Образовательная деятельность по профессиональной коррекции в группе ТНР

Автор: Альметова Нурия Абдулхаковна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ №16 «Карасик»

Населенный пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область

Тема: Образовательная деятельность по профессиональной коррекции в группе ТНР

Опубликовано: 13.09.2016 08:04

Получить свидетельство      Скачать материал


Образовательная деятельность по профессиональной коррекции в группе ТНР.

Основные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи:
Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты и т. п.). Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи. Это вызывает соответствующие трудности в работе над пением. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У таких детей наблюдаются проблемы с запоминанием названий музыкальных произведений, фамилий композиторов. Им бывает сложно узнать даже знакомую музыку по вступлению или по фрагменту мелодии. Легче воспринимается музыка вокальная, чем инструментальная, т. к. в ней единство текста и музыки, и звучание музыки в этом случае связывается с каким-либо конкретным образом. У детей с нарушениями речи нарушены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность). Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
— Состояние психомоторных и сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи значительно ниже возрастной нормы;
— Отмечается дефицит таких процессов, как внимание и память, общая, мелкая и артикуляционная моторика, зрительно-пространственная ориентация и речеслуховое восприятие.
— Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять.
Следовательно, возникает необходимость внесения в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие речевого и певческого дыхания, упражнений, активизирующих внимание, упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.
Цель и задачи музыкального воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: музыкальное развитие детей и коррекция недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.
Помимо общих задач музыкального воспитания работа направлена на решение коррекционных задач.
Коррекционные задачи:
Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Работа по музыкальному воспитанию детей в логопедических группах осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры) игра на детских музыкальных инструментах. Помимо этого занятия включаются речевые игры и упражнения на развитие дыхания.
Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности. Оно лежит в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим. Невозможно выучить песню без ее прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку, определить характер, темп.
Для слушания предлагается доступный по содержанию музыкальный материал. Вокальная музыка по сравнению с инструментальной оказывает гораздо большее влияние на детей. Она представляет собой единство музыкального и литературного текстов, что делает ее более понятной. При организации слушания музыки применяется наглядно-слуховой (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительный (использование картин, рисунков и других наглядных пособий) методы. Музыкальное восприятие становится более осознанным, если прослушивание пьесы сопровождается действиями детей: музыкальными движениями (хлопки, притопы и др.), игрой на музыкальных инструментах, дирижированием, звукоподражанием. Ребенку при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки движением, чем описать словами.
Большую роль в слушании музыки играют дидактические игры. Например, при слушании пьесы «Колокольчики звенят» (В. Моцарт) используется игра «Тихие и громкие звоночки». Для определения жанра пьес «Вальс» (Д. Кабалевский), «Марш» (Д. Шостакович), «Колыбельная песенка» (Г. Свиридов) применяется музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?»
Детям с нарушениями речи бывает трудно охарактеризовать прослушанную музыку. Прилагательные в их словарном запасе представляют наименьшую группу. Помогают наводящие вопросы педагога. (Музыка спокойная или игривая? Громкая или тихая?
В двигательной сфере детей с нарушениями речи наблюдается отставание в физическом развитии, несформированность техники основных видов движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выразительность, гибкость, выносливость, ловкость, сила, координация. Следовательно, есть необходимость использования в музыкально-ритмической работе специальных упражнений, направленных на развитие общей и артикуляционной моторики, координации слова – музыки – движения. Среди таких упражнений особое место занимают речевые игры и упражнения.
Речевые игры, используемые на музыкальных занятиях, направлены на развитие координации движений и слова. Стихи подбираются очень яркие, образные, легко запоминающиеся. Ребенок словом и движением создает единый образ.
В таких играх движение конкретизирует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений не только в их образности, но и в том, что они помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Очень большое значение этот вид исполнительской деятельности имеет в логопедических группах: оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Снижается возбудимость и нервозность дошкольников.
Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т. д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх. В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, ритмические палочки, погремушки, ленточки и т. д. Применение данных атрибутов способствует развитию мелкой моторики. Использование предметов и игрушек (кукол, мишек, зайцев, мячей, обручей и т. д.) дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.
При выборе танца важен правильный выбор музыки. Музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. Следует также учитывать двигательные навыки детей: справиться ли большинство из них с движениями? Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. Они могут использоваться не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще чем другие виды танцев.
Игра является основным видом деятельности дошкольников. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи. Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. Но в логопедических группах игра в оркестре это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:
— Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
-Развитие координации движений при игре не таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и т. д.
— Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, беззвучных пианино, металлофонах, колокольчиках.
— Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото».
— Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).
— Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.
Чаще всего в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, используются металлофоны и ударношумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым. Выбирая песенный материал, следует учитывать: доступность содержания и текста песни, ее темп, диапазон, длительность фраз и др. В качестве подготовки к пению по согласованию с логопедом можно использовать артикуляционную гимнастику.
Основой пения, как и речи, является дыхание. Воздушная струя попадая на голосовые связки приводит их в движение, порождая звук. У детей с тяжелыми нарушениями речи вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять. Следует показывать наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. С целью укрепления дыхания используются специальные упражнения. Пение для детей с нарушениями речи является и учебным, и лечебным средством. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
На первом этапе работы над песней применяются наглядный и словесный методы. Так как у детей с нарушением речи нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений дети не понимают. Поэтому нельзя начинать разучивать песню, пока не будет проведена предварительная словарная работа и текст не будет понятен каждому ребенку. При разучивании песни большое внимание уделяется показу четкой артикуляции.
Дикция. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Существуют разные приёмы обучения детей правильному произношению в пении:
1. Выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания песни.
2. При разучивании песни пользуемся приёмом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.Практикуем приём коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот приём полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.
3. Применяем приём выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Данный приём применяется как в процессе разучивания, так и при повторном усвоении песен. Выразительное произношение текста способствует выразительности пения.
Дети с речевыми патологиями неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях применяется приём правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой, например, «серые», (а не «сераи») или «солнышко», (а не «солнушко»).
Все эти приёмы применяются осторожно, умело, с тем, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни, углубляло музыкальный образ и не превращалось в сухую, формальную тренировку.
В работе над дикцией в логопедической группе проговариваем текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова или фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот приём мобилизует внимание детей и побуждает их к более чёткому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно – показ теми детьми, кто уже научился это делать.
На втором этапе работы над песней дети осваивают певческие навыки, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Для успешного усвоения этих навыков используются показ движения мелодии рукой, прохлопывание ритма, графическое изображение, дидактические игры и др.
В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, правильному звукообразованию.
При пении обязательно следим, чтобы дети правильно сидели, дышали глубоко, но без напряжения, брали дыхание вначале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков.
Применяются дирижёрские жесты. Детей знакомят, что сильный взмах руки означает петь громко, слабый – тихо. Показывать с детьми рукой высоту звуков. Например, в песне «Качели» Е.Тиличеевой дети поднимают руку вверх, когда пропевают слово «вверх» и опускают руку вниз, когда поют «вниз». Попевка «Лесенка» Е.Тиличеевой помогает детям понять движение звуков (восходящие и нисходящие).
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов обучения певческим навыкам детей, имеющих различные речевые нарушения. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо для дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения.
У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. Поэтому необходимо сначала развить физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены, а как следствие, речь приглушённая, ребёнку часто не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка.
Кроме того этим детям трудно пропевать на одном выдохе длинные музыкальные фразы, они вынуждены добирать воздух посередине фразы. В работе над дыханием используются показ педагога и жест, помогающий вовремя взять дыхание. Предлагается детям после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети «не разрывали» слово, используется сравнительный показ педагогом неправильного и правильного исполнения. Для развития дыхания также используется пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов (например, да, та, ля), фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например:«Я иду гулять в лесок»). Такие упражнения желательно сопровождать движением рук сверху вниз.
Учитывая конкретность мышления, подражательность, используя образец педагога, показывать, как надо петь, где вдохнуть, где петь протяжно. При этом идёт работа и над дыханием, и над дикцией .
Много внимания, усилий со стороны педагога и детей требует работа над развитием чистоты интонирования. Ведётся она в двух направлениях. С одной стороны, надо научить детей вслушиваться в мелодию, запоминать её, а с другой – правильно воспроизводить её, коордионируя голос со слухом. Для этого используется ряд приёмов.
• Проигрывание мелодии (типа «Мелодия», «Триола» и т.д.) на фортепиано, духовых инструментах, металлофоне, чтобы дети лучше её запомнили.
• Пропевание мелодии педагогом, чистопоющими детьми с сопровождением или без него. Пение а капелла в медленном темпе особенно полезно детям с речевыми нарушениями.
• Упражнения в подстраивании голоса к данному звуку: нажать клавишу фортепиано, пропеть данный звук, подстраивая свой голос к звучанию инструмента; предложить то же самое сделать некоторым детям, затем спеть вместе с детьми, которые справились с заданием, и предложить послушать всем, как это получается.
• Использование игрового приёма «Машина гудит». Небольшой группе детей предлагают спеть заданный звук. Если они не справляются, то поднимается красный флажок – «машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо, поднимается жёлтый флажок, а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать». Если кто-то из детей хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль «светофора» можно предложить ему.
• Угадывание песни по мелодии, исполненной без слов, по ритмическому рисунку (отхлопыванию ритма песни).
• Есть дети, которые плохо справляются с подстройкой голоса. Таким детям мелодия напевается на ушко, фразы пропеваются вместе с ними и поглаживают их, если дети стараются и у них появляется хотя бы небольшое достижение. Поглаживание кистей ребёнка во время пения помогает в работе с «гудошниками» (детьми, которые не поют, а гудят, как бы проговаривая песню на одном-двух низких звуках), а их довольно много в группе детей с патологией речи, это в основном мальчики.
• Используется приём координации слуха и пения: предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.
• Применяем игровые задания для развития интонационной речевой выразительности Большое значение имеет работа над распеванием, в результате которой приобретаются вокальные навыки.

Звукообразование и звуковедение.
Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.
Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком).
Диапазон у дошкольников неустойчив. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями поют на низких звуках, не выпевая высоких. Поэтому весьма желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом.
Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь напевно, протяжно, надо учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз (индивидуально и подгруппами).
Протяжность в пении зависит от правильного дыхания и от преобладания гласных, протяжности помогает пение в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями выявилась эффективность следующих упражнений, распевок и заданий.
Сначала поются упражнения, попевки с целью достичь лёгкого и чистого звука. Этому помогают заднеязычные слоги: га, ка, ку, го, гу (при произношении этих слогов больше работают задние мышцы.
Гласная у помогает развитию высокого звучания. Указанные слоги полезно петь на начальном этапе обучения, потому что они помогают формированию особо «тяжёлых» согласных – ж, х, м, н. (Работа на согласный жведётся, как правило, после работы на согласный з. При пении песен, в которых много раз встречаются согласные м ин, дети понижают звук, и их голоса становятся «мутными», неясными.Таким образом, на начальном этапе обучения нецелесообразно применять в распевках большое количество переднеязычных носовых согласных).
На дальнейшем этапе обучения используются контрастные упражнения. Добиваемся, чтобы в звуке появилось новое качество, голос стал более эластичным. Для этого применяются переднеязычные слоги зи, зе, контрастные заднеязычным – ка, га, гу,ку, го. Переднеязычные слоги зи, зе и заднеязычные ку, га, гу не только контрастны по формированию в ротовой полости, но и затрата дыхания получается в обоих случаях разная: заднеязычные слоги требуют меньшего дыхания, звук получается лёгкий («высокое звучание»), а на переднеязычные расходуется больше дыхания, звук более тяжёлый.

* Пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук.
* Пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках.
* Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и-а-у», «е-о-а» и т.д.
* Пропевание педагогом имени ребёнка, состоящего из трёх слогов («Ма-шень-ка»), пропевание ребёнком короткой фразы на ту же мелодию («Я-и-ду»). Это же упражнение можно выполнить по-другому: педагог: «Ма-ша» (интервал: терция, кварта, квинта сверху-вниз, снизу-вверх в зависимости от возможностей ребёнка); ребёнок: «Я здесь» (повторяя тот же интервал).
* Пропевание слов «Здравствуйте», «До свидания» с разной интонацией, с разной мимикой и в разных тогнальностях.
* Пропевание этих слов педагогом, повторение той же мелодии отдельными детьми или хором.
* Предлагается задание сыграть мелодию на дудочке, фортепиано, барабане, скрипке, колокольчике, т.е. пропеть заданную педагогом несложную мелодию на слог «ду», «ля», «та», «динь», сопровождая имитационными движениями пальцев рук.

На третьем этапе работы над песней идет ее закрепление и работа над выразительностью исполнения. Инсценирование песен развивает творческую инициативу детей. В течение всего учебного года дети в логопедических группах разучивают несколько песен. Но часто из-за недостаточного развития памяти они довольно быстро их забывают. Чтобы этого не происходило, надо время от времени их повторять. Можно устроить концерт для кукол, концерт по заявкам детей или воспитателя, поиграть в «Угадайку», когда дети будут угадывать песню по мелодии или ритму и исполнять ее.
Последовательность применения различных приёмов в процессе музыкального воспитания детей варьируется в зависимости:
• от задач и содержания отдельных занятий;
• от репертуара;
• от особенностей детей (речевых, общих и индивидуальных);
• от уровня музыкально-певческого развития детей.
Эффективность коррекционной работы с детьми, с речевыми нарушениями ,определяются четкой организацией и степенью слаженной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя, преемственностью в работе с другими специалистами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector