Готовность к школе. Консультация для родителей.

Автор: Паневина Елена Валерьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Новоникольский детский сад

Населенный пункт: с.Новоникольское, Мичуринский район, Тамбовская область

Тема: Готовность к школе. Консультация для родителей.

Опубликовано: 11.09.2016 10:21

Получить свидетельство      Скачать материал


Консультация для родителей «Готовность к школе»
Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители — первые и самые важные его воспитатели.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, — мотивация к обучению.
У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
И, пожалуй, самое главное — у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
ВНИМАНИЕ
Внимание — проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и неинтересного.
Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка.
Концентрация внимания — интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.
Распределение внимания — возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.
Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая пере-ключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность в житейском смысле слова и означает плохую пере-ключаемость внимания.
Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятности, интереса к нему ребенка и сформированности его волевых качеств. Особенно существенна роль волевого усилия к длительному поддержанию своего внимания на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.
Различные свойства внимания — его концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и нолевых процессов. Понимание этого является особенно нажным в развитии и тренировке внимания. Безусловно, нее свойства внимания значительно развиваются в ре-лультате упражнения.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: «Дверь — это прямоугольник, абажур лампы — шар и т. д. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр.
Если у ребенка хорошо развита речь, то он-использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».
Более трудным для ребенка дошкольного возраста является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).
Например, одна минута — по представлению детей 6-7 лет в среднем равна 11 секундам. Поэтому так часто дети делают ошибки, представляя себе длительность какого-либо дела меньшей, чем она есть в действительности.
Огромным достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу — восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия).
Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.
МЫШЛЕНИЕ
Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов — анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д.
ПАМЯТЬ
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.
Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребенка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит, что заданно не дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д.
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной бразильский сериал.
Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.
Память бывает кратковременной ( точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Слуховая память ~- это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.
Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70 % информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, шчыывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания часто вызывают у ребенка нервозность, скованность, неуверенность при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные воспоминания тонизируют ребенка, делают сю уверенным в своих силах.
На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, опоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема .заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка, МОЕ почему так важно в тестировании и коррекции памяти ребенка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение (фантазия) — это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память), воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека.
А ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится в перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и управляет машиной. Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока недоступно.
Общеизвестный факт, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию.
Фантазия ребенка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребенка задатков к ним.
Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру, они привносят в эту игру столько фантазии, так сживаются с нею и верят своей выдумке, что взрослые начинают принимать их рассказы за правду.
Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребенка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию его волевой сферы. Поэтому совершенно недопустимо наказывать или высмеивать ребенка. В каждом конкретном случае попытайтесь разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объясните ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном им мире, в мире грез. Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка — слабоволию, слабой контактности с другими людьми.
Неоценима роль воображения в творчестве ребенка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т.п. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути.
В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам.
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ
Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница.
И каждое такое правило, каждое «надо» требуют, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания; умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Следует обратить особое внимание на эту сторону психического развития, если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян.
Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.
ТОНКАЯ МОТОРИКА
Тонкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.
Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражнять пальцы рук, развить силу и выносли-ность мышц кисти.
В первую очередь, развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Далее, постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.
Очень полезны для развития пальцев ребенка такие
виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.
Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребенку двух-трех лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
Обязательной проверке подлежит следующее:
Правильность произношения звуков.
Умение различать звуки речи на слух.
Владение элементарными навыками звукового
анализа слов.
Состояние словарного запаса.
Сформированность грамматических систем.
Владение связной речью.
Далее будет дан дидактический материал для исследования всех названных сторон речи, а также приведены необходимые пояснения по его практическому применению. Этот же самый материал может быть использован и в целях преодоления выявленных нарушений. Рекомендации по выравниванию «западающих звеньев» даны непосредственно в каждом разделе, сразу после описания способов проверки.

ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ
До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.
(Для проверки правильности звукопроизношения попросите ребенка самостоятельно назвать все приведенные ниже картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов ислед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения).

УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ НА СЛУХ
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой, Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи — существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.
Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка определенных слов. Вот наиболее распространенные из этих приемов:
— называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);
— нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов;
— подбор признаков к определенному предмету; подбор возможных действий к предмету; подбор предметов к заданному действию;
— подбор синонимов (слов, близких по значению);
— подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.
ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4 —5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для нее — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложения Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идет уже о логической связи между отдельными предложениями.
Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4 — 5-летнего ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствую ют, что затрудняет их понимание.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.
Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка ‘ юментарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений. В соответствии с этой программой дети должны уметь:
считать в пределах 10;
правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;
сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);
различать форму предметов;
выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;
ориентироваться на листе бумаги; 4- знать дни недели, последовательность частей суток.
При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 годам должен многое знать и уметь.
Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, занимаясъ с ним дома. Разумеется, речь не идет о каком-то специальном обучении, предваряющем школьное. Мы имеем в виду такие подготовительные занятия с ребенком, которые закладывают фундамент успешности его обучения в школе.
Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, грпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание.
С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре.
Рекомендуем родителям широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический материал, картинки. Все занятия лучше проводить в игровой форме.
Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение — труд. Чтобы выполнить Работу, приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector