала с детьми ПРОЕКТЫ «Хлеб – всему голова», «Семья» и «Волшебные пуговицы».
Если в прошлом учебном году почти все проекты, реализованные в ДОУ, были коллективные, групповые, то в этом учебном году мы решили попробовать реализовать с детьми проекты индивидуальные и парные. Для этого мы запланировали Фестиваль детских проектов под общим названием «Все что я люблю». Все педагоги ДОУ готовили с детьми информационные практико-ориентированные проекты. Совсем недавно в детском саду прошла презентация этих проектов. Что из этого получилось, вы сегодня можете увидеть чуть позже.
Кроме того, чуть позже выступит также наш педагог с опытом работы взаимодействия всех участником образовательных отношений в процессе реализации технологии проектирования.
Ну а закончить свое выступление я хотела бы вот таким вопросом: а все ли так хорошо в этом методе, неужели у него существуют только положительные стороны, и нет никаких минусов? Согласны ли вы с тем, что использование технологии проектирования – обязательное условие в работе педагога-дошкольника?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector