Формирование представлений о звуках. Звуки речи. Звуки гласные и согласные.

Автор: Кияшко Анна Васильевна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МАДОУ МО детский сад №113

Населенный пункт: г. Краснодар, Краснодарский край

Тема: Формирование представлений о звуках. Звуки речи. Звуки гласные и согласные.

Опубликовано: 13.09.2016 13:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Тема: Формирование представлений о звуках. Звуки речи. Звуки гласные и согласные.

Цель: знакомство со звуками речи
Задачи:
развитие мимической мускулатуры
развитие артикуляционной моторики
развитие ротового выдоха
развитие двигательной активности
различение неречевых и речевых звуков
выделение звуков: гласные, согласные, мягкие.
формирование звукового анализа – выделение звуков, определение места в слове.

Ход занятия
Орг. момент
Психогимнастика
Логопед: Посмотрите на эти лица. (Детям показывают пиктограммы.) Какие они разные!
(Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.)
Логопед: А сейчас изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-Царевича. А сегодня мы с вами будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
Игра «Молчанка»
Логопед: Кто что услышал? Вокруг вас много звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
(игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивания по столу) Чем вы слушали?
Дети: Ушами.
Логопед: Уши это важный орган нашего тела. И за ними надо следить. Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Надо уши закрывать в холодную погоду.
Ну вот ребята вы слышали как звучат разные предметы. Но не только предметы, но и все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки»
Где-то собаки рычали:
— Р-р-р-!
В стойле коровы мычали:
— Ммууу!
В комнате мухи жужжали: — Жжжж!
Мимо машины бежали:
-тррррр!
Гудели от ветра все провода:
— Зззнь!
Капала в кухне из крана вода:
— Динь!
Перекликались в ночи поезда:
— Уууу! Ууу!
Листья на ветру шумели:
— Тссс!
Змеи в лесу шипели:
— Шшш!
А комары все пели:
— Ззз!
Куклы кашляют в постели-
Днем мороженое ели!
-Кхх! Кхх!
Логопед: Ну вот мы и услышали звуки, которые издают животные. А вот человек, мы с вами ребята – говорим. Человек обладает речью. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки. Звуки мы слышим и произносим. Вся наша речь состоит из звуков. Вот какие звуки мы произносим: когда куклу укачиваем поем песенку: аааааа, удивляемся произносим звуки ооооо!
Все наши звуки соединяются и получаются слоги. Ау! Ма! Па! А слоги соединяются и получаются слова па-па. Давайте посчитаем сколько слогов у нас в слове мама?
Дети: 2 слога.
Логопед: Правильно 2! Ребята, а что нам помогает произносить звуки?
Дети: язык, губы.
Логопед: Правильно, язык, губы. Мы произносим звуки ртом. Но чтобы красиво произносить звуки надо научить губы, язык выполнять разные упражнения.
Упражнения «Трубочка», «Лопатка», «Часики».
Логопед: А еще надо правильно дышать.
Упражнение «мячик – ямка» Надуваем животик, и выдыхаем через рот.
Физминутка:
Логопед: А сейчас ребята немного отдохнем и прогуляемся по лесу.
Пантомима «Прогулка в лес».
Ходьба с высоким подниманием колен.
Перешагиваем через высокую травку. Перепрыгиваем через лужу.
Прыжки на двух ногах.
Посмотрите, какая красота! ОООООООО!!! Прислушаемся как шумят листья в осеннем лесу. Вдруг подул ветерок. Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури. Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, какой гриб нашли… подосиновик нашли, (подберезовик, боровик, мухомор нашли).
Логопед: Ой ребята пока мы с вами гуляли пришла к нам в гости кукла Маша. И рассказала мне, что она гуляла тоже по лесу и попала в Сказочный город. В этом городе она увидела такие красивые замки. Один красный, другой синий, третий зеленый. Подошла сначала к первому и нажала в звоночек и услышала звуки. Какие? Красным цветом какие звуки у нас обозначаются? Правильно гласные! А услышала Машенька звуки: аааааааа, ууууууу, ооооо, ииииии, ээээ, ыыыы. Потом она подошла к другому замку и позвонила в синий замочек и услышала какие звуки: согласные твердые звуки пппп, ддд, ккк, сссс. А когда она нажала на зеленый замочек услышала эти звуки только мягко они звучали: пьпь, дь,дь,дь. Потому что в этом домике живут мягкие звуки.
Ну вот ребята и мы с вами тоже речевые звуки будем обозначать кружочками. Красными – гласные звуки, которые мы пропеваем легко. Синим – звуки которые произносим языком, губами. А зеленым – мягкие звуки.
А еще ребята наши звуки в каждом слове имеют свое место: начало, середина, конец. Например три звука: АУО какой первый звук я произнесла?
Дети: А
Логопед: Какой звук я произнесла вторым, какой звук был посередине?
Дети: звук У
Логопед: а последний звук какой я произнесла?
Дети: звук О.
Логопед: Также и с вловах ребята, мы будем находить с вами первый звук, последний. Вот слово Оля (Аня, удочка, иголка). Какой звук первый в этом слове, с какого звука начинается наше слово? Правильно: О! А в слове кот, какой звук последний, каким звуком заканчивается слово. (мак, рак, сом, гол, сок)
Логопед: Хорошо! Молодцы ребята!
Итог:
Логопед: Давайте повторим, а, у, о –это что? Звуки! Какие это звуки? Речевые! Звуки мы с вами, что – слышим и говорим. Какие звуки мы знаем: гласные, согласные твердые, согласные мягкие. Звуки соединяются во что – в слоги. Слоги в слова. Звуки в слове какие места занимают – начало, середина, конец.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector