Проект «По экологической тропинке»

Автор: Ковалева Нина Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ №3 «Радуга»

Населенный пункт: пгт. Солнечный, Красноярский край

Тема: Проект «По экологической тропинке»

Опубликовано: 17.09.2016 11:26

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Проект во второй младшей группе «Ягодка»

Воспитатели: Ковалева Нина Николаевна
Степанова Анастасия Анатольевна

Содержание

Актуальность проекта……………………………………………………..………….3
Вид проекта……………………………………………………………………….…..3
Цели проекта……………………………………………………………………….…3
Задачи проекта……………………………………………………….……………….3
Этапы проекта…………………………………………………………………..…….5
План реализации проекта…………………………………………………………….6
Приложение 1…………………………………………………………….………….10
Приложение 2……………………………………………………………………….11
Приложение 3……………………………………………..………………………..…12
Приложение 4…………………………………………………………….………….13
Приложение 5…………………………………………………………….…………15
Приложение 6…………………………………………………………….…………16
Приложение 7…………………………………………………………….…………18
Приложение 8…………………………………………………………….………….20
Приложение 9……………………………………………………………………….22
Приложение 10……………………………………………..…………………………23
Приложение 11…………………………………………………………….………..24
Приложение 12…………………………………………………………….……..…25
Приложение 13………………………………………………………………………27

«Изучение и наблюдение природы породило науку» Цицерон

Актуальность:
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Вид проекта: познавательно-информационный.

Цель проекта: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы.
Задачи:
• Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Участники проекта:
• Воспитатели
• Дети 2 мл. группы
• Родители
Предполагаемые результаты:
1. Знание детьми названий деревьев и их характерных особенностей.
2. Бережное отношение детей к природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.
Продолжительность: среднесрочный (с 04. 04. по 29. 04).
Этапы создания и оформления тропинки:
— Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
— Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
— Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.
— Составление паспорта всех точек тропинки.
— Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

На экологической тропинке детского сада:
• Точка «Дерево… (дикая ранетка)»
Обращается внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его окраске коры, форме листа.
• «Царство удивительных пеньков»
Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки и игр.
• Точка «Дерево… (сосна)»
Обращается внимание на то, что сосна – хвойное растение. Особое внимание уделяется иголкам, шишкам.
• Точка «Кустарник… (сирень)»
Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник. Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень.
• Точка «Цветок… (одуванчик)»
Наблюдение и рассматривание
• «Огород»
Посадка новых растений воспитателем с детьми, полив, уход.
• «Зеленая зона в группе»
Объектом для наблюдения являются растения уголка природы в группе. Наблюдения и уход за ними.
Продукты проекта:
Фотографии природных объектов, рисунки. Карта экологической тропинки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, деревья и цветы на участке детского сада.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
• 1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
• 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
• 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
• подбор иллюстративного материала по теме;
• подбор литературы по теме;
• подбор дидактических игр по экологии;
• оформление уголка «Мир природы» в группе;
• создание и оформление тропинки и ее карты-схемы;
• наблюдение в природе на прогулке.
Сотрудничество с семьёй:
• Анкетирование родителей по теме.
• Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
• Совместное творчество родителей с детьми из природного материала.
Взаимодействие со специалистами:
• Разучивание хоровода «Березка»

План реализации проекта:

Дата
Вид деятельности
Цель
Форма отчета
4.04.
Прогулка «Деревья»

Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам

Формирование сотруднических отношений с родителями
Конспект образовательной деятельности

Анкеты
5.04.
Изобразительная деятельность: рисование «Деревья такие разные»

Подвижные игры: «Ежик», «Ножки-ножки»
Вызвать интерес к творчеству, учить рисовать ствол дерева кистью
Рисунки детей

Фотографии
6.04.
Прогулка — экскурсия
«Поход в волшебный лес».

Разучивание стихотворения «У задумчивой березки»
Воспитание интереса и бережного отношения к природе

Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе
Конспект образовательной деятельности, поделки детей
7.04
НОД «Комнатные растения»

Формирование навыков по уходу за растениями
Конспект образовательной деятельности, рисунки.
8.04
Собрание коллекции природного материала
Формирование желания изучать объекты живой природы
Коллекции природного материала
11.04.
Беседа: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»
Закрепление знаний об окружающем мире
Конспект
12.04.
Изобразительная деятельность: рисование
“Желтый одуванчик”

Хоровод «Берёзка»

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Формирование двигательной активности, чувства ритма, любви к природе
Выставка
13.04.
Настольные игры: «Времена года», «Растения и животные»

Разучивание стихотворения «Эта стройная сосна»
Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков

Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе
Фотографии
14.04.
Изобразительная деятельность: рисование
Тема: “Деревья нашего детского сада”
Создание творческого продукта изобразительной деятельности
Выставка рисунков
15.04.
Домашнее задание
для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала

Подвижные игры: «Ножки-ножки», «Ежик»
Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Закрепление знаний о лесных обитателях

Выставка

Фотографии
18.04.
19.04.
Беседа: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Хоровод «Берёзка»
Закрепление знаний об окружающем мире

Формирование двигательной активности, чувства ритма, любви к природе
Конспект
20.04.
Настольные игры: «Растения и животные», «Круглый год»

Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков
Фотографии
21.04.
Подвижные игры:
«Кто больше соберет», «Найди свой домик»

Разучивание стихотворения «Грибы искать не просто»
Закрепление знаний о лесных обитателях

Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе
Фотографии
22.04.
25.04.
Беседа: «Насекомые — польза и вред»

Подвижные игры: «Ножки-ножки», «Ежик»

Закрепление знаний об окружающем мире
Конспект
26.04.
Настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год»

Хоровод «Березка»
Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков

Формирование двигательной активности, чувства ритма, любви к природе
Фотографии
27.04.
Подвижные игры:
«Добеги до дерева как…»

Разучивание стихотворения «Одуванчик»
Закрепление знаний о лесных обитателях

Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе

28.04.
«Беседа: Осторожно! Растения на участке д/с»
Закрепление знаний об окружающем мире
Конспект
29.04.
«Путешествие по экологической тропинке»
Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности
В течение всего месяца
Дидактические игры по ознакомлению с деревьями и растениями

Закрепление знаний об экологическом мире
Описание игр

Приложение 1

Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

1 . Что такое экология?
_____________________________________________________________________

2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
_____________________________________________________________________
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Приложение 2

Дидактические игры по ознакомлению с деревьями и растениями во второй младшей группе.

Название
Цель
«Угадай растение по описанию»
Умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность.
«Найди листок, какой покажу»
Учить детей находить листочки по показу.
«Сложи картинку» (пейзажные)
Учить собирать из частей целое изображение.
«Такой листок, лети ко мне»
упражнять в нахождении листьев по сходству.
«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, платан)
Закрепить названия деревьев.

«Собери дерево из частей»
Учить собирать из частей целое (синтез.)
«Отгадай мою загадку» (о деревьях)
Учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Найди растение»
По словесному указанию находить нужное растение, закреплять название растений.
«Научи мишку мыть растение»
Учить детей ухаживать за растениями.
«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки)
Учить по описанию выбирать нужные картинки.
«Найди дерево по описанию»
Умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность.

Приложение 3

Хоровод «Берёзка»

1Мы вокруг березки
Хороводом стали,
Яркие платочки
Высоко подняли.

Припев:
Ты, березка, посмотри, посмотри, посмотри.
Как танцуют малыши, малыши, малыши!

2. Мы вокруг березки
Весело гуляли,
Весело гуляли,
Ножками шагали.

3. Мы с тобой, березка,
Поиграем в прятки.
Отгадай, березка,
Где же все ребятки?

4. А теперь, березка,
Нам пора проститься,
Нам пора проститься,
Низко поклониться.

Приложение 4

Прогулка «Деревья»

Цель: развитие слуховой и образной памяти, связной речи, фантазии.

Задачи:
Формировать умение распределять внимание, устанавливать соответствия между предметами;
Развивать мелкую моторику, самоконтроль;
Воспитывать творческий подход к делу, чувство взаимоподдержки.

Оборудование: набор листиков.

Ход:
Воспитатель:
— В сад весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья,
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
Мы пойдем гулять.
Дети становятся змейкой и идут за воспитателем по дорожкам, тропинкам. Называем деревья, дети собирают листья.
Воспитатель подводит к берёзе.
Воспитатель:
А вот и берёзка.
Берёзка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица – душа!
Ребята, посмотрите, как на берёзке шелестят листочки, кажется, она зовёт нас к себе в гости. А что это берёзка держит в своих «руках – веточках»? Давайте посмотрим?
Да это же письмо! И адресовано нам. Сейчас прочитаем. (Чтение письма Берёзки, выполнение её заданий).

Письмо Берёзы

Дорогие ребята!

Наконец – то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания.

Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: чем мы с моей соседкой сосной похожи, а чем отличаемся. А как вы узнали, что мы с сосной деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я – дерево!

Еще ребята у меня к вам просьба. Очень мы, березы любим, слушать стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня!

Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листочки на память.
Приходите ко мне ещё, не забывайте меня!
Ваша Березка.

— Погладить, понюхать.
— Рассказать, чем похожи и чем отличаются с соседкой сосной.
— Доказать что она дерево.
( Дети объясняют, что у дерева — один ствол. Он твердый, а у кустарников — много стволиков растущих из земли. У травинок не бывает больших стволов).
По просьбе берёзки рассказывают стихи, которые выучили на занятиях.
Чтение письма до конца.

Игра «С какого дерева лист?».
Воспитатель показывает найденный лист, дети, называют с какого дерева, какого цвета лист.
Воспитатель предлагает детям поднять опавшие листочки, напоить березу и взрыхлить землю под ней, чтобы её корешки лучше дышали.

Приложение 5
Экскурсия «Поход в волшебный лес».

Цель: уточнить названия дерево, куст. Познакомить с понятиями: гладкий, колючий, тяжелый, легкий, длинный короткий, толстый, тонкий.

Ход прогулки.
Воспитатель объявляет, что все пойдут в «лес».
В «лесу» взрослый обращает внимания на деревья, кусты, показывает: ствол, ветви, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как узнали?
Дети начинают бегать, аукаться: «Ау! Потерялись мы в лесу». Прятаться за толстым деревом: «Ау! Ищите нас! Мы спрятались за деревом».
Набегавшись, все собираются вокруг воспитателя, который предлагает принести палочки, кому какая нравится.
Все рассматривают палочки. Дети, умеющие считать, с помощью взрослого считают до двух, определяют:
длинная или короткая,
толстая или тонкая,
на что похожа.
Взрослый доводит детей к месту, где можно набрать шишки сосны и кипариса.
Дети определяют маленькая или большая. Взрослый, просит определить, какая из двух шишек тяжелее.
Педагог отбирает несколько камешек, шишек, просит прощупать предметы и назвать те, у которых гладкая поверхность.
Затем держит на ладони две веточки, предлагает кому нибудь из детей:
— «Возьми тонкую веточку, возьми длинную, затем толстую, короткую».
Предлагает сложить ладошки лодочкой: «Угадай, что я тебе в ладошки положила: шишку или камешек? Палочку или травинку?»

Возвратившись на участок, дети раскладывают природный материал по коробочкам. Впоследствии выложить из него всевозможные фигурки по контуру на песке, применить для изготовления поделок из природного материала.

В конце провести игру «Деревья и ветер»

Приложение 6

«Комнатные растения»

Предварительная работа:
Рассматривание комнатных растений;
Совместная работа по уходу за растениями;
Работа по схемам «Строение цветка», «Полив комнатных растений», «Потребности растений»
Посадка лука.
Цель:
Изучение детьми объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания.
Задачи:
Учить детей вести наблюдение за объектом живой природы;
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, используя развивающие модели.
Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы. Формировать навыки ухода за растениями.
Ход занятия:
Воспитатель:
— Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу (демонстрирует чахлый цветок).
— Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум)
— А у нас есть такой цветок в группе? (Да)
(на стол выставляются два цветка. Дети сравнивают их. Отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т.к. у него тусклые, вялые листочки, земля сухая)
— Прежде чем помочь нашему новому другу давайте вспомним — цветок, — это растение? (Да)
— А какие растения еще вы знаете? (деревья, кустарники, трава и т.д.)
— А вы знаете, что все растения растут из семечка? (Да)
— Давайте сейчас, используя карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю.
— Когда цветочек вянет, на его месте появляются плоды. Какие плоды вы знаете? (яблоки, груши, черника, морошка, клюква)
— А зачем растениям корни? (чтобы пить водичку)
(демонстрация корней лука)
— Ребята, а вы знаете как водичка по корням поднимается к растению

Демонстрация опыта:

В стакан с подкрашенной водой опустить краешек белой ткани, вода начинает подниматься по ткани вверх.
— На месте бумаги я нарисовала землю, кто из вас может нарисовать что у растения находится в земле, а что над землей. (дети рисуют корни, стебель с листочками и цветок).
-Скажите, пожалуйста, а у всех растений есть стебель? (Нет, у дерева ствол.)
-А сейчас из карточек я предлагаю вам выбрать то, что нужно каждому растению для роста (воздух, свет, вода, тепло, любовь и забота)
-Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему новому другу. Что мы будем делать? (поливать, говорить ласковые слова)
— А еще можно рассказать стихотворение:

Цветовод
Цветочный горшок я использовал классно,
Теперь это всем окружающим ясно.
А раньше казалось — горшок и горшок–
Насыпал земли, посадил корешок.
Сиди, дожидайся: взойдет- не взойдет…
Нет! Был у меня свой особый подход,
Не ждал день-деньской, рано утром вставал,
Водой из кувшина росток поливал,
Держал на свету его, землю рыхлил,
Заботился так, словно друга растил.

А самое главное было потом:
Вверх стебель метнулся и вырос бутон,
И с гордостью можно поведать друзьям:
«Для мамы цветок я выращивал сам!»
(В.Борисов)
-Давайте найдем самое светлое место в группе и поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за ним ухаживать, любить и посмотрим, что с ним произойдет.

Приложение 7
НОД по рисованию

Тема: “Желтый одуванчик”

Программное содержание:
— Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики.
— Закрепить знания цвета (зеленого, желтого).
— Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
— Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, модель одуванчика и пчелок по количеству детей, салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание травы и цветов на прогулке.
Ход занятия
1. В: Ребята, наступило прекрасное время года Весна. Вся природа просыпается от долгого сна. Какие цветы распускаются первыми?

Д: Одуванчики.

В: Я расскажу вам красивый стих.

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик —
Первый молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца,
Маленький портрет!

Посмотрите, какой красивый одуванчик. Чем же этот цветок похож на солнце?

Д: Такой же круглый и желтый.

В: Что есть у одуванчика? (стебель, листья, цветок) Слышите, кто-то жужжит. Кто это?

МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ, ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ!
РОСТОМ ХОТЬ КРОХА, УКУСИТ, БУДЕТ ПЛОХО!

Д: Пчелка.

В: Здравствуй, пчелка! Как тебя зовут? — МАЙЯ.

Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками.

В: (вносит пчелок) Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так цветочного нектара. Где нам его взять?

Д: Нарисовать.

2. В: Чем мы будем рисовать? — у нас нет кистей.

Д: (затрудняются ответить)

В: Не беда, у нас всегда готовы 10 кисточек, которые постоянно с нами. Что же это за кисточки? Догадались? Конечно это наши пальчики! На каждый пальчик- кисточку своя краска. А теперь я вас научу рисовать пальчиками-кисточками. Наберем на пальчик желтую краску, поставим на листе яркую точку., а потом вокруг нее много точек по кругу.

В: (сопровождает объяснение примерным показом) Вот и получился цветочек желтый, пушистый. А что мы еще забыли нарисовать?

Д: Стебелек и листочек.

В: Их можно нарисовать прямыми линиями. Кто хочет показать? (ребенок рисует на образце)

Посмотрите, в нашей группе вырос еще один одуванчик. А теперь вы сами нарисуйте одуванчики для каждой пчелки.

ДЕТИ РИСУЮТ.

3. В: Какие замечательные получились цветы. Теперь сложим одуванчики вместе — получился золотой лужок. Наши пчелки сядут на него, и будут пить сладкий нектар!
Все ребята постарались, пчелки очень довольны. МОЛОДЦЫ!
Приложение 8

Подвижные игры

Кто больше соберет.
На площадке разложить шишки. Дети расходятся врассыпную, не задевая предметы и друг друга. На сигнал «Бери!» стараются быстро поднять предметы. Отмечается, кто собрал больше.

Ножки, ножки.
Дети бегут друг за другом под слова воспитателя «Ножки, ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.

Найди свой домик.
Дети с помощью взрослого выбирают для себя домики (скамейку, бревно, начерченные на земле кружки) и находятся в них. В одном домике может быть 2—3 детей. По сигналу воспитателя выбегают из домиков на середину площадки, изображая ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и между ног), зайчиков (подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми в стороны прямыми руками). По сигналу «Найди домик!» быстро разбегаются по местам, занимая домики.

«Ежик».
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 80-100 см. Взрослый читает стихотворение и показывает движения, которые ребенок повторяет.
Как-то мы в лесу гуляли,
И ежа мы повстречали.
Шагают на месте, энергично взмахивая руками.
На полянке, на лесной,
Под пушистою сосной.
Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.
Он сидел с ежатами.
Малыми ребятами.
Хлопают в ладоши.
На его спине иголки,
Как хвоиночки у елки
Выполняют два наклона вперед, при наклоне руки назад — вверх.
Ты не бойся, ежик, нас,
Мы подружимся сейчас.
Выполняют повороты вправо-влево, руки на пояс.
Будем вместе мы играть,
Песни петь и танцевать.
Выполняют «пружинку», руки к плечам.

Вышел ежик из-под елки,
Распушил свои иголки,
Хлопают в ладоши.
Вместе с нами стал играть,
Песни петь и танцевать!
Прыгают на месте на двух ногах, руки вниз.

«Мы с друзьями».
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга, берутся за руки, затем идут по кругу хороводом. При этом взрослый произносит:
«Мы с друзьями круг за кругом
Дружно ходим друг за другом.
Стой на месте!
Дружно вместе.
Сделаем вот так!»
Игроки останавливаются, взрослый выполняет какое-либо движение или показывает фигуру, ребенок повторяет. Например:
«Петушок» — ходьба на месте с высоким подниманием коленей и взмахами рук;
«Гуси» — наклоны вперед, руки в стороны — назад, при наклоне поизносить «ш-ш-ш-ш»,
«Цыплята» — присесть на корточки, пальцами рук имитировать клевание корма (постукивать по ботинкам, произносить «клюю – клюю — клю»).

Приложение 9

Стихи о природе

***
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.

***
Ароматна, как весна
Эта стройная сосна!
Золотистые стволы
Полны пахнущей смолы!
Ты найдёшь под сосной
И здоровье, и покой.

(И. Наумов)

Лес

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

(С. Погореловский)

***
Да, грибы искать не просто —
Они маленького роста.
Прячутся под ёлками,
Засыпаны иголками.

(Н. Нехаева)

***
Жёлтый одуванчик
Снял свой сарафанчик,
Сменил он платье скучное
На белое воздушное.

Приложение 10

Беседа с детьми

Тема: «Идем на экскурсию»

Цель: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий в лес, учить
подчиняться требованиям безопасности.
Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя»(+).
Ход: Решение проблемных ситуаций с применением знаков.
1 ситуация. Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по — двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)
(Знак — «Нельзя»)
2 ситуация. Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на лес. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так?
(Знак— «Нельзя»)
Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии). Предложить выбирать знаки.
Запомнить ПРАВИЛА:
-Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем;
-Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;
-Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей;
-Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят;
-Не рвать незнакомые грибы и ягоды;
-Не разжигать костры;
-Не разорять гнезда;
-Не мусорить в лесу.

Приложение 11
Беседа с детьми

Тема: «Осторожно! Растения на участке д/с»

Цель: Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».
Ход:
Игра «Распутай путаницу»
На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.
Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.
Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.
Показ растений из «Гербария».

Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.
-У некоторых детей есть привычка — покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.
Запомните!
-Лучшее средство защиты от ядовитых растений — не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

Сбор грибов — увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.

Запомните — грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны.. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада — не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.

— Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Приложение 12
Беседа с детьми

Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;
знать границы своего участка;
напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Материал: Иллюстрации

Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций:

Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.

Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!

Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?

Запомнить правила:

— Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.

— Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.

— Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть

доброжелательным и вежливым.

-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.

-Не играть с острыми предметами.

-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.

-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.
Так как кто-нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и
травмироваться.

-Не кидаться песком, землей, снегом.

-Не подходить к собакам и кошкам.

-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.

-Не ломать деревья, кусты.

-Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.

-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.

Приложение 13
Беседа с детьми

Тема: «Насекомые — польза и вред»

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: предметные картинки с изображением насекомых;
сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.

Ход: Вопросы к детям:
-Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых? Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними?

Стих: Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»

Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
Необходимо знать, как защищаться от насекомых:

-Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей), отпугивающими насекомых!
-Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!
-Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!
-Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.
-Не ловите и не убивайте насекомых!
-Не стойте около муравейника!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector