«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Автор: Володченко Анастасия Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ ДС №2 «Белочка»

Населенный пункт: г.Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край

Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Опубликовано: 18.09.2016 07:12

Получить свидетельство      Скачать материал


Описание опыта работы по теме:
«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Володченко Анастасия Анатольевна
Воспитатель МБДОУ Д/С №2 «Белочка»

г. Николаевск-на-Амуре
2016_x000C_
Содержание
1. Актуальность
3
2. Теоретическое обоснование проблемы опыта
5
3.Технология реализации идеи опыта
7
4. Условия, обеспечивающие эффективность опыта
9
5. Результативность опыта
13
6.Список используемой литературы
18

_x000C_
1.Актуальность
Речь — это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
• недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
• бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Поэтому исходя из этих предпосылок я считаю, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Учитывая практическую значимость и актуальность темы опыта, поставила цель и задачи, призванные решить вышеизложенную проблему.
Целью моей работы является: Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.
Для достижения этой цели были поставлены следующие
Задачи:
1. Внедрить технологию «Мнемонику» в образовательный процесс.

2. Совершенствовать условия для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов.

3. Формировать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую речь, в процессе использования приемов мнемотехники.

4. Сформировать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблицам.
5. Развить у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
6. Создать картотеку «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи.
Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.

2. Теоретическое обоснование проблемы опыта

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П., Бородич А.М., Усовой А.П., Соловьевой О.И. и другими. «Связная речь, — подчеркивал Сохин Ф.А., — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов.
Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.
Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.
Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных. Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.

3. Технология реализации идеи опыта
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В связной речи отражается логика мышления ребенка его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
На процесс становления связной речи влияют ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина — является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
• Развитие связной и диалогической речи.
• Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.
• Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
• Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Опираясь на опыт педагогов, были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

4. Условия, обеспечивающие эффективность опыта.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю ДОУ приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования.
Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников.

Но для начала надо разобраться как же нам работать с мнемотаблицами. Проработала следующие этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры. Продумываются разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Реализации педагогической технологии развития связной речи детей проходит в несколько этапов:
• Мотивационный этап. Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.
На данном этапе выделяются следующие задачи: Развитие диалогической речи. Развитие информационно – коммуникативных умений. Развитие умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению. Развитие умение высказываться.
Для реализации данного этапа использовала следующие методы: методы стимулирования и мотивации речевой деятельности о общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса.
Формы взаимодействия: Ситуация общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы.
• Этап накопления содержания для общения и речи. Цель этапа – обогащение представлений по теме.
Задачи: Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи. Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности. Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества. Развивать умение работать в подгруппе: распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.
Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ, демонстрация, словесные методы: чтение и рассказывание, практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок и атрибутов для игр, упражнения в умениях, отгадывание ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.

• Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.
Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.
Задачи: Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности, развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты, развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе.
Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа , составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану, совместное рассказывание, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям.

• Творческий этап. Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.
В данном этапе детям очень нравиться создавать на основе других мнемотаблиц свои собственные.
Развивать индивидуальные способности детей: организаторские, художественные, творческие.
Методы: Сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончание рассказа, сочинение рассказа или сказки по плану или схеме, придумывание загадок, составление мнемотаблиц для характеристики предметов.
• Оценочно – результативный этап. Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.
Использовала следующую форму работы, как образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством: я использовала подходящие мнемотаблицы, с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Мною было организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились».Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.
Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации для родителей, где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители вели параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами по разработтаным консультациям и памяткам. Ведь семья, по — прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволило значительно повысить уровень речевого развития детей.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты.
Выводы:
Теоретическое исследование проблемы показало, что старший дошкольный возраст — период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка, что к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо. Выявлено, что монологическая речь психологически сложнее, диалогической, она отличается большей развернутостью, что монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи и опирается на мышление. Отмечено, что монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.
При изучении литературы было выделено, что мнемотехника многофункциональна, на основе ее создаются разнообразные дидактические игры, модели, компьютерные программы по развитию связной речи детей, что систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники дает достаточно высокие результаты по формированию связной речи.

6. Результативность опыта
Результаты проведенной работы следующие:
• Разработана и включена в образовательный процесс система приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольника.
• Разработано дидактическое обеспечение.
• Разработана система диагностики эффективности деятельности.

В практическом исследовании принимали участие 23 ребенка.

В ходе исследования была использована диагностика, в основе которой положена методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников авторов Н.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой.

В процессе проведения у воспитанников отмечена положительная динамика.
Результаты диагностики определили, как дети умеют составлять описательный, повествовательный рассказы и пересказывать текст.

Умение составлять описательный рассказ проверялось в дидактической игре «Магазин», где каждый ребёнок должен был «купить» себе игрушку, самостоятельно описать внешний вид, характерные особенности, но не называть её. Воспитатель в роли Буратино должен отгадать, о какой игрушке рассказывал ребёнок. Далее в игру вводилась мнемотаблица и рассказ составлялся по следующему плану: какого цвета игрушка, какой формы, из чего сделана, какие детали характерны для неё, как с ней можно играть, необходимо также было высказать своё отношение.

Критерии оценки: последовательно и точно составлять описательный рассказ об игрушке, соблюдать структуру описания.

Низкий уровень. При составлении описательного рассказа дети затруднялись самостоятельно начать рассказ, описание строилось при помощи наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описания не отображали многих существенных свойств и признаков предметов.

Средний уровень. Описания детей были достаточно информативны и отличались логичной завершенностью и выделением основных признаков предметов. Случаи нарушения логичной последовательности в описании признаков были единичными. Дети грамматически правильно подбирали слова, характеризующие особенности предметов, но при этом после описания игрушки, сразу говорили ее название, забывая правила игры.

Сравнительный анализ диагностики за период 2013-2014уч.год – 2015 -2016 уч.год показал:

Развитие речи связано с умением анализировать, классифицировать, обобщать, и поэтому у дошкольников диагностировался уровень развития восприятия по методике «Разрезные картинки» Т.Д.Марцинковской.
Сравнительный анализ диагностики уровня развития восприятия по методике «Разрезные картинки» Т.Д. Марцинковского за период 2013-2014уч.год – 2015 -2016 уч.год показал:

В ходе выявления способности детей составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине необходимо было рассмотреть сюжетную картинку и составить повествовательный рассказ по ней.
Вопросы:
Кто изображен на картинке?
Какая погода, природа?
Что делают персонажи?
Свое отношение к картине.
Критерии оценки: формулировать основную мысль картины, устанавливать все существующие связи, последовательно и понятно составлять повествовательный рассказ по картине.

В качестве выявления умения пересказывать была взята незнакомая детям немецкая сказка братьев Гримм «Боб, соломинка и уголек».
Критерии оценки: выявить понимание темы, уметь выделять основные структурные части сказки, выявить понимание нарушения целостности структуры текста при отсутствии (начала, середины или конца), пересказывать правильно сказку.
Таким образом, сравнивая результаты диагностики на начало использования Мнемотехники и окончательный можно сказать, что систематическая работа по развитию связной речи с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники способствует положительным результатам. Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего стали легко осознавать композиционное строение связного высказывания, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.

Таким образом, я считаю, что применение технологии «Мнемотехника» показала себя как очень продуктивная.
Я думаю, что за этим методом – будущее и овладение им – позволит детям с легкостью решать последующие учебные задачи в школе.

Список используемой литературы
• Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: 1998., стр.28.
• Большова Т.В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001
• Бордич, А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Просвещение, 1974. — 288 с.
• Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.2-е изд.». — М: Издательский центр «Академия», 1997.
• Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
• Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 1988. — 328с.
• Войкова С.В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.
• Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991
• Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
• Кольцова М. Ребёнок учится говорить — 2-е издание переработанное и доп. — М.: Сов. Россия, 1979. — 129с.
• Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
• Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
• Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с. (4)
• Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб. — СПб.,: Акцидент, 1996
• Лурия, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956. — 96с.
• Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1988., стр.73.
• Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998
• Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред.Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с., ил., 4 л. ил.
• Рубинштейн С.Л. Основы общей психологию — СПб, 2000 г
• Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: «Просвещение», 1976. — 224 с.
• Смольникова Н.Г. , Смирнова Е.А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
• Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
• Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред.Ф.А. Сохина. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
• Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
• Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993
• Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников — М.: Институт психотерапии, 2001. — 240 с., стр.57.
• Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. — метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288
• Фомичёва Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч.пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984
• Чернобай Т.А., Рогачёва Л.В., Гаврилова Е.Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В.Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001
• Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. — М.: Просвещение, 1960. — 348с.
• Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — 2-е изд. — М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 416с.

_x000C_

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта(полное, согласно Уставу учреждения)
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Стаж работы в должности, категория, образование

Володченко Анастасия Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 2 «Б

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector