Картотека опытов и экспериментов с элементами нетрадиционного рисования и аппликации

Автор: Кищенко Ирина Сергеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад № 107 «Тополек»

Населенный пункт: г. Обь, Новосибирская область

Тема: Картотека опытов и экспериментов с элементами нетрадиционного рисования и аппликации

Опубликовано: 16.09.2016 18:37

Получить свидетельство      Скачать материал


Приложение 5
Картотека опытов и экспериментов с элементами нетрадиционного рисования и аппликации.
Опыты по изучению свойств воды
2-я младшая группа
«Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»
Задачи: познакомить детей со свойствами воды: она может намочить одежду, руки и может пролиться на пол.
Ход проведения:
Посадить за стол кукол.
– Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что вода жидкая, может намочить одежду и проливаться на пол.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображена картина (мальчик со стаканом в руках в детском саду) . Задача детей с помощью пипетки подкрашенной водой поставить капли в те места, куда попала воды в ходе эксперимента (руки, одежда, пол).
«Прозрачная вода может стать мутной»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: вода может быть прозрачной или мутной.
Ход проведения:
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на картинку с аквариумом. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, если им насыпать корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если вода будет мутной, может быть, рыбки останутся голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что прозрачная вода может стать мутной и в мутной воде видно хуже.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображены две картинки с аквариумами. На одной рыбки нарисованы восковыми мелками, на другом обычными карандашами. Задача детей акварельными красками раскрасить воду в аквариуме. Таким образом в одном рыбок будет видно хорошо (вода прозрачная), а в другом плохо (вода мутная).
«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Задачи: познакомить детей со свойствами воды: ее легко покрасить в любой цвет.
Ход проведения:
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что вода легко окрашивается в любой цвет.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображены три стакана с прозрачной водой. Задача детей пальчиковой техникой рисования раскрасит воду в стаканах в те цвета, какие использовались в опыте. 
«Вода может литься, а может разбрызгиваться»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: вода может литься, а может брызгать.
Ход проведения:
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать что вода может литься, а может разбрызгиваться.
Результат фиксируется в карточку опыта: листок разделен на две половины. Задача детей на одной половине набрызгать краской с помощью зубной щетки, а на другой накапать с помощью пипетки и сравнить полученные капли.
«Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: она испаряется под действием солнечных лучей.
Ход проведения:
Намочить салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.)
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что белье высыхает на солнце быстрее, чем в тени.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям дается два листа. Они должны с помощью пипетки намочить оба. Один листок положить на подоконник (на солнце), а другой унести в тень (например в спальню).
«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: вода является пищей для растений.
Ход проведения:
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается сделать отпечаток листочка и нарисовать к нему почву с помощью пальчиковой техники.
«Руки станут чище, если помыть их водой»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: она смывает грязь.
Ход проведения:
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Воспитатель предлагает сделать это.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что руки станут чище, если помыть их водой.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображены две картины: на одной руки, на другой они под краном. Задача детей «замарать» руки песком на первой картине. Для этого делается аппликация песком.
«Какая лужа высохнет быстрее?»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: она испаряется под действием солнечных лучей.
Ход проведения:
– Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи.)
– Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя какие лужи бывают? (Маленькие.)
Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее: большая или маленькая? (Воспитатель разливает воду на асфальте, делая разные по размеру лужи.)
– Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше.)
Воспитатель: А большие лужи иногда высыхают целый день.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что маленькая лужа высохнет быстрее, чем большая.
Результат фиксируется в карточку опыта: дети должны на листе бумаги изобразить две лужи с помощью пипетки: большую и маленькую. Оставить на какое-то время и сравнить какая быстрее высохнет.
«Вода – наша помощница»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: она смывает грязь.
Ход проведения:
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.
– Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно.
– Что же делать? (Помыть.)
– Чем? (Водой и тряпочкой.)
– А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались.
– Что же делать? (Салфетку надо намочить водой и хорошо потереть.)
Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что стол становится чище, если их помыть водой и тряпочкой.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображен стол. Задача детей «замарать» стол крошками: наклеить маленькие комочки из салфеток.
«Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: она может замерзать и таять.
Ход проведения:
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса.) Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.) Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло.) Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что когда холодно вода превращается в лед, а когда тепло опять становится водой.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображены две картины: на одной лужица, на другой – кубик льда. Задачи детей поставить «печати» (из картофеля) капелек и снежинок на соответствующей картине.
«Окрашивание воды»
Задачи: познакомить детей со свойствами воды: она может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде.
Ход проведения:
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны. (Вода прозрачная.) Далее выясняют, как можно окрасить воду. (Добавить краску.) Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой.) В каком стаканчике краска быстрее растворяется? (В стакане с тёплой водой.) Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной.)
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что чем больше вещества, тем интенсивнее цвет и чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается окрасить воду в любой цвет с помощью гуаши и сделать на листе отпечатки ладошек.
«Как вытолкнуть воду?»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: её уровень повышается, если в воду класть предметы.
Ход проведения:
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники, например, сачок. Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображен стакан. Задача детей «насыпать» камешки в стакан. Для этого используются печати из пробок. 
«Куда делась вода?»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: скорость испарения зависит от условий.
Ход проведения:
Дети наливают равное количество воды в ёмкости. Вместе с воспитателем делают отметку уровня. Одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой. Обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода из открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда).
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что вода быстрее испаряется в открытой банке.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображены две банки с водой: одна закрытая, другая открытая. Задача детей нарисовать капельки воды на банке, где испаряется вода с помощью печатей из картофеля.
«Откуда берётся вода?»
Задачи: познакомить детей с процессом конденсации.
Ход проведения:
Воспитатель накрывает ёмкость с теплой водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода. (Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.) Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображены две банки с крышками. Задача детей ватными палочками нарисовать капельки на крышке, где появились капельки (можно одну крышку сделать красной – теплая, а другую синей – холодная).
«Загадочная виноградинка»
Задачи: прийти к выводу что воздух легче воды.
Ход проведения:
В стакан наливается минеральная вода. Взрослый спрашивает, что это за вода (минеральная, так как есть пузырьки). Бросаем виноградинку в стакан. (она опускается на дно). Виноградинка тонет, потому что она тяжелее воды. А теперь что вы видите? (Она покрылась маленькими пузырьками и всплывает). Ягодка покрыта пузырьками воздуха, а воздух легче воды и стремится вверх. Вот он и поднимает виноградинку. Смотрите – на поверхности пузырьки начали лопаться, воздух улетучивается, и виноградинка снова опускается на дно.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что воздух легче воды и стремится вверх.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображен стакан с водой, в которой плавает виноградинка. Задача детей с помощью пальчиков нарисовать пузырьки воздуха на виноградинке.
«Волшебные яйца»
Задачи: познакомить детей со свойством воды: она может быть соленой и пресной.
Ход проведения:
На столе стоят две банки с водой, два яйца и ложка (один ребенок пробует на вкус воду). Она не соленая, простая. Давайте посолим воду в одной из банок.
(ребенок солит воду и хорошо размешивает ее). А теперь опустим яйца в банки (дети кладут аккуратно яйца в банку на ложке). Что происходит?
(в одной банке яйцо утонуло, а в банке с соленой оно всплыло).
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому в ней легче плавать.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается разукрасить яйца при помощи пальчиковой техники рисования.
«Делаем облако»
Задачи: познакомить детей, что такое пар и как он появляется.
Ход проведения:
Воспитатель осторожно наливает горячую воду в банку и быстро закрывает ее крышкой. Предлагает детям положить на крышку кусочки льда. Что мы видим? (банка запотела). Вода поднимается в виде пара вверх и охлаждается. Пар превращается в капельки воды. Похожим образом в природе образуются облака – теплый воздух поднимается высоко в небо, где гораздо холоднее, чем около поверхности земли, и охлаждается.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что вода поднимается вверх в виде пара, охлаждается и превращается в капельки воды.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображено облако. Задача детей изобразить с помощью капелек (печатей из картофеля) круговорот воды в природе.
«Спичечные берега»
Задачи: продолжать знакомить со свойствами предметов при взаимодействии с водой.
Ход проведения:
Воспитатель предлагает детям положить на середину тарелки кусочек сахара, затем четыре спички в воду (спички приблизить друг к другу). Сахар начинает впитывать воду, возникает течение, которое сближает спички.
(Затем опускают кусочек мыла. Спички «разбегаются»).
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что мыло создает пленку на поверхности воды, которая заставляет спички «разбегаться».
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается сделать зарисовку опыта, используя трафареты из картофеля и метод рисования поролоновой губкой.
«Смерч в бутылке»
Задачи: познакомить детей с тем, как появляется смерч.
Ход проведения:
Воспитатель выливает в бутылку чайную ложку жидкого прозрачного мыла.
Далее бросается алюминиевые шарики в бутылку и наполняется бутылку водой. Воспитатель добавляет в воду две капли синего красителя и начинает крутить бутылку. Легкие алюминиевые шарики поднимаются вверх. Это похоже на то, что происходит во время урагана с разными предметами. Ураганы и смерчи появляются внезапно и несут разрушения.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что смерч появляется при сильном круговом ветре.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе нарисована пустая бутылка. Детям предлагается нарисовать в ней смерч, используя рисование жесткой полусухой кистью.
«Впитывая водяные капли»
Задачи: познакомить детей со свойствами материалов при взаимодействии с водой.
Ход проведения:
Дети поливают различные материалы водой: ткань, салфетку, бумагу, вату, дерево, пластмассу, фольгу. Далее смотрят какие материалы впитываю, а какие отталкивают воду. Материалы, которые впитывают воду, называют пористыми. Это означает, что в них есть множество крошечных отверстий.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что ткань, салфетка, вата и бумага пористые вещества.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе предлагается сделать аппликацию. С одной стороны приклеить кусочки материалов, которые впитывают воду, на другой что не впитывают (можно зарисовать)
Опыты по изучению свойств дерева и бумаги.
2-я младшая группа
«Свойства бумаги»
Задачи: познакомить детей со свойствами бумаги: белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность, мнется, рвется, режется, горит.
Ход проведения:
Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что бумага гладкая, тонкая, легко мнется и рвется, намокает и горит.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается нарисовать две картины на разной бумаги, используя пальчиковую технику рисования.
Древесина, ее качества и свойства.
Задача: познакомить детей со свойствами древесины: режется, горит, не бьется, не тонет в воде.
Ход проведения:
Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет), пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что дерево режется, горит, не бьется, не тонет в воде и поверхность дерева пористая и твердая.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается нарисовать дерево, используя рисование пальчиками и ватными палочками.
«Загадочная бумага»
Задачи: познакомить детей со свойством бумаги: при определенных условиях она становится прочной.
Ход проведения:
1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.
2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?
3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.
4. Складываем тот же лист гармошкой.
5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.
6. Что произошло? Почему?

В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что если сложить бумагу, она не будет сминаться.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображены три стакана: один сверху и два снизу. Задача детей сложить бумажный листок гармошкой и приклеить на картинку.
Можно ли склеить бумагу водой?
Задачи: познакомить детей со свойством воды: она обладает склеивающим действием.
Ход проведения:
Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы — не двигаются (Вода обладает склеивающим действием).
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что можно склеить бумагу водой.
Результат фиксируется в карточку опыта: Детям предлагается на белом листе с нарисованным стволом дерева наклеить маленькие обрывные кусочки цветной с помощью обычной воды.
«Рвем бумагу»
Задачи: закрепить свойство бумаги: она легко рвется.
Ход проведения:
Воспитатель предлагает детям порвать бумагу разных цветов на маленькие кусочки разной формы и размеров. Затем предлагается сделать аппликацию с использованием этих кусочков (можно показать в качестве образца картинки с использованием данной техники).
В ходе проведенного опыта дети должны научиться аккуратности и закрепить знания о свойстве бумаги.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе предлагается сделать обрывную аппликацию на произвольную тему.
«Бумажные комочки»
Задачи: познакомить детей со свойством бумаги: скатыванием.
Ход проведения:
Воспитатель предлагает детям сделать комочки из бумаги (из салфеток). Затем предлагается сделать коллективную аппликацию например «одуванчики на траве»
В ходе проведенного опыта дети должны научиться скатывать бумагу в комочки.
Результат фиксируется в карточку опыта: на ватмане нарисовано поле со стебельками одуванчиков. Дети должны приклеить свои комочки к стебелькам на ватмане.
«Бумажные полоски»
Задачи: закрепить умение рвать бумагу на полоски разной толщины.
Ход проведения:
Детям раздают листы разного цвета и размеры, потом показывают, как оторвать полоску из бумаги. Дети выполняют опыт.
В ходе проведенного опыта дети должны закрепить свойство бумаги — легко рвется.
Результат фиксируется в карточку опыта: на альбомном листе предлагается сделать аппликацию из полосок бумаги. В качестве примера предлагаются картинки.
«Необычные спички»
Задачи: познакомить детей со свойством дерева: оно впитывает воду.
Ход проведения:
Предложить детям посмотреть, что будет, если намочить спички. Взять 5 спичек, надломить их посредине и выложить под прямым углом на блюдце. Получается фигура похожая на снежинку. Накапать с помощью пипетки несколько капель воды на сгибы спичек. Выяснить, что стало со спичками. Сделать вывод о том, что дерево впитало воду, набухло, и спички начинают расправляться.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что дерево впитывает воду.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается нарисовать лес, используя печати из картофеля.
«Оригами и квиллинг – чудеса из бумаги»
Задачи: познакомить детей с простейшими фигурками оригами и квиллинга, как одним из свойств бумаги – легко сминается.
Ход проведения:
Детям демонстрируются фигурки зверей и птиц, выполненные в технике оригами, а так же картины с использованием квиллинга. Рассказывается вкратце о той и другой технике (что используется определённая бумага) и предлагается выполнить простейшие фигурки.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать как применяется свойство бумаги – легко мнется.
Результат фиксируется в карточку опыта: На листе предлагается сделать простейшую картину с использованием квиллинга.
«На абордаж»
Задачи: сравнить свойства бумаги и дерева – плавучесть.
Ход проведения:
Детям предлагаются два кораблика: бумажный и деревянный. В тазике нужно запустить их в плавание. Посмотреть какой плавает лучше. Затем устроить бурю, чтобы оба кораблика намокли. Затем опять посмотреть как они плавают.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что бумага намокает и теряет свойство плавать, а дерево при намокании продолжает плавать.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается нарисовать кораблики, используя печати из картофеля.
«Цветы лотоса»
Задачи: закрепить свойство бумаги: при взаимодействии с водой, она намокает.
Ход проведения:
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на наших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что вода намокает и становится тяжелее.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается сделать накладную аппликацию цветов лотоса (нижние лепестки – при намокании, а верхние, закрученные – до взаимодействия с водой).
«Мир  бумаги»
Задачи: познакомить детей с различными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная.
Ход проведения:
Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать качественные характеристики и свойства разных видов бумаги. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается нарисовать на разной бумаги деревья, используя пальчиковую технику.
«Картон».
Задачи: познакомить детей с новым видом бумаги – картоном и изучить её свойства.
Ход проведения:
Детям предлагается по листу картона. Они должны провести эксперимент, основываясь на уже изученные свойства бумаги.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что картон твердый, плотный, тяжело поддается к сгибанию. При намокании разбухает, расслаивается.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе предлагается выполнить накладную аппликацию с использованием картона разного цвета.
Опыты по изучению свойств песка
2-я младшая группа
«Движущийся песок» 
Задачи: познакомить детей со свойством песка: он сыпучий и может принимать форму сосуда.
Ход проведения:
В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крышкой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить туда трубочку. Подуть в трубочку и понаблюдать, что происходит в бутылке. Далее предлагается насыпать песок в банку и стакан.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что песок может принимать форму любого сосуда и он сыпучий.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображены стакан, банка и бутылка. Задача детей «насыпать» в них песок. Для этого проводится аппликация с песком или манной крупой.
«Песочный замок» 
Задачи: познакомить детей со свойством песка: при взаимодействии с водой он становится жидкий, а при высыхании становится твердым.
Ход проведения:
Мокрый песок может выливаться из ладошек тонкой струей. Если ладошки держать над одним местом, то из струйки можно получить конус, который будет похож на замок. При высыхании песок твердеет, и получится крепкая постройка
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что из мокрого песка можно построить замок, который при высыхании станет крепким.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается сделать замок с помощью накладной аппликации (бумаги разного размера приклеиваются одна на другую).
«А мы сеяли песок» 
Задачи: закрепить свойство песка: он сыпучий.
Ход проведения:
Воспитатель предлагает детям просеять песок через сито. Затем сравниваем просеянный песок от непросеянного.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать что песок можно просеять через сито и он получается без камней.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается на листе нарисовать с помощью пальчиковой техники и ватных палочек две кучки песка: просеянный и непросеянный.
«Песчинки» 
Задачи: познакомить детей со свойством песка: он состоит из меленьких камушков – песчинок.
Ход проведения:
Дать детям лупы и рассмотреть, из чего состоит песок. Каковы на ощупь отдельные песчинки?
В ходе проведенного опыта дети должны увидеть, что песок состоит из песчинок.
Результат фиксируется в карточку опыта: дети на листе делают аппликацию «песочный замок» при помощи маленьких кусочков цветной бумаги.
«Песочные часы»
Задачи: познакомить детей с прибором для измерения времени – песочными часами.
Ход проведения:
Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмечая время по часам: одеться, спеть песенку и т. п.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что с помощью песка можно отмерять время.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается разукрасить песочные часы с помощью поролоновой губки.
«Мокрый – сухой»
Задачи: показать детям как различать сухой и мокрый песок. Обратить внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка.
Ход проведения:
Воспитатель вносит прозрачные миски с песком и формочки.
-Ребята, посмотрите, что я принесла. Я вам принесла песок и формочки. Давайте с вами сделаем куличик. Воспитатель сначала насыпает в формочку песок сухой, переворачивает формочку и стучит по ней. Открывает и песок весь рассыпается, куличик не получается.
Что ребята, произошло, почему у нас не получился куличик?
Какой нам для это нужен песок? Правильно, мокрый.
-Ребята, посмотрите на сухой песок он светлый, он рассыпается в руках. А мокрый – темный, в руках он не рассыпается, из него можно сделать много куличиков. Для того, чтобы он был мокрый его надо полить водой.
Воспитатель дает детям игрушки и предлагает поиграть в песочнице с мокрым песком.
В ходе проведенного опыта дети должны узнать как различить сухой и мокрый песок и что с мокрым песком играть лучше.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается нарисовать подводный замок, используя технику восковые мелки + акварель.
«Рисование на песке».
Задачи: показать детям, что на песке можно рисовать.
Ход проведения:
Воспитатель приглашает порисовать на песке. Он начинает рисовать солнышко, а дети дорисовывает лучики. (Травку, цветок).
В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что на песке можно рисовать.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается сделать аппликацию с песком.
«Сухой песок может сыпаться».
Задачи: закрепить знание детей о свойстве песка: он сыпучий.
Ход проведения:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). О чём мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется.
В ходе проведенного опыта дети должны вспомнить, что песок сыпучий.
Результат фиксируется в карточку опыта: детям предлагается сделать аппликацию, используя песок.
«Мокрый песок принимает любую нужную форму».
Задачи: закрепить знания детей о мокром песке.
Ход проведения:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого). Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).
В ходе проведенного опыта дети должны вспомнить свойства мокрого песка и что с помощью мокрого песка можно делать любые фигурки.
Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображены различные формочки для песочницы. Задача детей разукрасить их с помощью сухой полужёсткой кисти.
«Каждому камешку свой домик»
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности(гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
Ход проведения:
Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленьк

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector