Построение образовательной траектории развития ребенка, ориентированной на его интересы и возможности

Автор: Шуклина Татьяна Валерьевна

Должность: Педагог — психолог

Учреждение: МА ДОУ ДС «Маячок»

Населенный пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область

Тема: Построение образовательной траектории развития ребенка, ориентированной на его интересы и возможности

Опубликовано: 16.09.2016 17:40

Получить свидетельство      Скачать материал


Построение образовательной траектории развития ребенка, ориентированной на его интересы и возможности.

Педагог – психолог МА ДОУ ДС «Маячок»
Шуклина Т.В.

Первые проявления самостоятельности, целенаправленно изучаемой педагогами и психологами, принадлежат периоду дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Г.Н. Година, Н.Ф. Ладыгина, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.). Подчеркивается, что каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а ее развитие связано с освоением основных видов деятельности: двигательной, игровой, исследовательской и др.
Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Исследования показывают, что значительное число детей старшего дошкольного возраста не достигают высоких уровней самостоятельности. В связи с тем, что у них недостаточно сформированы произвольность поведения, общительность, стремление к самореализации, инициатива в различных видах деятельности, то есть недостаточно развита эмоционально – волевая сфера. Среди детей с нарушение эмоционально – волевой сферы выделяют категории: агрессивные, застенчивые, тревожные, гиперактивные.
Формирование гармонически развитой личности — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.
На наш взгляд, в современных условиях, возникает профессиональная необходимость в разработке индивидуальной траектории развития (индивидуального образовательного маршрута), для детей с нарушением эмоционально – волевой сферы, учитывая их образовательные потребности, индивидуальные способности и возможностями. Поэтому, мы начали работу в данном направлении с младшего дошкольного возраста.
Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута для детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы мы осуществляем в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательных отношений.
Работу выстраиваем поэтапно:
На начальном этапе, этапе наблюдения работа осуществляетяс совместно воспитателем и педагогом – психологом в группе, во всех видах деятельности, фиксируя нарушения эмоционально – волевой сферы., выявляем личностные особенности воспитанников, средствами психолого – педагогической диагностики.
Затем вырабатываем стратегии коррекционной – развивающей работы.
На этапе реализации, осуществляем работу на основе программы «Разноцветное детство: под редакцией Свистуновой Е.В., включающей в себя циклы занятий по «Игротерапии», «Скакотерапии», «Изотерапии», каждый из которых рассчитан на 10 занятий, проходящих в форме тренингов. Тренинговые занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, это позволяет сделать занятие динамичным и насыщенным. При формировании группы из 6 – 10 человек, учитываем личностные особенности детей. Включение в группу детей с серьезными нарушениями поведения предшествует индивидуальная работа. Групповая форма работы позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций путем организации совместной деятельности, акцентировать внимание членов группы на сильных качествах каждого ребенка.
Цикл «Игротерапия» — это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Тренинговые занятия включают в себя: элементы трех блоков:
эмоциональный блок: работа с эмоциями;
когнитивный блок: работа с интеллектом;
поведенческий блок: работа с ролевым поведением.
Участники тренинга вовлекаются в проигрывание специальных упражнений, способствующих развитию коммуникативных навыков и улучшению взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижению агрессии и ослаблению негативных эмоций.
В тренингах используем релаксационные психогимнастические упражнения Частиковой М.И., направленных на расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д
Цикл «Скакотерапия» — это путешествие по сказкам, включающее в себя этюды на выражение и проявление различных эмоций, что способствует улучшению пластики, мимики, речи. Это эффективный метод работы с агрессивными детьми, за счет приобретение алгоритмов конструктивного разрешения конфликтов и обучения способам адекватного отрегулирования поведения. Отработка механизмов саморегуляции и контроля.
Цикл «Изотерапия» — это лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства. Тренинговые занятия включает в себя: продуктивную и игровую деятельность, направленную на снятие психофизических напряжений, стрессовых состояний. Выражая себя в изобразительной деятельности, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными травмирующими образами. Это особо важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми. Вместе с тем, изобразительная деятельность позволяет развивать в детях творческие способности.
В группе особое внимание уделяется построению развивающей предметно – пространственной среде, организованной с учетом индивидуальной комфортности детей, включающей в себя уголок уединения, ширму, оборудование для самостоятельной деятельности, для режиссерских и ролевых игр.
В группе совместно проводим «Утро радостных встреч»,  когда дети приветствуют друг друга, называют ласковыми именами, желают добра, улыбаются, настраиваются на добрые события дня.
Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют: включение в занятия элементов психологической гимнастики; игр и упражнений направленных на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.;
игр драматизаций; театрализованных игр; чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям проводим: коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов и др.). Оформляем фотогазеты о совместных мероприятиях («Как мы отдыхали на даче», «Как мы строили снежный городок»); разбираем ситуации, которые могут возникнуть в жизни, в которых, надо сделать нравственный выбор; намерено создаем ситуации, требующих от детей взаимопомощи.
Важную роль отводим работе с родителями, используя разные формы работы:
— Занятия – практикумы: «Поиграем вместе с детьми», «Современная семья глазами психолога» и др.
— Детско-родительские тренинги «На встречу друг другу», «Дочки — сыночки — матери», «Только вместе» ;
— Индивидуальные консультации и консультации на сайте ДОУ: «Проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство)», «Эмоциональное развитие детей», «Как преодолеть гнев», «Маленький храбрец».
— проводим «Дни открытых дверей» и др.
— Используем наглядно-информационные формы: памятки; буклеты. В приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам: «Детские страхи», «Причины детской агрессии» и др.,
На заключительном этапе проводим психолого-педагогическую диагностику, подводим итоги, каких результатов мы добились и определяем дальнейшую стратегию развития ребенка, с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных способности и возможностей.
Таким образом, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка, а как следствие развитие у него инициативы и творчества, осуществляется в соответствии с его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями, через построение индивидуальной траекторией развития. Разработка и реализация, которой, осуществляется в тесном сотрудничестве всеми участниками образовательных отношений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector