«Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» (средняя группа)

Автор: Жданова Людмила Владимировна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Стогова Наталия Викторовна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад № 5»

Населенный пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми

Тема: «Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» (средняя группа)

Опубликовано: 18.09.2016 02:06

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»

Дополнительная общеобразовательная программа –
Дополнительная общеразвивающая программа
«Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у
детей дошкольного возраста» (средняя группа)

Составитель: воспитатель – Жданова Людмила Владимировна
Куратор: старший воспитатель – Стогова Наталия Викторовна

Сыктывкар, 2016
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
— он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д.Ушинский

Пояснительная записка
Мнемотехника – специально разработанные приемы и способы запоминания. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями и т.п.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Актуальность программы
Прием символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания схемы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Задачи:

Образовательные:
— Создание условий для развития памяти и предпосылок для увеличения объема памяти.
— Пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
— Расширять с помощью мнемотехники первичные представления ребенка о многообразии окружающего мира.
Развивающие:
— Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление и речь.
— Развивать умение детей преобразовывать информацию из абстрактных символов в образы.
— Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Воспитательные:
— Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению стихов, пересказу сказок и рассказов.
— Воспитывать и развивать у детей навык к ораторскому искусству и умению слушать.
Методики и технологии обучения и воспитания
1.Использование мнемотаблиц – как основу, а также, картины, иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.
2.Разучивание и декламация стихов.
3.Конкурсы стихов.
4.Подвижные игры.
5.Логоритмика, дыхательная гимнастика.
6.Пластические этюды.
7.Творческая деятельность: рисование, лепка.
8.Дидактические игры.
9.Диалог с игрушкой.
10.Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.

Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей детского сада средней группы.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности.
При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие технологии, такие как:
-дыхательная гимнастика;
-гимнастика для глаз, кистей рук, мышц тела;
-положительные эмоции;
-подвижные игры;
-физкультминутки.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является: итоговая диагностика обучающихся, выступление детей перед родителями.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Предполагаемые результаты
Прежде всего, сформировать коммуникативные навыки общения детей, повышать уровень мотивации к занятиям, расширять круг знаний об окружающем мире, выводить на более высокий уровень словарный запас. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка. Дети должны уметь рассказывать по схемам-описаниям и мнемотаблицам, переводить графические символы в «живые» слова. Тем самым развивать их внимание, мышление, память и, конечно же речь. Повышать интерес детей к художественной литературе. Повышать заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребенка. Родителей включать в педагогический процесс.

Работа с родителями
Октябрь:
-Знакомство с новым приемом моделирования – мнемотаблицей.
-Подбор картинок для папки «Дидактический материал для мнемотехники».
-Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».
Ноябрь:
-Папка-передвижка «Использование мнемотехники дома».
-Привлечь семьи в выращивании лука, зарисовывая при этом схемы наблюдений.
Декабрь:
-Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования».
Январь:
-Папка-передвижка «Использование мнемотаблиц в качестве дидактического материала по разделу «Ребенок и окружающий мир».
Февраль:
-Консультация для родителей «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».
-Папка-передвижка «Мнемотехника в разучивании стихов».
Март:
-Консультация для родителей «Как относится к речевым ошибкам детей».
-Папка-передвижка для родителей с образцами мнемотехники составленных по произведениям.

Апрель:
-Консультация для родителей «Читаем сказку – рисуем сказку».
-Папка-передвижка «Использование мнемотехники в развитии речи».

План занятий
Месяц
Тема
Задачи
Октябрь:
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Заучивание стихотворения «Осень, осень…»
«Чудо-овощи».

«Чудо-фрукты».

Заучивание стихотворения «Ходит осень…»

Расширять круг знаний об окружающем мире, развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов.
Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания – огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме.
Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить знания о том, что фрукты растут в саду. Выделять характерные признаки фруктов, обследовать с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий.
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов.
Ноябрь:
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Сочиняем сказку».
Заучивание стихотворения «Жил-был грибочек…»
Рассказ по картинкам «Осень».

Заучивание стихотворения «Обувь».

Учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность.
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов.

Расширять круг знаний об окружающем мире. Познакомить с осенними явлениями в природе, уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона.
Учить запоминать и рассматривать элементы обуви: шнурки, подошва, каблук и язычок.

Декабрь:
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сказка Ш. Перро «Красная шапочка».

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
Заучивание стихотворения «Снеговик».
Заучивание стихотворения «Елочка».

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер героя, моделировать сказку.
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по схеме.
Развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов.

Январь:
1 неделя

2 неделя

3 неделя

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог”.
Рассказывание сказки «Рукавичка».
Заучивание стихотворения «Снегири».

Развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Учить детей воспроизводить содержание сказки по схеме и драматизировать её по ролям.
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов.

Февраль:
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Заучивание стихотворения «Раз, два, три, четыре, пять».
Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, белка, медведь, лиса).
Пересказ сказки «Заюшкина избушка».

Заучивание стихотворения о маме.

Развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов.

Формировать умение описывать животное, используя мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного.

Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов.

Март:
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Заучивание стихотворения
“Весна”.
Заучивание стихотворения
«Дни недели».
Заучивание стихотворения
«Про игрушки».

Пересказ сказки «Три медведя».

Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Познакомить детей с днями недели. Развивать речеслуховую и зрительную память.
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к заучиванию стихов. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Апрель:
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Заучивание стихотворения «К нам весна шагает».
Пересказ рассказа «Пришла весна».

Пересказ сказки «Маша и медведь».

Составление рассказа «Наш город».

Учить запоминать стихотворение используя мнемотаблицу. Развивать речеслуховую и зрительную память.

Учить детей воспроизводить содержание рассказа по схеме. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Учить детей связно отвечать на вопросы, активизировать детей по ходу беседы. Расширять словарный запас.

Мнемотаблицы

Составление описательного рассказа о диких животных

Пересказ сказки «Три медведя»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector