Ознакомление с растительным миром Омской области, как средство воспитания любви к родному краю

Автор: Шилова Ольга Давыдовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: БДОУ г.Омска «Детский сад № 51 комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Омск, Омская область

Тема: Ознакомление с растительным миром Омской области, как средство воспитания любви к родному краю

Опубликовано: 18.09.2016 08:19

Получить свидетельство      Скачать материал


Шилова Ольга Давыдовна
Воспитатель БДОУ г. Омска
«Детский сад № 51 комбинированного вида»
Ознакомление с растительным миром Омской области, как средство воспитания любви к родному краю
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является базовой частью духовной культуры. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности ребенка.
Свою работу строю исходя из требований программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как уважение к старшим, заботливое отношение к окружающему миру – природе[1].
Цель моей работы: Знакомство дошкольников с уникальным растительным миром Омской области и его охрана.
Задачи:
Формировать у детей осознанно — бережное отношение к природе Омской области, ее богатствам.
Создать единое воспитательно-образовательное пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Воспитывать способность понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Свою работу начала с анализа литературы по экологическому воспитанию дошкольников С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; Н.А. Рыжова «Наш дом природа»; Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П.Г.Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию». Разработала план кружковой работы по ознакомлению дошкольников с растениями Омской области. Подобрала необходимый наглядный материал для занятий и заручилась поддержкой родителей.
В своей работе использую разнообразные методы и формы работы с дошкольниками:
-экологические занятия «Красная книга», «Лютик — Колокольчик – Василёк» [2], «Лекарства под ногами», «Ядовитые растения в лесу»;
— экологические виртуальные экскурсии «Сосновый бор», «Лесная полянка», «На том холме…»;
— экологические викторины, КВН, марафоны;
— мини-выставки «Дары леса», «Деревья из всего», « Я был в лесу»;
Но основной формой ознакомления дошкольников с природой является игра: дидактическая, ролевая, имитационная и т. д.
Игры-имитации позволяют детям увидеть взаимосвязь всего живого в природе. Например «Река» что произойдет, если исчезнут насекомые или рыбы?
Сюжетно-ролевые игры: принимая на себя роль ребёнку необходимо уметь соответственно реагировать на действия и речь других, связанных по смыслу с его ролью. Такой персонаж игры как Лесник, должен знать какие деревья и цветы растут в его лесу. В тоже время, играя в «Путешествие в лес» можно решить несколько задач таких как, формирование знаний о том, что растёт и кто живёт в лесу, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цветы, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых). Играя в аптеку, дети знают, какие растения полезны, а какие ядовиты.
Дидактические игры. Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например «Листочек к деревцу», « Цветы на полянке», «Плохо-Хорошо».
Игры с природным материалом. Детям очень нравиться самим заготавливать материал, не причиняя вреда окружающему миру, используя свои знания полученные на занятиях.
Играя с растениями, дошкольники учатся распознавать многообразие этого мира, они упражняются в навыках поведения и взаимодействия с ним. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым[3].
Считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
Провожу соответствующую работу с родителями. Организую консультации и беседы экологического содержания, например «Вместе в лес», «Осторожно- Яд», «Зелёная аптечка», «Цвет и цветы» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов, родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю песни, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.
Считаю, что в моей работе есть положительные результаты:
1) сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
2) дети учатся практическим действиям по охране природы;
3) развиваются интеллектуальные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
4) у детей есть желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (рисование, лепка, сюжетная игра).
Литература
• Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой , М, 2014.
• Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
• Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector