Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников

Автор: Кобыляцкая Оксана Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБ ДОУ «Детский сад №241»

Населенный пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тема: Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников

Опубликовано: 11.09.2016 15:43

Получить свидетельство      Скачать материал


Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников

Творческая разработка

Выполнила:
Кобыляцкая
Оксана Юрьевна

Новокузнецк
2015
Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
I Теоретические основы психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
1.1. Психологическая природа общения ребёнка …………………………………………….5
1.2. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками…………………7
II Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников
2.1 Изучение причин трудностей в общении старших дошкольников …………………….10
2.2. Программа психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников…………………………………………………………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………………………..15
Приложение……………………………………………………………………………………..16

Введение

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки детей к реальной жизни в современном мире.
Изменения в системе российского образования позволяют по-новому подойти к решению проблемы. Принятие новых стандартов начального общего образования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является важным моментом для продвижения в решении данной проблемы.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Особую важность эта проблема сформированности коммуникативной сферы приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении — уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем. Однако, не для кого, не секрет, что одним из главных критериев по которым ребенка принимают в школу — это коммуникативная готовность, то есть умение общаться и контактировать с окружающими. Как же соответствовать таким требованиям, если в дошкольном возрасте развитию этой сферы уделяется очень мало внимания.
На наш взгляд, в первую очередь, нужно сформировать у ребенка правильное представление о межличностных отношениях, научить его общаться и контактировать с окружающими, прежде чем давать им различные знания. Исходя из этого, выявлена проблема исследования — особенности развития коммуникативной сферы дошкольников. Данная задача будет рассматриваться в условиях сюжетно-ролевой игры. Следовательно, определена тема — развитие коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования — дети старшего дошкольного возраста.
Предмет — коммуникативная сфера и психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников.
Цель — разработать методику психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников.
Задачи:
1.проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности;
2.определить трудности в общении детей дошкольного возраста;
3.изучить причины трудностей в общении старших дошкольников;
4.разработать программу психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников.
Предполагаем, что для преодоления трудностей общения, необходимы следующие условия:
— активизация и стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощью специальных взаимосвязанных форм организации образовательной деятельности;
— анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту изобразительной деятельности и развития речи);
— внедрение образовательный процесс интегрированных занятий как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения.
Методы исследования:
1.теоретические: обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2.экспериментальные: наблюдения, беседа, анализ деятельности.

I. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
• Психологическая природа общения ребенка

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Подход к общению как к особого рода коммуникативной деятельности (А.В. Запорожец, М.И. Лисина) и применение для его анализа общей концепции деятельности, развиваемой в психологии А.Н. Леонтьевым, позволили составить достаточно четкое представление о структуре общения и о содержании его на разных этапах раннего и дошкольного детства (М.И. Лисина.) Исследование общения в системе других деятельностей ребенка открыло возможность для понимания его роли в общем психологическом развитии ребенка, для выяснения путей и механизмов влияния общения на другие стороны детской психики и взаимодействия его с ними (М.И. Лисина), формирование социального поведения и личности ребенка нельзя понять, если ограничиваться изучением контактов детей только с взрослыми. Большое и все увеличивающееся с возрастом место в жизни ребенка занимает также его общение с другими детьми.
Общение с окружающими людьми выступает для большинства авторов как особого рода деятельность. Акты этой деятельности, осуществляясь многократно и в разнообразных вариантах, становятся основой для формирующихся — между партнерами взаимоотношений. Но и на этом дело не кончается. Самое важное заключается, пожалуй, в том, что взаимоотношения, в свою очередь, составляют базу для познания человеком самого себя. Основой для последнего тезиса послужили положения философии о сущности самосознания и о природе познания человеком самого себя и других людей. Суть их состоит в утверждении, что отношения человека с окружающими людьми служат основным источником самосознания и являются главным средством самопознания. Таким образом, для отечественной психологии общение — не самодовлеющий, замкнутый на себя акт, а деятельность, имеющая свои, так сказать, «долговременные» продукты. В качестве ближайшего такого продукта можно рассматривать отношения, складывающиеся между партнерами по общению (Я.Л. Коломинский), а конечным продуктом является, по-видимому, образ других людей и самого у себя у субъекта общения.
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.
В психолого-педагогической и философской литературе нет единого мнения по вопросу определения сущности понятия «общение». Существует несколько подходов к трактовке данного понятия. Так, В.Н. Мясищев определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определённым образом отражающих друг друга и взаимодействующих друг с другом. Последователь его учения Я.Л. Коломинский определяет общение как «информационное и предметное взаимодействие».
А.А. Бодалёв, В.Н. Панферов вносят в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.
Другой подход представлен в понимании общения Л.П. Буевой. Она определяет общение как конкретизацию человеческих отношений, их персонификацию, то есть их личностную форму.
Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б.Д. Парыгиным, он рассматривает общение, как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимодействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга». Данное определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.
Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев ещё в 30-е годы назвали общение первым видом человеческой деятельности, а также основным видом деятельности наряду с трудом и познанием. Они подчёркивали, что данное утверждение не означает выделение общения в качестве самостоятельной деятельности – «общение может входить в иную деятельность». При этом его деятельностная природа не изменяется, изменение касается лишь места его в структуре деятельности».
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Она лежит на самой поверхности явлений как форма непосредственного общения. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, а перцептивная – означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению.
Если рассматривать процесс общения как непосредственное взаимодействие субъектов, то основной «образующей» здесь будет выступать речь, поскольку она является наиболее содержательным, емким и выразительным средством коммуникации. С.Л. Рубинштейном отмечается тот факт, что основной функцией речи выступает ее коммуникативная функция.
Речевая коммуникация, как понятие, до сих пор не была объектом специального исследования в педагогической науке. В основном, она рассматривалась учеными в контексте изучения проблемы речи. Однако, нам удалось, в процессе анализа научной литературы, выявить и синтезировать такие ее характеристики, как диалогичность (B.C. Библер, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.), информационность (М.С. Каган, И. Кант и др.), культуросообразность (B.C. Библер, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.).
Таким образом, дошкольный возраст является очень важным периодом в развитии коммуникативных навыков, так как именно в этот период с одной стороны, происходят важные изменения в сфере общения ребёнка, а с другой стороны, все психические функции и механизмы поведения поддаются корректировке.
Содержательный анализ общения со сверстниками позволяет рассматривать его как деятельность, в которой осуществляется познание детьми других людей (своих товарищей), а через них и с их помощью — познание самого себя.

• Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками

Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. Все это подтверждает необходимость появления новой области «Социально-коммуникативное развитие», которая направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации. Области « Речевое развитие», которая направлена на развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Столь широкий диапазон детских контактов определяется больший разнообразием коммуникативных задач, которые решаются в этом общении. Если взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста в основном источником оценки, новой информации и образцом действия, то по отношению к сверстнику уже с трех-четырехлетнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, не заданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако не регламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от трех к шести-семи годам.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От двух до семи лет отмечается два таких перелома; первый происходит приблизительно в четыре года, второй — около шести лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании; значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение одного-двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку двух-трех лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь они начинают явно предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре.
Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Он связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками. Путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре, предлагает повторить его действия. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое общение.
Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку открыть сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

II. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников
2.1 Изучение причин трудностей в общении старших дошкольников

Коррекция – это внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении со взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.
Дадим краткую характеристику этих трудностей.
Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого — они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно.
Стремление к самостоятельным действиям («я так хочу») оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. При этом такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако эти правила еще не выступают для них как значимый мотив их собственных действий. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно высокими, однако в ситуации занятий они часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основной проблемой этих детей является неразвитость произвольности, неспособность сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.
Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и усидчивы. Они ничем не выделяются, не нарушают дисциплины и никому не мешают. Они спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе — они не требуют к себе внимания, они почти незаметны. Однако такая покорность должна настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему — к играм, к предметам, к самостоятельной деятельности.
Как правило, у пассивных детей сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя и участвуют в них наравне с другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Они равнодушно принимают любые предложения взрослого, никогда не отказывают ему, но как только нужно проявить свою инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь придумать, сочинить, ответить на трудный вопрос), они молчат, опускают глаза, пожимают плечами и явно не знают, что делать. В их поведении, особенно в новой, проблемной для них ситуации, чувствуется скованность и напряженность, что мешает включиться в деятельность и проявить себя. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций.
Несмотря на покорность и «послушность» таких детей, их подчинение любым правилам, общаться с ними трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, не проявляют себя. А без такой взаимной активности общение невозможно и сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка. Хотя эти дети и не приносят особых хлопот воспитателю, они должны вызывать серьезную тревогу. Их пассивное, незаметное поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и творческой активности.
Таким образом, описанные группы детей можно выявить с помощью наблюдения. Однако далеко не всегда повышенная активность ребенка свидетельствует о его гиперактивности и отсутствии произвольности, а пассивное поведение — о неразвитости интересов и творческой активности. Для более точного выявления описанных трудностей следует использовать специальные методические приемы.

2.2 Программа психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников

Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Можно сказать, что программы дошкольного образования в большой степени отражают изменения, происходящие в стране и в обществе. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним. Поэтому появление ФГТ , а теперь и ФГОС закономерно. За довольно короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, в детских садах работают психологи и педагоги дополнительного образования, развивается инклюзивное образование, поставлена задача реализации равного доступа к образованию и повышения качества образования. А главное – изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые вызовы, новые ситуации. Это заставляет нас перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому. Именно поэтому во всем мире в дошкольном образовании реализуются идеи образования для устойчивого развития.
Для решения указанной выше задачи служат специальные коррекционные игры и занятия. Эта работа должна включать ряд этапов.
Остановимся на их описании. (см. Приложение)
Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом, только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей.
Итак, мы привели лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от фантазии воспитателя и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель игр — побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Побуждать не призывами и нотациями, а создавая конкретные житейские или игровые ситуации, в которых внимание к другому, является необходимым и естественным условием совместной игры. Очень важно также; что приведенные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию и соревновательность. Каждый делает всё по-своему, как считает нужным. Нельзя осуждать детей за эгоизм или невнимательность. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» могут только разъединить их, вызвать отчуждение. Наиболее эффективным способам воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении является не поощрение и порицание взрослого и не приобретение коммуникативных навыков, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобных игр и занятий способствует достижению этой цели.

Заключение

Взаимоотношения с окружающими, формирующиеся у детей в процессе той или иной деятельности, характеризуются следующим. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, у него возникают чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Дети, например, говорят, что в случае затруднений они обратятся дома за помощью к папе с мамой, а в детском саду к воспитателям и друзьям. Если же потребность в общении удовлетворяется недостаточно, у ребенка складываются чувство недоверия к взрослым и сверстникам, узость, избирательность. Воспитываясь в средней группе, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения. Всему этому дошкольники должны научиться в старшей группе.
Ребенок дошкольного возраста нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50 — 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит»), для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника (« Он мой друг. Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.
По данным психологов, стремление вместе играть, больше выражено у детей старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются «деловые связи» (в труде, на занятиях).
Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча, слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт, с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.
В общест

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector