Инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода

Автор: Селезнева Ольга Валерьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Ручеёк»

Населенный пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода

Опубликовано: 17.09.2016 11:40

Получить свидетельство      Скачать материал


Инновационный потенциал
традиционных форм работы с семьей
с позиций компетентностного подхода.
(из опыта работы)

Подготовила:Селезнева О.В..

г.Ноябрьск
2016 г.

Инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода.
Сегодня мы рассмотрим достаточно традиционные формы работы ДОУ с семьей и семьи с ДОУ под углом компетентностного подхода. Постараемся определить их потенциал для реализации целевых установок такого подхода.
Выразить их можно в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность + компетенция. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами. И характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Важно то, что тем самым обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Важно также и то, что это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержания деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка. Для иллюстрации указанных установок были проанализированы позиции традиционного и компетентностного подходов. В работе с семьей мы постараемся оптимизировать традиционные формы работы детского сада с учетом потенциала компетентностного подхода.
Все многообразие форм мы условно разделили на две большие подгруппы:
а) работа с семьей внутри детского сада;
б) работа с семьей за пределами детского сада.
Начнем с первой группы — непосредственной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей. Какой результат получают родители при традиционном подходе, когда идет речь о презентации дошкольного учреждения? Достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми, о платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопед, психолог, окулист, инструктор по плаванию и закаливанию, социальный педагог, ). Компетентностный подход помимо информационной составляющей способствует активизации поведения родителей — включение в различные виды деятельности, организация экспертизы с их стороны, а также внесение предложений. Что дают родителям занятия с детьми в ДОУ в традиционной форме? В основном представления о содержании и технологиях работы. Компетентностный же подход позволит воспитателю включить в занятия элементы беседы со взрослыми (ссылаясь на компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать гостю новое). Эффективность компетентностного подхода зрима во всех ситуациях педагогического процесса: и при проведении советов и ситуаций, и в интервью с родителями, и в ходе собраний и круглых столов. Чтобы не быть голословными, приведем примеры.
Педагогический совет. С участием родителей его содержание традиционно направлено на привлечение взрослых к активному осмыслению проблем воспитания в семье, но обязательно с учетом индивидуальных потребностей детей. Потенциал данной формы может стать более высоким при компетентностном подходе, если родители участвуют на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении заседания, когда они могут выступать в качестве экспертов и критиков.
Интервью с родителями. Эта форма дает педагогу возможность установить не только соответствующую атмосферу в общении с родителями, но и обратную связь — в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. В рамках компетентностного подхода повышение эффективности интервью возможно и при обратной связи, и при условии его применения и демонстрации причинно-следственных связей (между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями).
Педагогические ситуации. Связаны они с обсуждением вопросов, которые позволяют активизировать поведение родителей, сделать общение полезным для обеих сторон. В рамках новой философии компетентностного подхода применение ситуаций целесообразно в случае решения типичной для конкретной семьи обстановки и при участии семей воспитанников.
Телефон доверия. Достаточно традиционная форма в практике работы с семьей. Позволяет родителям в игровой форме задавать любые интересующие вопросы и устно, и письменно. На основе анализа воспитатель планирует дальнейшую работу. С позиции компетентностного подхода такая форма работы будет более эффективна, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают — педагог отвечает, педагог спрашивает — родители отвечают. На этой основе совместно планируется общая деятельность.
Посещение семьи. Считается традиционным мероприятием, когда воспитатель каждой возрастной группы знакомится с условиями жизни и воспитания своих подопечных на дому. Новационным оно может стать при условии активизации родителей при непосредственном их участии в данном процессе: взаимопосещений, родительских «десантов» и др.
Педагогические беседы с родителями. В практике работы ДОУ применимы как форма установления связи воспитатель-семья. Форма эта сочетается и с другими приемами, например с посещениями на дому, родительскими собраниями, консультациями. Эффективность бесед может быть повышена при их целевом характере (по запросу родителей), внесении в содержание элементов дискуссии, проблем.
Близки к беседам тематические консультации. Основное отличие только в том, что родители должны получать квалифицированный совет. Плановые консультации проводятся в детских садах систематически и в каждой возрастной группе, и для всех родителей. При инновационном подходе эффективность может быть повышена при соблюдении принципа консультирования в сочетании с обратной связью, а также измерением отсроченного результата, т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем.
В чем суть собраний-встреч, круглого стола с участием родителей? Здесь обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания с привлечением специалистов. На заседания приглашают родителей, письменно или устно выразивших желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами. Эффективность данной формы также существенно повысится, если педагог применит активизирующие методики. Имеются в виду:
• групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей;
• видеокоррекция, связанная с проигрыванием заданий, сопровождаемых видеозаписью поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка. Запись затем просматривается и анализируется;
• игры, моделирующие проблемы и решения в триаде ребенок-педагог-родитель;
• совместные действия, основанные на совместном выполнении родителем и педагогом действий, заданий;
• конструктивный спор, который поможет сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций;
• вербальная дискуссия, обучающая культуре диалога в семье, обществе.
Конференции с участием родителей, когда речь идет о работе дошкольного учреждения с семьей, направлены на обобщение и распространение опыта семейного воспитания. Если же подходить с инновационных позиций, в ходе конференций педагоги, специалисты, родители в занимательной форме смогут моделировать и проигрывать жизненные ситуации. Это не только даст возможность родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания, но и будет способствовать установлению доверительных отношений и с педагогами, и со специалистами. Общие родительские собрания в повестку дня обычно включают организационные вопросы, касающиеся совместной работы всего дошкольного учреждения. Как правило, их планирует и проводит заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Инновационным моментом в данном процессе может стать активизирующая роль родителей с внедрением следующих технологий: элементов тренинга, мастер-классов, семинаров-практикумов, семинаров, видеотренингов, видеопрезентаций, показа видеозаписей, сделанных на занятии. Работая по такой схеме, за короткое время можно добиться от родителей поразительных результатов, основанных на их активности, заинтересованности.
Что касается эпизодических привлечений родителей к посещению детского сада, то цель этого мероприятия должна сводиться не только к их участию в работе дошкольного учреждения (в специально отведенные дни дежурств), но и к совместным с детьми экскурсиям, прогулкам, досугам и развлечениям. Продуктивность работы также можно повысить с позиций компетентностного подхода. При каких условиях? Если посещение детского сада связывается с постановкой перед родителями конкретных задач; с наблюдением за деятельностью воспитателя, поведением своего ребенка, играми детей, отношениями как между сверстниками, так и между взрослыми и детьми; с присутствием на занятиях и ознакомлением с бытовыми условиями группы детского сада.
Какой вывод можно сделать из вышеизложенного? Анализ традиционных форм работы с семьей внутри ДОУ позволяет увидеть: потенциал для развития взаимоотношений возможен. Но при условии повышения активности семьи, участия родителей в работе дошкольного учреждения.
Коснемся форм работы с семьей второй условной подгруппы — за пределами детского сада. Понятно: направлены они в первую очередь на расширение воспитательного пространства образовательного учреждения, повышение воспитательного потенциала семьи. Формы работы: университеты педагогических знаний, киноуниверситеты или кинолектории, школы молодых родителей, читательские конференции, тематические выставки, информационные бюллетени, дни открытых дверей, выступления на радио и по телевидению. Попытаемся раскрыть их содержание с позиций сравнения в русле компетентностного подхода. Забегая вперед, отметим: связываем мы этот подход с общественным резонансом, включением родительского сообщества в данную деятельность и теми отсроченными результатами, которые детский сад получит по истечении определенного времени.
Университет педагогических знаний (УПЗ) и лектории. Создаются в системе лекционной пропаганды знаний. Но если лектории могут быть либо эпизодическими, либо в виде цикла лекций, а посещение свободным, то УПЗ — это своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат), постоянный состав слушателей, определенную учебную программу, преподавательский, лекторский состав и т.п. Цель — вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания, предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье, привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях. В инновационном аспекте в качестве лекторов в подобные университеты могут быть привлечены родители, специалисты по тем или иным проблемам. Занятия должны иметь практике ориентированное содержание с элементами тренинга и упражнений с детьми.
Киноуниверситет и кинолекторий, т.е. демонстрация как короткометражных научно-популярных, хроникально-документальных, так и полнометражных художественных фильмов. В настоящее время широко применяется видеозапись реальной жизни ДОУ. Работа киноуниверситета обычно строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. Эффективность подобной формы работы повысится, если фильмы будут монтировать и озвучивать специалисты и предлагать их родителям для домашнего просмотра. Видеокамеры помогут родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.
Школы для родителей. Традиционно их создают при детских садах с одной целью: освещать вопросы воспитания и образования детей от рождения до 7 лет. В зависимости от специфики района в некоторых городских дошкольных учреждениях более актуальны школы молодых родителей, будущих мам и пап, университеты отца. Особенно перспективны эти школы в сочетании с женскими консультациями, средними общеобразовательными школами, профессиональными училищами. В рамках компетентностного подхода, касающегося школы, формы работы могут содержать также элементы привлечения самих родителей в качестве не только объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта.
Читательские конференции на тему книг о воспитании. Их организуют библиотеки, приглашая на встречи родителей с детьми. Здесь, совместно с писателями, поэтами, социологами, обсуждаются тематические книги и публикации. Новационным моментом может стать то, что организаторами конференции выступят родители, а дети и педагоги — ее участниками.
Тематические выставки. Их цель — пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики, рассказы о лучших воспитателях района. Для повышения результатов работы эта форма может быть направлена на презентации творческих детских работ. Выставки также могут содержать материал о творчестве и родителей, и детей. Площадки для выставок предоставляют родители. Все зависит от места их работы.
Информационные бюллетени обычно вывешивают (по договоренности) на предприятиях, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. Бюллетени, адресованные покупателям, содержат рекомендации: какая игрушка необходима ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги соответствуют возрасту дошкольника; какая одежда и обувь потребуется для определенных занятий, в разные времена года и т.п. Как может изменить, углубить действительность компетентностный подход в этой форме работы? Понадобятся бюллетени, содержащие информацию, подготовленную родителями, семьями воспитанников.
В дни открытых дверей в дошкольные учреждения приглашают родителей, у кого маленькие дети, тех, кто проживает в определенном микрорайоне. В рамках компетентностного подхода возможно планирование презентации групп с участием и родителей, и воспитанников.
Родительские конференции, организуемые дошкольным учреждением на базе клубов, библиотек, домов культуры с участием педагогов, учителей, юристов и писателей, обычно посвящают вопросам физического, умственного, эстетического, нравственного воспитания детей, а также наиболее актуальным проблемам, которые особенно волнуют родителей. В компетентностном образовании, наоборот, родительские конференции инициируют сами родители, организаторами выступают родительские комитеты, а педагоги присутствуют в роли наблюдателей и кураторов.
Консультации для родителей, как известно, организуют юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий. В инновационном аспекте к консультациям следует привлекать не только педагогов, учителей, врачей, художников и других представителей профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители), но и самих родителей в соответствии с их компетенцией. Возможна также организация общественной приемной на базе ДОУ для консультирования как педагогов, так и родителей (включая жителей микрорайона) или консультационного пункта на общественных началах.
Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях. В чем их цель? Усилить информационное воздействие ДОУ. Как правило, услугами библиотек могут пользоваться родители детей, не посещающих дошкольное учреждение. В ряде случаев эта услуга бывает платной. В то же время в рамках инновационного подхода библиотеку могут создавать сами родители и самостоятельно курировать ее комплектацию.
Выступления воспитанников детских садов. Обычно, в рамках работы с семьей, это иллюстрация к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т.д. Цель — показать результаты воспитательной деятельности учреждения. Повысить эффективность данной формы могут выступления детей и родителей по принципу «минута славы», составление номеров самими родителями, привлечение тренеров, педагогов из центров дополнительного образования, музыкальных школ, которые посещают дети. Участие ребенка в празднике, утреннике, выступление перед ветеранами становятся частью его портфолио. Что касается выступлений педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) по радио и телевидению, в местной и центральной печати по педагогическим проблемам. В основном они носят практический характер. Специалисты раскрывают ситуации, дают советы, как поступать в том, или ином случае. Эффективность данной формы может быть достигнута при распространении опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, а так же если успехи в реализации той или иной технологии носят направленный характер (позиционирование деятельности ДОУ в городе, селе и т.д.).
Не менее важны для реализации компетентностного подхода в работе с родителями информационные средства: листовки, анкетирование, наглядная информация и т.д. Их основное отличие — в содержании и применении информации проблемного характера, сведений, требующих поиска уточняющей или расширяющей информации, адресной информации (для конкретной семьи). Так, тематические листовки в традиционной форме связаны с пропагандой определенных идей и событий. В инновационном аспекте инициатива выпуска листовок принадлежит родителям. Именно они выбирают тему, проверяют содержание (на предмет актуальности, научности, достоверности), осуществляют корреляцию данных по запросу других родителей.
Анкетирование. Его суть: получить информацию о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках. Для повышения эффективности опросного метода анкету могут составлять сами родители. За достоверность информации будет отвечать родительский комитет (инициативная группа). Обрабатывать же информацию должны родители; это позволит получать более достоверные данные.
Традиционные средства наглядной педагогической информации. Как известно, это разнообразные стенды, уголки краткой информации. В плане компетентност-ного подхода мы предлагаем дополнить стенды настольной тематической информацией, составленной по запросам и заявкам родителей. А уголки, которые обычно размещают в коридорах, у входа в детский сад, в раздевалке или в пролете между переходами, — заменить стендами в свободном доступе для родителей, чтобы они могли размещать там наиболее интересные, с их точки зрения, высказывания классиков по темам воспитания или предложения по обмену книгами. Не помешает размещенный здесь же планшет, где подобраны детские рисунки по книгам, которые им читают дома. Активизирующим элементом может стать и комплектация библиотеки по инициативе родителей (в том числе и виртуальная), и аннотации, подготовленные ими же (в том числе и на сайте детского сада).
Раздел детского творчества в приемной. Что мы обычно видим? Теме занятия, программному содержанию отведено место в специальном кармашке, а детские работы, окантованные в рамки, висят на стенде. Усилить воздействие возможно, если в приемной будет предусмотрено место для домашнего творчества детей, в том числе совместного со взрослыми. Стенд оформляется силами родителей, которые презентуют творчество своих детей. За педагогом остается комментирующий материл, например запись такого содержания: «Данные работы выполнены в технике коллажа, оригами, карвинга». Тогда участие в выставке — как групповой, так и индивидуальной — также станет частью порт-фолио ребенка.
Советы врача. Обычно родителям предоставляют сведения о росте и весе ребенка, необходимой диете, режиме дня, сведения же по профилактике тех или иных заболеваний они получают от медсестры или врача.
В инновационном плане сами родители могут предлагать материалы, на их взгляд наиболее актуальные, для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказывать свое мнение о прививках, о работе персонала в той или иной поликлинике.
Доска объявлений. Как правило, содержит только официальную информацию, которая вывешена в строго отведенном месте. Но ведь можно в качестве поощрения спонсорства предоставить место для объявлений активным и инициативным родителям. По договору с ними на доске объявлений размещается рекламная информация, где речь идет о спонсировании детских спектаклей, об услугах фотографа, о детских товарах. Это с одной стороны. С другой — есть возможность: а) на красочном стенде выразить благодарность от имени администрации тем родителям, кто оказывает помощь в благоустройстве участка, помещений групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, кто занимается с детьми, участвует во многих мероприятиях; б) предоставить родителям возможность благодарить тех, кто помогает приобретать игрушки, расчищать участок от снега, заклеивать окна на зиму, кто принимает участие в подготовке к утреннику и т.д.; в) завести постепенно обновляемую рубрику, извещающую родителей об успехах их детей.
Что еще нового можно предложить в плане компетентностного подхода? Улучшить оформление плаката «Звезда недели». Обычно плакат вывешивают в групповом помещении на самом видном месте. Его цель — формирование положительной Я-концепции, развитие самооценки, самосознания. Как правило, плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Как известно, звездой недели периодически становится каждый воспитанник.
Как можно углубить содержание плаката? Также с помощью родителей: рассказом о ребенке не банальными фразами, а с учетом его интересов, даже если эти интересы отличаются от их мнения и вкусов.
Еще одним предложением для родителей могут стать плакаты: «Коллаж интересов», «Все обо мне», «Мой плакат». Это своего рода домашние задания и для родителей, и для детей, для выполнения которых необходим лист ватмана, фото ребенка, членов его семьи и друзей, рассказ об увлечениях. Инициатива идет от самих родителей. Тем самым существенно повысится роль семьи в образовательном процессе в ДОУ, а также компетентность родителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector