«Взаимосвязь работы семьи и логопеда»

Автор: Сибякина Татьяна Анатольевна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МКДОУ Усть-Таркский детский сад «Колосок»

Населенный пункт: с.Усть-Тарка, Новосибирская область

Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда»

Опубликовано: 10.09.2016 09:10

Получить свидетельство      Скачать материал


Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда»
Материал подготовила: Сибякина Т.А., учитель — логопед
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на родительском собрании. Свое выступление хочу начать с вопросов: Что же такое логопедия?  Кто такой логопед? Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
Логопед: Сегодня я познакомлю вас со следующими  вопросами:                 
1. Структура логопедической работы.
2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.
3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
4. Вопросы родителей.
Содержание:    
-Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно:
подгрупповые и индивидуальные занятия.
индивидуальные проводятся ежедневно, подгрупповые 2 раза в неделю.
Работа на логопункте делится на 3 периода:
— Первый период с сентября по декабрь месяц.
Второй период с января по март месяц.
Третий период – апрель, май.
В каждом периоде проводятся фронтальные (логопедические)  занятия.
На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа по усвоению лексико-грамматических категорий.   например, Лексическая тема «Осень золотая».  
1.Обогащение словаря через дидактическую игру: «С какого дерева лист?» (Если у дуба лист дубовый, то у клена…, у рябины…, у березы…, у тополя…, у осины.
2. Повторение названий осенних месяцев.
Целью  фронтальных логопедических занятий является:
—  расширение и активизация словаря детей;
-  отработка правильного употребления грамматических категорий, Таких, как:
(-изменение существительных по роду, числу, падежу;
-употребление глаголов в разных временах;
— согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже)
 —  обучение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.
Отработка грамматических категорий проводится через игры: «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК», «НАЗОВИ ЛАСКОВО», «ОДИН-МНОГО», «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТ» и другие.
        Занятия по развитию связной речи включают:
— обучение детей пересказу;
-рассказыванию по картинке или серии картинок,
-по плану-схеме;
-заучивание стихотворений;
-отгадывание и заучивание загадок.
Игра с родителями «Назови ласково». Раздать карточки с предметами на лексическую тему « Одежда и обувь».                   
По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).
На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке».
Логопед: Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе, в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по художественному творчеству и в продуктивной деятельности.
Игра с родителями. Я предлагаю вашему вниманию одну из пальчиковых игр:  ладони прижаты друг к другу, затем делаем движения по тексту:
ž Надуваем быстро шарик.
ž Он становиться большой!
ž Вдруг шар лопнул, воздух вышел —
ž Стал он тонкий и худой!
Логопед: Еще одной целью логопедической работы является развитие рече двигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Представляю вашему вниманию динамическую паузу по теме «Дикие животные наших лесов»:
Мы как зайчики поскачем,
Как лисята побежим,
И как рысь на мягких лапах,
И как лось большой рогатый.
Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.
Индивидуальная работа.
Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:
— проверка, отработка домашних заданий;
— закрепление материалов фронтальных занятий;
— развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
— артикуляционные упражнения;
- коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его различение.
  Работа в домашних тетрадях.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
— тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.
Задача логопеда – поставить звук. Автоматизировать его в слогах, словах.
Но если домашних занятий не будет, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Вся перечисленная работа проводится на логопункте в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели и специалисты работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и детского сада, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и дошкольного учреждения осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.
 На основании мониторингов, сделанные в начале сентября (это первичный мониторинг) и промежуточный (в начале января), я, как логопед, вижу результат в речевом развитии детей.
Вопросы родителей к логопеду.
Логопед: Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector