Развитие речи

Автор: Олишевко Наталья Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Крепыш»

Населенный пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Развитие речи

Опубликовано: 21.09.2016 16:54

Получить свидетельство      Скачать материал


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЕПЫШ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «Крепыш»)
ОКПО 44703441, ОГРН 1028900710849, ИНН/КПП 8905026465/890501001
Проспект Мира, дом 65а, город Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629800
тел.(3496) 42-47-99, 42-48-25 Email: HYPERLINK «mailto:krepysh07@inbox.ru»krepysh07@inbox.ru

«Рассмотрено»
на заседании Педагогического
совета протокол № ___
от «___» ___________20__г.

Председатель Педагогического
совета:____________________
«Согласовано»
Заместитель заведующего
__________ Е.Г.Старцева

«___»____________20___г.

«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Крепыш» ________________ Л.В.Цэруш
приказ от «___» ______20__г.
№ ________

Рабочая программа
Образовательная область
«Речевое развитие»
средняя группа
образовательный компонент
«Развитие речи»
на 2016 – 2017 уч. год

1 период организованной детской деятельности в неделю
(всего 36 периодов)

Составители: Олишевко Н.Ю ,

воспитатели МБДОУ «Крепыш»

2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи детей средней группы составлена в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Крепыш» муниципального образования город Ноябрьск.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа. – М.: / МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
Программа рассчитана на 36 периодов организованной детской деятельности в год (1 раз в неделю). Длительность одного — 20 минут.
Цель программы – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи программы:
Развивающая речевая среда.
Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных.
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь.
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Новизна программы
Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Отличительная особенность программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает знакомство детей с речевыми играми, упражнениями, проведение организованной детской деятельности с элементами драматизации, что способствует формированию и развитию литературной речи, приобщению к словесному искусству и дальнейшему развитию интереса к художественной литературе, красоте художественного слова, формированию целостной картины мира, познавательной активности.
Особенности организации образовательного процесса
Структура организованной детской деятельности определяется ее содержанием: посвящается ли она изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения материала детьми. Каждая организованная детская деятельность включает в себя 3 части: вводная часть (актуализация индивидуального опыта детей; воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; создание атмосферы группового доверия и принятия), основную часть (основное содержание – совокупность методов и приемов, направленных на решение задач данной организованной детской деятельности), итог (завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии; эмоциональная и смысловая оценки деятельности). В структуре каждой организованной детской деятельности предусмотрены физминутки для снятия физического и умственного напряжения. Физминутки могут включать игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи.
Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, тембр речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения ит.д.
Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.
Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы». Чем больше слов – синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.
Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи строится на материале художественных произведений.

Формы организации образовательного процесса
Содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Организованная детская деятельность
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой

Рассказ, драматизация, беседы после чтения, игровые ситуации, пересказ, разучивание стихотворений, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, развивающие игры, наблюдение, рассматривание иллюстраций, игровой тренинг.
Групповая

Образовательная деятельность в режимных моментах
Учебно — игровая деятельность
Дидактические и сюжетно – ролевые игры, наблюдение, рассматривание иллюстраций, проектная деятельность, познавательные игры, игровой тренинг.
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Индивидуально-творческая и творческая деятельность в малой подгруппе
Дидактические игры, наблюдение, рассматривание иллюстраций, проектная деятельность, познавательные игры, игровой тренинг.
Подгрупповая, индивидуальная

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с «анализом» произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребенку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.

Тематический план

Тема
организованной детской деятельности

Количество компонентов организованной детской деятельности
В т.ч. практических
1
Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»
1
1
2
Звуковая культура речи: С и Сь
1
1
3
Обучение рассказыванию «Наша неваляшка».
1
1
4
Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад».
Составление рассказа о кукле.
1
1
5
Чтение К.Чуковского «Телефон»
1
1
6
Звуковая культура речи З и Зь
1
1
7
Звучание русской народной песенки «Тень – тень – поте -тень»
1
1
8
Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов описаний игрушек.
1
1
9
Чтение рассказа «Три поросенка»
1
1
10
Звуковая культура речи: звук Ц
1
1
11
Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.
1
1
12
Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение « Что из чего?»
1
1
13
Чтение детям русской народной сказки «Лисичка — сестричка и волк»
1
1
14
Чтение и заучивание стихов о зиме.
1
1
15
Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»
1
1
16
Звуковая культура речи: звук Ш
1
1
17-18
Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».
2
2
19
Звуковая культура речи: звук Ж.
1
1
20
Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»
1
1
21
Чтение любимых стихотворений.
Заучивание стихотворения А. Барто
«Я знаю, что надо придумать»
1
1
22
Мини — викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения    «Федорино горе».
1
1
23
Звуковая культура речи: звук Ч.
1
1
24
Составление рассказов по картине
«На полянке»
1
1
25
Урок вежливости
1
1
26
Готовимся встречать весну и Международный женский день
1
1
27
 Звуковая культура речи: звуки Щ– Ч
1
1
28
Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
1
1
29
Составление рассказов по картине
1
1
30
Чтение детям сказки Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и Короткий хвост»
1
1
31
Звуковая культура речи: звуки Л, Ль
1
1
32
Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками
1
1
33
Заучивание стихотворений
1
1
34
День Победы
1
1
35
Звуковая культура речи: звуки Р, Рь
1
1
36
Прощаемся с подготовишками
1
1

Итого
36
36

Требования к результатам освоения образовательного компонента
«Развитие речи»
образовательной области «Речевое развитие»
К концу года дети должны знать:
Название предметов ближайшего окружения (одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта).
Название профессий.
Название животных и их детенышей.
Название знакомых действий.
Знать и употреблять слова с противоположным значением (антонимов) и слова, близкие по значению (синонимов);
Знать и употреблять слова обобщающего характера;
Знать правила ведения диалога;
К концу года дети должны уметь:
Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые, распространенные предложения и предложения с однородными членами предложения.
Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра.
С помощью взрослого составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину.
Воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова: слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его;
Рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
Правильно пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим.
К концу года дети должны иметь представление:
Об образовании родительного падежа существительных;
Об употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т. п.);
Об образовывать сравнительной степени прилагательных (весёлый — веселее, добрый — добрее и т. п.);
О различных способах словообразования в русском языке;

Содержание учебного предмета

Раздел программы
Содержание учебного материала
1
Развивающая речевая среда
Развитие интереса детей к художественной литературе.
Совершенствование эстетического восприятия художественных произведений.
Обсуждение с детьми информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Развитие любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками.
2
Формирование словаря
Пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширение представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизация использования в речи детей наиболее употребительных прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Знакомство с существительными, обозначающими профессии; глаголами, характеризующими трудовые действия.
Определение местоположения предмета (слева, справа, рядом, около, между), времени суток использование в речи.
Слова – антонимы.
Слова-синонимы.
Употребление существительных с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Работа над лексическим значением слов.
3
Звуковая культура речи
Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков, отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
Развитие артикуляционного аппарата.
Работа над дикцией: совершенствование отчетливого произнесения слов и словосочетаний.
Развитие фонематического слуха.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
4
Грамматический строй речи
Формирование умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.
Отработка использования в речи правильных форм повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных.
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Употребление в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
5
Связная речь
Совершенствование диалогической речи: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Составление описательного рассказа о предмете, картине.
Составление рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Пересказ наиболее выразительных и динамичных отрывков из сказок.

Способы проверки освоения содержания программы
Определение уровня освоения программы по речевому развитию проводится 2 раза в год с использованием низко формализованных методов — наблюдение, беседа и в форме индивидуальной работы, где в начале года определяются стартовые возможности детей, а затем в конце года выявляется уровень сформированности знаний, умений, навыков по речевому развитию.

Методика проведения обследования уровня освоения детьми 4 – 5 лет
программного материала по образовательному компоненту
«Развитие речи»
I. Звуковая культура речи
1. Проверка звукопроизношения.
Педагог предлагает назвать предметы, нарисованные на картинках, (шапка, жук, чайник, щётка, репа, рыба, лопата, сумка, цветок).
Педагог отмечает звуки, которые ребенок не произносит.
2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность.
Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо.
II. Формирование словаря и грамматический строй речи
Воспитатель показывает ребенку куклу, предлагает вопрос и задания в определенной последовательности.
Материал: кукла
Вопросы:
— Что такое кукла?
— Во что кукла одета?
— К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
— Какую посуду ты знаешь?
— Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
— Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), (а масленку), соль (в солонку)
Сравнение предметов посуды.
— Чем отличаются эти предметы? (Показать картинку с разной посудой.)
Выбери слово.
— Стеклянный, прозрачный — это стакан или Ваза?
— Металлическая, блестящая — это вилка или нож?
— Глиняное, Расписное — это блюдо или тарелка?
.Подскажи (подбери) слово.
Одна тарелка глубокая, а другая.. (мелкая); один стакан высокий, а другой… (низкий); эта чистая, а эта… (грязная).
У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
.Воспитатель показывает картинки домашних животных. У куклы есть домашние питомцы, назови животных и их детенышей.
Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.
(Загадки: «Большая и лохматая — это собака или щенок?», «Маленький и пушистый — это щенок или собака?»)
III. Развитие связной речи
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
Воспитатель предлагает ребенку рассказать наизусть любимое стихотворение.
Оценка уровня усвоения программного материала
2 балла (часто):
понимает обобщающие слова; домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты, профессии;
умеет отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорит спокойно, с естественной интонацией;
внятно произносит гласные звуки (а, у, и, о, э) и согласные звуки (п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц, р, л ) в словах;
умеет согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляет существительные с предлогами, пользуется производными словами;
составлять рассказы по картине, о предмете;
умеет инсценировать отрывки из сказок, пересказывать небольшие произведения;
читает небольшие стихотворения наизусть.
1 балл (иногда):
ребенок недостаточно хорошо знает и называет детали и части предметов, качество, особенности;
невнятно произносит звуки в словах;
допускает ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде, падеже, числе;
инсценирует с помощью взрослого;
недостаточно точно составляет рассказ по картине;
диалогическая речь развита недостаточно;
0 баллов (крайне редко):
ребенок слабо владеет диалогической речью;
ребенок не называет детали и части предметов, качество, особенности предметов;
ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.

_x000C_Протокол
обследования уровня освоения детьми 4-5 лет программного материала образовательного компонента
«Развитие речи»
Средняя группа №___11__ МБДОУ «Крепыш»
Воспитатели ___Офицерова Л. А., Ледовская Е.Б.


ФИ
ребенка
Звуковая культура речи
Формирование словаря и грамматический строй речи
Связанная речь
Итого
_x0007__x0007_1.Звукопроизношение_x0007_2.Сила голоса , темп речи_x0007_1.Определение предметов_x0007_2.Понимание и употребление обобщающих слов_x0007_3.Перечисление предметов_x0007_4. Употребление глаголов в повелит. наклонении_x0007_5.Образование слов по аналогии_x0007_6. Сравнение предметов по размеру, цвету, величине_x0007_7. Перечисление признаков и качеств предметов_x0007_8. Понимание слов , близких и противоп-ных по смыслу_x0007_9. Знание и употребление многозначных слов_x0007_10. Соотнесение названий животных и их детенышей_x0007_11. Согласование прилагательных с существительными_x0007_1. описание предметов_x0007_2. Составление рассказа_x0007_3. Воспроизведение текста сказки_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007_н_x0007_к_x0007__x0007_1._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_2._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_3._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_4._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_5._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_6._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_7._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_8._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_9._x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_10_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_11_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_12_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_13_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_14_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_15_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_16_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_17_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_18_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_19_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_20_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_21_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_22_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_23_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_24_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_25_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_26_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_27_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_28_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_29_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_30_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_31_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_32_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_
_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_2 балла_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_1 балл_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_0 баллов_x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007__x0007_

_x000C_Литература и средства обучения
Методическая литература
Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.), — Мозайка-синтез, Москва, 2014
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа (4-5 лет). — Мозайка – синтез, Москва, 2014

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа (4-5 лет). 

Рабочие тетради
Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у малышей: Средняя группа.
Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Уроки грамоты для малышей: Средняя группа.
Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Прописи для малышей: Средняя группа.

Наглядно-дидактические пособия
Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»;
Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 4–6 лет. Гербова В. В.
Правильно или неправильно. Для работы с детьми 2–4 лет. Гербова В. В.
Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок»

_x000C_Календарно – тематическое планирование
Дата
(месяц)_x0007_№_x0007_Планируемая дата_x0007_Фактическая дата_x0007_Тема _x0007_Цель_x0007_Словарная работа_x0007_Содержание _x0007_Национально-региональный компонент_x0007_Средства обучения
Методическая литература_x0007__x0007_Сентябрь _x0007_1_x0007__x0007__x0007_Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»_x0007_Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи._x0007_Простыня, ткань, пододеяльник_x0007_Беседа
Рассматривание рисунка с образами ткани_x0007__x0007_Игрушка Лиса, образцы тканей.
с. 27_x0007__x0007_

Примечание: Для индивидуальной работы использовать «Уроки грамоты для малышей» ср. гр
_x0007_2_x0007__x0007__x0007_Звуковая культура речи: С и СЬ_x0007_Объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять правильном, отчетливом произношении звука С в словах и фразовой речи_x0007__x0007_Игра с язычком
Артикуляция звука С и СЬ: песенка воды
Чтение р.н.песенки «Сорока»
Загадка о снеге_x0007__x0007_Картинки, полоски бумаги, с. 28_x0007__x0007_

Примечание
_x0007_3_x0007__x0007__x0007_Обучение рассказыванию «Наша неваляшка»._x0007_Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога._x0007_Голубоглазый,кариглазый
_x0007_ Игра с игрушкой «Неваляшка»
Рассказ воспитателя об игрушке.
Рассказ детьми про неваляшку._x0007__x0007_Игрушка «Неваляшка»
с 29-30_x0007__x0007_

Примечание
_x0007_4_x0007__x0007__x0007_Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад».
Составление рассказа о кукле._x0007_Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Предварительная работа: накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра»_x0007_Листопад_x0007_Артикуляционная гимнастика:
«Падают, падают листья» — упражнять в употреблении пространственных предлогов.
Беседа
Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад»
Составление детьми рассказа о кукле

_x0007_Приметы осени: листопад пасмурно, шуршание листьев,_x0007_Серия картин об осени
Кукла
с 30-31_x0007__x0007_

Примечание
Октябрь _x0007_5_x0007__x0007__x0007_Чтение К.Чуковского «Телефон»_x0007_Уточнение произношения звука «у» в изолированном виде, в словах, фразах_x0007_
_x0007_Рассматривание книги К.Чуковского
Беседа об авторе
Чтение К.Чуковского «Телефон»
СИ «Телефон»_x0007__x0007_Иллюстрированное издание сказки «Телефон», с 31_x0007__x0007_

Примечание
_x0007_6_x0007__x0007__x0007_« Звуковая культура речи З и ЗЬ_x0007_Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в слогах, словах); учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова со звуком З и ЗЬ_x0007_Заря — заряница_x0007_Вспомнить песенку воды.
Сравнение звучания звуков «С» и «З»
ДИ «Комарик»
Чистоговорки
Чтение стихотворения А. Прокофьева
« На зеленой лужайке»
СИ «Поймай звук»_x0007__x0007_Наборы картинок
С. 32_x0007__x0007_

Примечание
_x0007_7_x0007__x0007__x0007_Звучание русской народной песенки «Тень – тень – поте -тень»_x0007_Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку._x0007__x0007_Вспомнить стих. А. Барто, р. н. песенки
Чтение стихов детьми А. Барто.
Чтение воспитателем стихотворения «Тень- тень- потетень».
Инсценирование стихотворения_x0007__x0007_Иллюстрации
С 33-34_x0007__x0007_

Примечание
_x0007_8_x0007__x0007__x0007_Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов описаний игрушек._x0007_Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке
по определенному плану (по подражанию педагогу)_x0007__x0007_Беседа
Чтение стихотворения А.Пушкина: «Уж небо осенью дышало»
Составление рассказа_x0007__x0007_Набор игрушек
С 34-35_x0007__x0007_

Примечание
_x0007_9_x0007__x0007__x0007_Чтение рассказа «Три поросенка»_x0007_Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер.С.Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка._x0007_
Дрожала
Пересохли_x0007_Чтение сказки: «Три поросёнка».
Беседа о прочитанном_x0007_Разминка для ума: работа с картинками_x0007_ Иллюстрации к сказке, с 35-36_x0007__x0007_

Примечание: Повторение песенки с детьми, которые не различают зв С и З
Ноябрь_x0007_10_x0007__x0007__x0007_Звуковая культура речи: звук Ц_x0007_Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированного, в словах, в слогах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание._x0007_Кольца, концы, ножницы_x0007_Выделение зв С из заданных слов.
Выделение зв Ц из заданных слов.
Отгадывание загадок
ДИ «Найди звук»

_x0007__x0007_Наборы картинок,
С 36-37_x0007__x0007_

Примечание: В свободное время заучивание четверостишья Маршака , произношение скороговорок, отгадывание загадок

_x0007_11_x0007__x0007__x0007_Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени._x0007_Учить описывать картину в определенной последователь-ности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии._x0007_Там ,тут, около, рядом,
Щенята._x0007_Рассматривание картины
Составление описательного рассказа
Чтение стихотворения А.Майкова «Осенние листья»_x0007_Чтение стихотворения А. Блок «Зайчик»_x0007_Картина «Собака со щенятами»
С. 38
_x0007__x0007_

Примечание
_x0007_12_x0007__x0007__x0007_Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение « Что из чего?»_x0007_Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии_x0007_Из яблок – яблочное.
Черничное,
Брусничное._x0007_Беседа
Составление рассказа об игрушке
ДУ «Что из чего»_x0007_Ягоды северного леса_x0007_Игрушки: кукла, Чебурашка,
медвежонок.
С. 39_x0007__x0007_

Примечание
_x0007_13_x0007__x0007__x0007_Чтение детям русской народной сказки «Лисичка — сестричка и волк»_x0007_Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка — сестричка и волк»
(обр.М.Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения._x0007_Скалка, «битый небитого везет»

_x0007_Показ
Чтение сказки, беседа по ней.
Драматизация отрывка из произведения.
_x0007_Дикие животные Севера_x0007_Книга с иллюстрациями к сказке, маски
С. 43_x0007__x0007_

Примечание
Декабрь _x0007_14_x0007__x0007__x0007_Чтение и заучивание стихов о зиме._x0007_Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения_x0007_Мороз-воевода_x0007_ Беседа о времени года
Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима» « Мороз-воевода»…..
Заучивание стихотворения
_x0007_«Путешествие снежинки» — предлоги с пространственным значением и наречия_x0007_Серия картин о зиме
С. 44_x0007__x0007_

Примечание: Продолжать учить стихотворения в свободное время. Инсценирование стих. В Орлова «Почему медведь спит зимой»
_x0007_15_x0007__x0007__x0007_Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»_x0007_Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать название картины._x0007__x0007_Рассматривание картины
Придумывание названия
Составление рассказов по картине_x0007_ДИ «Что сначала, что потом (времена года)_x0007_Картина «Вот это снеговик»,
С. 45_x0007__x0007_

Примечание
_x0007_16_x0007__x0007__x0007_Звуковая культура речи: звук Ш_x0007_Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук Ш (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком Ш_x0007_Толстушка- ползушка_x0007_Игра с язычком
Артикуляция звука Ш
ДУ «Листья шуршат», «Сердитый гусь»
Придумывание детьми слов со зв

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector