Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами медиаобразования

Автор: Коломиец Оксана Сергеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 14 «Солнышко»

Населенный пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область

Тема: Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами медиаобразования

Опубликовано: 11.09.2016 16:27

Получить свидетельство      Скачать материал


Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами медиаобразования

Обучающийся 412/1 ЗДО группы
Коломиец Оксана
(Фамилия Имя Отчество)
Подпись обучающегося _____________
Специальность _________________________
(код наименование специальности)
Руководитель ВКР________________________
(Фамилия Имя Отчество)
_____________________________________
(должность, место работы, ученая степень, категория)
_____________________________________
Подпись руководителя ВКР________________

Нижневартовск, 2016
оглавление
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Современные тенденции понимания познавательного интереса в психолого-педагогической литературе
7
1.2. Роль познавательного интереса в формировании способности к обучению в дошкольном возрасте
14

1.3. Средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
18

Выводы по первой главе.
21
ГЛАВА II РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Медиаобразование в дошкольном образовательном учреждении
22

2.2 Нормативные требования к использованию средств медиа в дошкольном образовательном учреждении
24

2.3 Использование информационно-коммуникативных технологий в различных видах образовательной деятельности
27
Выводы по второй главе.

ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СРЕДСТВАМИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

3.1.Методика констатирующего эксперимента
31
3.2.Методика формирующего эксперимента
38
3.3.Результаты контрольного эксперимента по развитию познавательного интереса старших дошкольников
52
Выводы по третьей главе.
53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
54
Список используемой литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Происходящая модернизация российского дошкольного образования нашла свое отражение в новом государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте определено содержание образовательной области «Познавательное развитие», целью которого является развитие познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательского интереса в разных видах детской деятельности [39].
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является значимой. Познавательный интерес, имея мощные побудительные и регулятивные возможности, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.[40].
Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется наиболее успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи. [6].
Проблема развития познавательного интереса дошкольников на всех этапах образования является одной из актуальных, так как является необходимым условием всесторонне развитой личности. Развитие познавательного интереса способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди возможных средств развития познавательного интереса дошкольников особого внимания заслуживает медиаобразование. Дошкольники сталкиваются с постоянно растущим потоком информации, испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки, самостоятельно оценить полученную информацию. Так, Г. М. Маклюэн отметил: «чтобы быть по-настоящему грамотным, надо быть грамотным в мире медиа» [16]
Россия включила медиаобразование, как направленное развитие информационно коммуникативные технологии в Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В указанном документе по новому определяется роль медиаобразования, что нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Внедрение медиаобразования в дошкольную образовательную подготовку правомерно и регулируется Законом об Образовании РФ [40].
Дошкольное медиаобразование носит единичный практический характер. Массовое внедрение в практику медиаобразования идет медленными темпами ввиду слабого технического оснащения дошкольных образовательных организаций. В результате возможности использования средств медиобразования, как вида деятельности, остаются нереализованными в практике детских садов. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования медиобразования, как педагогического средства развития познавательного интереса старших дошкольников не решены в полной мере.
Наблюдается противоречие между потребностью в развитии познавательного интереса старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития познавательного интереса дошкольников средствами медиобразования. Недостаточная разработка проблемы развития познавательного интереса средствами медиобразования старших дошкольников и ее актуальность для практики современного дошкольного образования служит основанием для выбора темы исследовательской работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить использование медиа как средства развития познавательного интереса детей старшего возраста
Объект исследования процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние медиаобразования на развитие познавательного интереса старших дошкольников.
Гипотеза – мы предполагаем, что развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста будет успешно если:
• медиаобразование будет рассматриваться как процесс всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста медиа средствами с целью самореализации дошкольника через ведущие виды деятельности.
• определены критерии и показатели уровней сформированности познавательного интереса;
• разработан проект «Репортажи о профессиях» — детская теле — журналистика, как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста».
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы задачи:
• осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
• выявить роль познавательного интереса в формировании способности к учению в дошкольном возрасте;
• определить методы исследования познавательного интереса;
• изучить формы методы работы с дошкольниками по развитию познавательного интереса средствами медиаобразования;
• разработать проект «Репортажи о профессиях» — детская теле — журналистика, как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» и проверить его эффективность средствами эксперимента;
Теоретической и методологической основой исследования являются:
Методологическую основу исследования составили идеи педагогов – новаторов, ученых, а также подходы к развитию и преобразованию познавательной деятельности, исследующих проблему формирования и развития познавательных интересов (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец Н.Н. Поддьяков, В.А.Сластенин, Д.Б.Эльконин); особенности актуализации познавательных интересов в дошкольном возрасте (Ю. Ф. Змановский, Н.А. Короткова, Л.М. Маневцева, Н. Г. Морозова, Н.К.Постникова, и др.), положение о самовыражении, самореализации, саморазвитии личности ребенка средствами медиаобразования (Немирич А.А., Ястребцевой Е.Н., Челышева И.В)
Методы исследования: Теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования).
Эмпирические (наблюдение, беседы с детьми и педагогами, анкетирование, диагностические методики, предложенные Э.А.Барановой, анализ педагогической документации).
Практические (эксперимент).
Этапы исследования:
I этап (октябрь-ноябрь, 2015 год) — изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, осмысление проблемы, знакомство с эффективным педагогическим опытом. Проведен констатирующий этап опытно-практической работы по определению состояния проблемы и выявлению перспектив её решения в условиях педагогического процесса ДОУ.
II этап (ноябрь-январь, 2015-2016 год) – создание теоретического обеспечения исследования проблемы. Опытно – практическая часть данного этапа включала в себя разработку проекта; определялся категориальный аппарат исследования; уточнялась общая гипотеза; подбирался материал для проведения эксперимента.
III этап (февраль-апрель, 2016 год) – обобщение и описание полученных в ходе опытно-практической работы результатов, уточнение выводов по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами медиаобразования, оформление результатов исследования.
Научная новизна работы состоит в том, что определены средства, формы и методы, обеспечивающие развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования;
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты позволили разработать педагогический проект развития познавательных интересов дошкольников средствами медиаобразования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект по развитию познавательных интересов старших дошкольников средствами медиаобразования может использоваться педагогами ДОУ в практической работе.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального образовательного дошкольного образовательного учреждения Нижневартовского детского сада № 14 комбинированного вида «Солнышко». В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 24 человека, 10 воспитателей, 24 родителя воспитанников.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Современные тенденции понимания познавательного интереса в психолого-педагогической литературе
Понятие «интерес» определяется исследователями с позиций различных наук: философской, социологической и психолого-педагогической. В философии понятие «интерес» рассматривается в связи с потребностями и ценностями, которые проникают в разные сферы жизни общества и деятельности личности. Чем разнообразнее интересы человека, утверждает философская наука, тем шире представлена в них жизнь общества, выраженная в науке, искусстве, технике, культуре.
В энциклопедическом словаре [12] приводятся различные определения интереса в контексте педагогической науки. Интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая способствует более глубокому отражению действительности. С другой стороны интерес – это познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление действительности, связанная с положительным эмоциональным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью, т.е. один из наиболее существенных стимулов приобретения знаний и расширения кругозора.
Интерес – это психическое явление, которое характеризуется побуждением, тяготением к объекту, которое надо развивать в процессе обучения. Важной особенностью интереса является его «свободность», отсутствие принудительных влияний со стороны для его возникновения. Интересу свойственна «самоактивность». В педагогическом процессе присутствует интерес двух видов: пассивный интерес, характеризующийся «занимательностью» (когда человек находится в плену впечатлений); активный интерес, проявляющийся в самостоятельном упорном труде, когда отыскивается истина.[15].
К.Д. Ушинский отмечал, что интерес связан с потребностями человека в деятельности и вниманием, которое возникает тогда, когда предмет познания представляет новость. Л.С. Рубинштейн отметил, что интерес – это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения»[37].
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в современном образовании. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное звено его разумной деятельности – познавательную потребность, являющуюся источником его познавательной активности и лежащую в основе развития познавательного интереса человека. Важной характеристикой познавательного интереса является побуждение к деятельности. Процесс познания окрашен эмоциями, которые вызваны процессом умственного труда, предметом познания, перспективой, которая увлекает за собой. [38].
Область общего феномена интереса — познавательный интерес. В научной литературе для названия познавательного интереса используются понятия: «духовная жажда», «позыв», «ярость к объекту», «непреодолимое бескорыстное стремление». Его предметом является значимое свойство человека: познание окружающего мира не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом отношении человека к миру — в стремлении проникать в многообразие, осознавать сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречия.
По мнению психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). [5].
Избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность- это и есть познавательный интерес. Эта направленность характеризуется стойким стремлением к познанию, к новым полным и глубоким знаниям. Укрепляясь и развиваясь в определенной системе, познавательный интерес становится основой положительного отношения к обучению.
Т.А. Куликова считает, что у детей дошкольного возраста познавательный интерес – это стремление узнать что – то новое, выяснить неясное в предметах и явлениях окружающей действительности. Л.М. Маневцова определяет познавательный интерес как стремление к активности и самостоятельности в познании: желание ребенка вникнуть в сущность предмета, явления, в их связи и отношения. Н.Г. Морозовой разработана структура деятельности, наиболее успешно влияющая на формирование познавательных интересов. Для нее характерны следующие особенности:  
— возникает в ходе недоумения и вопросов у самого ребенка; при этом подача нового материала должна опирается на полученные ранее представления, которые вступают в противоречие с новыми фактами и требуют пояснения;  
— ребенок ставит и принимает задачи для самостоятельного или совместного с воспитателем решения. Педагог нацеливает на то, чтобы она стала собственной задачей ребенка, вызвала желание самостоятельно добиться ее решения;
— организуется поиск решения задачи, который проходит через преодолимые трудности, приводит к положительному результату;
— фактическое решение задачи: включение возникших новых вопросов, благодаря чему интерес становится долгосрочным и устойчивым.
Роль интересов в познавательной деятельности сводится к следующему:
— интерес способствует глубине и прочности знаний;
— развивается и повышается качество мыслительной деятельности, что сказывается на общем развитии дошкольника;  
— существенно влияет на формирование его личности:
— прослеживается активность в обучении, что благоприятствует формированию способностей, развивается творческий подход к различным видам деятельности;
— повышается общий эмоциональный тонус, создается благоприятный эмоциональный фон для протекания психических процессов, т.е. подлинный познавательный интерес становится основой учебной деятельности. [18].
В исследованиях Н.А. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич, Г.И. Щукиной можно проследить четкую взаимосвязь познавательных интересов со знаниями: они являются основой познавательных интересов. Знания сами по себе не могут возникнуть, но и интересы способствуют глубине и прочности усвоения знаний, т.е. их обогащению и расширению. НА. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич говорят о том, что возникновение интересов и их дальнейшее развитие находятся в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей действительности. Формирование интересов невозможно без обязательного обогащения детей знаниями в процессе обучения. Познавательные интересы можно сделать устойчивыми и глубокими лишь в том случае, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях утверждает Л.Ф. 3ахаревич. Она говорит, что процесс усвоения детьми знаний находится в полной зависимости от развития познавательных интересов – чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, шире и прочнее знания. [37].
Уже в дошкольном детстве познавательные интересы имеют развитую структуру. Л.А. Блащук, ТА. Куликова, Н.К Постникова доказали, что познавательные интересы в дошкольном возрасте имеют одну ту же структуру, что и в школьном, а именно:
— интеллектуальный компонент – выражается в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность;
— эмоциональный компонент – проявляется в положительном эмоциональном отношении к объекту;
-волевой компонент – рассматривается как степень сосредоточения на объекте, умение применять усилия для достижения поставленной цели.
Исследователи Н.А. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич доказывают, что в интересах дошкольников выделяются те же характерные особенности, присущие интересу вообще: предметная направленность, широта, глубина и устойчивость. Н.А. Бойченко определяет особенности игровых интересов детей дошкольников: эпизодичны, неустойчивы, кратковременны и ситуативные. Зависят от яркости и новизны наглядного материала, нужна яркая положительная эмоциональная окрашенность. [10].
Н.А Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постникова установили этапы развития интересов у детей: [9].
— проявление эпизодических и кратковременных интересов, возникающих при восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;
— за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов расширяются познавательные интересы;
— в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей происходит углубление познавательных интересов;
— устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, за счет вовлечения ими других в деятельность, а также передача им соответствующих знаний и умений.
Г.И. Щукина в своих работах раскрывает общие условия, определяющие формирование познавательных интересов на всех возрастных ступенях дошкольников. Эти условия: содержание изучаемого материала, методы его подачи, организация деятельности. У дошкольников процесс познания интенсивен благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. Формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому важно помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. Именно это отношение будет определять, на что в будущем ребенок направит свои знания и развитие способностей. [7].
Интерес возникает только в ходе правильно организованной образовательной деятельности. [11].
1. Подготовка внешней почвы для развития интереса: организация жизни и создание таких благоприятных условий, которые способствуют возникновению потребности в данном объекте или деятельности у определенной личности; подготовка внутренней почвы предполагает усвоение уже известных знаний, умений, имеющую общую опознавательную направленность.
2. Создание положительного отношения к предмету, к деятельности и перевод смысловых образующих, отдаленных мотивов в близкие, реально действующие. Данное отношение еще не является интересом, но уже является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешней потребности в деятельности — нужно, следует, к принятой ребенком потребности.
3. Систематическая поисковая деятельность, где формируется подлинный интерес. Характеризуется появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, которые связанны с выполнением определенного вида деятельности.
4. Нужно такое построение познавательной деятельности, чтобы в процессе работы возникали новые вопросы, ставились новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
При формировании стойких интересов два первых момента приобретают особую значимость. Работа по воспитанию отношения занимает длительное время. [6]. Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность формируют у детей стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в качество характеризующее личность. Подлинный интерес, который сформирован в процессе специальной организованной активной «поисковой» деятельности, характеризуется эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это значит, что, помимо личных и общественных мотивов, возникают мотивы, идущие от самой деятельности. То есть сама деятельность побуждает ребенка. При этом ребенок понимает и принимает цель этой деятельности, ему хочется достигнуть цели, осуществлять поиск, узнавать, решать, достигать.
Вывод: познавательный интерес имеет несколько трактовок, исследователи его рассматривают с разных точек зрения. Он имеет сложную структуру, куда включаются интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный интерес развивается по стадиям: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес. Определяется особенностями, такими как предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость. Для развития интереса необходимо создавать определенные условия.

1.2. Роль познавательного интереса в формировании способности к учению в дошкольном возрасте

Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в обучении. Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.
Главный вид этой деятельности — учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самого ребенка.
В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов
Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К ним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования.
Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
— интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
— развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
-создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Процесс формирования познавательных интересов происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.
Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.
Познавательный интерес носит поисковый характер. У ребенка постоянно возникают вопросы. Он самостоятельно и активно ищет ответы на свои вопросы. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, испытывается эмоциональный подъем, радость от полученного результата. Оказывается положительное влияние не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые приобретают особую активность и направленность. [12].
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения дошкольников, а при правильной педагогической организации: систематической, целенаправленной, воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника, при этом оказывая сильное влияние на его развитие. Его действие очень сильно. Под его влиянием обучение даже у слабых детей протекает более продуктивно.
Познавательный интерес выступает как средство обучения. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Именно поэтому в процессе обучения необходимо в определенной системе пробуждать, развивать и усиливать познавательный интерес детей и как мотив обучения, и как черту личности, и как мощное средство развивающего обучения. Познавательный интерес направлен на процесс познания, на его результат, а это связано со стремлением к результативной цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – союзник волевого усилия, верный его помощник. В интерес включены волевые процессы, которые способствуют организации, активному протеканию и завершению познавательной деятельности. Таким образом, в познавательном интересе взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Суть познавательного интереса — это избирательная направленность личности на сам процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого». Интерес является личностным образованием. Психологическая природа интереса — интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Мотив познания – внутренне побуждение к деятельности. [9]. Исходя из этого, Барановой были определены следующие оценочные критерии индивидуальных особенностей формирования познавательного интереса у детей, в составе общей способности учиться.
• В ориентировочно-мотивационном компоненте:
• эмоциональное отношение к принятию задачи;
• эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности;
• динамика эмоционального состояния.
• В операционно-техническом компоненте:
• стремление к поиску решения задачи;
• готовность к умственному напряжению;
• стремление к самостоятельности;
• степень эмоциональной насыщаемости в связи с поисковой деятельностью.
• В регуляционно-оценочном компоненте:
• стремление к выполнению задания и получению результата;
• устремленность на результат;
• отношение к полученному результату;
• поведение при затруднениях;
• степень сосредоточенности внимания.
Таким образом, своеобразие каждого из выделенных показателей и характер их сочетания обусловливают индивидуально-типические варианты развития у детей познавательного интереса как структурного компонента общей способности к обучению [4].

1.3. Средства развития познавательного интереса детей у старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте присутствуют психологические основы становления познавательного интереса: [7].
— возрастает и изменяется характер активности в поиске необходимой информации, который выражается в непосредственном реагировании на новизну объектов к настойчивому устремлению в познании новой информации;
— процесс познания интеллектуализируется, т.е. происходит переход от чувственного познания мира, к теоретическому познанию в вопросной форме, которые являются продуктом интеллектуальной деятельности;
-расширяется диапазон вопросов интересующих ребенка;
-познание переходит от внешних свойств и назначений предметов к сущности явлений, связей, отношений;
-повышение устойчивости ситуативного интереса к поиску нужной информации. [15]
Этапы развития познавательного интереса: [18].
1.Постановка проблемы
2.Определение источников получения необходимой информации
3. Общение с взрослыми как способ осуществление познания
4.Систематизация и обобщение полученного опыта
5. Применение полученного опыта в процессе различных видов детской деятельности.
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно средствами использования: современных информационных технологий; экспериментирования; игровой деятельности; проблемно-игровыми технологиями; методами ТРИЗ; знаково-символическими средствами.
Педагог ДОУ в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса старших дошкольников может использовать различные методы работы: [30]
-развитие интереса во всех видах детской деятельности;
-использование методов и приемов, не направленных на передачу знаний, что приводит к перенасыщению информацией, без учета подготовленности дошкольников, а тех, что способны активизировать процесс освоения знаний;
— использование проектно – тематического планирования;
-реализация детских проектов по выбранной детьми теме;
-использование методов, которые обеспечивают дошкольникам повышение осознанности в познании, т.е. обсуждение того, чего хочет узнать воспитанник.
– формирование представлений о значимости некоторых открытий;
-рассматривание детских энциклопедий, книг, специальной детской литературы;
-использование приемов в беседе с детьми: «Чего не хватает?» отсутствие на карте значимых объектов; «Я не знаю», а именно поиск нужной информации по справочникам, фотографиям; обмен информацией «Я узнала о…»:
— коллекционирование разнообразных объектов, создание мини-музеев соответствующей тематике проекта;
— направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность: сравнение, экспериментирование, моделирование;
— создание ситуаций «повышенной сложности» в образовательном процессе.
Педагогические условия, направленные на развитие познавательного интереса:
— тщательный отбор доступного, целесообразного, интересного содержания материала при решении образовательных задач;
— определять направления стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта;
— единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащения представлений, совершенствовать познавательные умения и способности;
— развивать в единстве компоненты интереса: когнитивные, эмоциональные, волевые, творческие;
— соблюдать соотношения нового материала и уже известного в процессе организованной образовательной деятельности;
— использование вариативных методов, приемов активизации интереса. Изменение стратегии содержательного общения педагога с детьми;
— «погружение» детей в процесс познания мира различными дидактическими средствами;
— включать в активный поиск, освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности: развивать умение ставить познавательные вопросы, находить противоречия и проблемы, выдвигать версии, добиваться их успешного разрешения;
Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают: эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события; отобранные по определенным критериям произведения искусства, в том числе детская художественная литература; игры и занимательные игровые задания; прием занимательности, эмоциональное воздействие на ребенка
Таким образом, развитие познавательного интереса возможно различными средствами, доступными старшим дошкольникам, в том числе и средствами медиаобразования.

Выводы по первой главе
• Познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явлени

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector