Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет

Автор: Еремина Марина Николаевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 43 «Тюльпанчик»

Населенный пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область

Тема: Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет

Опубликовано: 22.09.2016 08:53

Получить свидетельство      Скачать материал


УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ

Особенностью развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования. Поэтому перед взрослым, занимающимся воспитанием ребенка, стоит важная задача — укрепление организма малыша и своевременное развитие движений.
Решению этой задачи способствуют специально подобранные физические упражнения, которые основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера.
Отличием физических упражнений от трудовых действий является то, что:
• упражнения направлены на развитие определенной группы мышц и выполняются в строгой последовательности;
• в основе упражнений лежит регулирование нагрузки — длительность и интенсивность занятий.
Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.
Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения.
Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11-13 лет.
Упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса, развивают возможность дышать глубже. Для организма ребенка это имеет особое значение:
• окислительные процессы в тканях у ребенка проходят интенсивнее, чем у взрослого, поэтому тканям необходимо больше кислорода;
• у ребенка значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей.
Потребность в кислороде велика, а маленький ребенок даже при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать его с характером движения.
Ритмичность упражнений формирует навыки рационального дыхания:
• умение регулировать силу и длительность вдоха и выдоха,
• способность сочетать ритм и частоту дыхания с движением.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений развиваются быстрота реакции, координация, умение распределять внимание. Ребенок учится осознанно выполнять определенные движения, повторять действия за взрослым в нужной последовательности. Красивая, выдерживать школьные нагрузки.
В процессе обучения движениям у детей совершенствуются умения ориентироваться в пространстве, выполнять упражнения точно и четко, в заданном ритме, темпе.
При проведении утренней гимнастики в детском коллективе ребят обучают и построению в пары, колонну, шеренгу, звенья и т.д. Это также развивает способность ориентироваться в пространстве, умение согласовывать коллективные действия.
Необходимый уровень развития двигательных качеств позволяет ребенку использовать двигательные навыки и умения в повседневной жизни, в быту и игре.
Комплекс общеразвивающих упражнений, дополненный дозированной ходьбой, бегом (можно на месте), упражнениями для профилактики плоскостопия, — это и есть хорошо всем знакомая утренняя гимнастика.
Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха — это способствует лучшему снабжению организма кислородом.
Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.
Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.
Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребенка, он не может хорошо его выполнить.
В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем как выполнять зарядку в соответствующем темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Если комплекс хорошо знаком ребенку, то можно выполнять его под музыку.
В домашних условиях можно также приучать ребенка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковер или зрительные ориентиры — кубики, длинную веревку или стулья, кегли и т.д.
Детям дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом, вполоборота направо, вполоборота налево.
Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения неутомительны, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.
Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук.
Эти упражнения:
способствуют выпрямлению позвоночника;
укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;
формируют правильную осанку.
Чтобы дыхание было свободным, детей приучают как следует выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.
Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.
При выполнении этих упражнений нужно четко соблюдать правильное исходное положение: если ребенок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.
Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.

ТЕМП ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО УПРАЖНЕНИЯ
Учитывая физиологические особенности дошкольников, темп выполнения упражнений должен замедляться постепенно. Например, после бега вначале дается быстрая ходьба с постепенным замедлением, а после прыжков предлагается ходьба на месте. Нагрузка увеличивается и снижается постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние. Поэтому выполнение дыхательных упражнений после утренней гимнастики нежелательно, так как вновь начинает увеличиваться нагрузка, снова включается в работу сердечная мышца.
Несмотря на то что утренняя гимнастика чрезвычайно полезна, существуют и противопоказания — как к определенным исходным положениям, так и к подбору упражнений для детей дошкольного возраста.
• Движения для укрепления мелких мышц (кисть руки, пальцы) включаются в упражнения, охватывающие крупные мышечные группы, а не даются отдельно. Например, сгибание кисти руки в кулак сочетается с подъемом рук в стороны, вверх.
• Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки и не вызывать у детей утомления. Не используются односторонние, однообразные движения. Все тело или его отдельные части не должны длительное время оставаться в одном положении (например, не рекомендуется долго держать руки вытянутыми вперед). При таких статических нагрузках нарушается приток крови к мышцам и костям, возникает мышечное утомление.
• Не рекомендуется выполнять силовые упражнения, например сгибание рук в упоре у стула (стола), т.к. при этом работают все мышцы тела и дается слишком большая нагрузка на мышцы плечевого пояса, дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребенка, что, безусловно, вредно.
• Малышам с трудом удается расчленять движения на отдельные звенья, они воспринимают упражнения в целом. Поэтому гимнастика дошкольников строится главным образом на движениях, правильное выполнение которых зависит от активной работы крупных мышечных групп (подскоки, прыжки, приседания, наклоны и т. д.).
Противопоказания для проведения утренней гимнастики: расстройство деятельности сердечно-сосудистой системы, расстройство работы двигательного аппарата и значительная общая слабость ребенка, когда его движения приходится ограничивать.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Исходное положение влияет на правильность выполнения движений и общую устойчивость тела.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВСЕГО ТЕЛА

Основные исходные положения в утренней гимнастике — стоя и сидя.
Упражнения с исходным положением «сидя на полу» можно выполнять только при наличии теплого пола или ковра.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НОГ

Основная стойка — пятки поставлены вместе, а носки слегка разведены — употребляется при упражнениях для мышц верхних и нижних конечностей (рис. 1). В младшей группе дети стоят расставить ноги на ширину ступни.
Стойка, при которой ноги расставлены на ширину плеч, ступни ног ставятся параллельно друг другу. Такая стойка обеспечивает наибольшую устойчивость и правильное распределение давления массы тела на конечности, способствует предупреждению плоскостопия. Взрослый, показывая эту стойку, расставляет ноги уже своих плеч, т.к. в ином случае дети, подражая, ставят ноги слишком широко. Эта стойка используется при упражнениях для туловища во всех группах (рис. 2).

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ РУК
(РАСПОЛОЖЕНЫ В ПОРЯДКЕ НАРАСТАНИЯ ТРУДНОСТИ)

1. Руки свободно опущены ладонями к туловищу, плечи слегка отведены назад (рис. 3).

2. Руки за спину – руки свободно лежат за спиной, кисть одной руки локоть другой. При таком положении лопатки расходятся, а не сближаются (рис. 4).
• Руки на поясе (а не на бедре) — обе руки, согнутые в локтях, находятся на поясе, четыре пальца, прижатые один к другому, направлены вперед, а большой палец — назад, лопатки сближены (рис. 5).
• Руки, согнутые в локтях, отведены назад — обе руки, согнутые в локтях, отведены назад так, чтобы предплечья располагались горизонтально. Пальцы сжаты в кулаки, ладони обращены друг к другу (вовнутрь) или вниз (к полу). Плечи отведены назад, лопатки сомкнуты (рис. 6).
• Выпрямленные руки отведены назад и находятся на расстоянии немного уже плеч. Пальцы прижаты друг к другу (могут быть сжаты в кулаки), ладони обращены друг к другу, лопатки сомкнуты (рис. 7).

• Руки перед грудью — руки согнуты в локтях, кисти находятся перед грудью, немного ниже плеч, локти — на высоте плеч и отведены назад, лопатки сомкнуты, пальцы сжаты в кулаки или вытянуты, ладони обращены вниз (рис. 8).
• Руки в стороны — руки подняты в стороны на высоту плеч и отведены назад. Ладони обращены вниз, вперед или вверх (рис. 9).
8. Руки вверх — руки вытянуты вверх шире плеч, ладони обращены друг к другу (вовнутрь) или вперед (рис. 10)_x000C_
ДЫХАНИЕ
Дыхание, как известно, заключается в вентилировании легких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.
• Для того, чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.
С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. При дыхании через нос воздух, проходя через узкие каналы носа, согревается, очищается от пыли, благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие теплым и чистым.
При дыхании через рот воздух попадает непосредственно в легкие. Это увеличивает возможность получения инфекции. При этом грудная клетка, сердце плохо развиваются, жизненная емкость легких обычно бывает низкой.
Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, человек дышит глубже, чем через рот.
Переход с дыхания через нос на дыхание через рот, особенно во время бега, является для взрослого сигналом, что ребенок получил достаточную физическую нагрузку, и ее надо снизить, т.е. перейти с бега на ходьбу.
• Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.
Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т.е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворотом туловища в одну сторону, а вдох — с поворотом или наклоном в другую, или с моментом выпрямления, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.
• Важно научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Такое экономное расходование воздуха имеет большое значение при речи и особенно при пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.
Некоторые упражнения можно проводить в двух темпах — медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для повышения активности детей.
При медленном темпе выдох делается со звуками: «тсс», «шш», «пф», или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе на выдохе можно произносить слова: «вперед», «вправо», «ух» или считать: «раз», «два».
В имитационных упражнениях образ иногда подсказывает определенный темп движения — например «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, с продолжительным выдохом.
Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
Движения с участием большого количества групп мышц выполняются в более медленном темпе, чем движения для верхних и нижних конечностей.
Если размер помещения, где проводится утренняя гимнастика, не позволяет упражняться в беге, то можно ограничиться ходьбой, начиная с легкой ходьбы на месте, затем переходя к более энергичной и вновь снижая интенсивность. Отметим, что неторопливый и достаточно длительный бег (в соответствии с возрастом) развивает выносливость, приучает рассчитывать свои силы, воспитывает выдержку и самоконтроль.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

В этом возрасте у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребенка еще недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен, не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно.
Для создания у ребят положительного отношения к занятиям физкультурой гимнастика проводится в игровой форме: дети с удовольствием имитируют голоса и движения животных, изображают различные предметы (часы, мыльный пузырь и т.д.). Желательно дать каждому движению образное название, подобрать соответствующие слова для тренировки речевого выдоха.
Перед тем как познакомить детей с новым игровым комплексом общеразвивающих упражнений, взрослый может прочитать вслух соответствующее художественное произведение, рассмотреть картинки, разучить с детьми потешку и т.д.
Длительность утренней гимнастики — 4-5 минут.
Комплексы состоят из 2-3 игровых, подражательных упражнений.
Детям этого возраста свойственна подвижность и слабая способность принимать законченные, фиксированные положения, поэтому все движения выполняются последовательно.
Упражнения повторяются 4-5 раз.
Начинается зарядка с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом. Руки во время движения опущены, продолжительность бега 7-10 секунд. Иногда бег заменяется подскоками на месте на двух ногах — малыши подскакивают, как зайчики, как мячики, 6-8 раз, чередуя подскоки с ходьбой.
Если в комплекс включены два общеразвивающих упражнения, то они даются в такой последовательности:
1) для мышц плечевого пояса и рук;
2) для ног.
Если включены три упражнения, то используется такая последовательность:
1) для мышц плечевого пояса и рук;
2) для туловища;
3) для ног.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА
• подъемы рук вперед, вверх, в стороны;
• раскачивание рук вперед-назад;
• отведение рук за спину.
Со второй половины года вводятся: сгибание и разгибание рук, согнутых в локтях; хлопки перед грудью.
Исходные положения для рук:
• руки внизу;
• со второй половины года — руки согнуты в локтях у груди.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

• только наклоны вперед, потому что повороты и наклоны в сторону детям 2-3 лет выполнить трудно.
Исходное положение для туловища:
• сидя на стульях, на полу, вытянув ноги.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

— подскоки на месте на двух ногах;
— приседания.
Исходное положение для ног: ступни параллельно — «дорожкой», на ширине плеч.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Взрослый показывает упражнения в медленном темпе, с показом сочетается словесное объяснение. По мере усвоения детьми упражнений темп и амплитуда нарастают.
Взрослый выполняет с детьми все упражнения с начала до конца. Объяснения и указания даются в процессе выполнения упражнений. Во вводной и заключительной частях гимнастики можно использовать бубен, но только тогда, когда дети уже освоили движения.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Трехлетний ребенок очень активен, старается все делать самостоятельно. Продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. На основе словесного описания ребенок уже может создать образ, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Двигательная деятельность усложняется.
В трехлетнем возрасте с детьми нужно продолжать систематически проводить утреннюю гимнастику.
Во вводной части дается ходьба, затем бег. Продолжительность бега увеличивается до 10 секунд, с постепенным замедлением.
В заключительной части после общеразвивающих упражнений вместо бега выполняются прыжки (6-8 раз) на двух ногах на месте, затем ходьба и вновь повторяются прыжки.
Длительность утренней гимнастики — 5-6 минут.
Комплексы состоят из 3-4 упражнений.
Упражнения повторяются 4-6 раз.
Если в комплекс включены три общеразвивающих упражнения,
то они проводятся в такой последовательности:
• для мышц плечевого пояса и рук;
• для туловища;
• для ног.
Если включены четыре общеразвивающих упражнения, то есть две возможные последовательности:
• вариант
• для мышц плечевого пояса и рук;
• для туловища;
• для плечевого пояса;
• для ног — прыжки.
• вариант
• для мышц плечевого пояса и рук;
• для туловища;
• для ног (кроме прыжков);
• для плечевого пояса.
Если в комплекс включены приседания или полуприседания, то затем даются упражнения для плечевого пояса, чтобы дать детям возможность выпрямиться.
Если в комплекс включены прыжки, то они завершают блок общеразвивающих упражнений, после них дается ходьба с постепенным замедлением темпа.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

• подъемы рук вперед, вверх, в стороны;
• раскачивание рук вперед-назад;
• отведение рук за спину;
• сгибание и разгибание рук в локтях;
• хлопки перед грудью.
Исходные положения для рук:
• руки внизу;
• руки, согнутые в локтях, у груди;
• руки за спиной.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

• наклоны вперед.
Исходные положения для туловища:
• сидя на стуле;
• сидя на полу;
• лежа на спине или животе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

• подскоки на месте на двух ногах;
• приседания.
Исходное положение для ног: ступни параллельно, на ширине плеч.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Взрослый следит, чтобы упражнения выполнялись в соответствии с образцом (особенно после 3,5 лет), с сохранением правильного положения тела. Это важно для формирования осанки.
Чтобы движение приобрело размеренный, ритмичный характер, необходимо многократное повторение. Поэтому новые комплексы упражнений составляются на основе уже хорошо освоенных детьми движений.
Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать бубен, музыкальное сопровождение, различные зрительные ориентиры — забавные коврики, обручи («домики»), а также раздаточный материал — погремушки, кубики.
Не рекомендуется вводить упражнения с палками, обручами, так как малышам тяжело удерживать эти предметы.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Этот возраст определяют как средний дошкольный. Расширяются возможности опорно-двигательного аппарата, поэтому ребенок становится гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Развитие внимания, двигательной памяти, мышления и воображения создает условия для введения новых форм обучения:
• дети способны посмотреть упражнения, выслушать объяснение,
запомнить, а затем выполнить задание;
• простые движения ребята могут воспроизвести по указанию взрослого без показа.
Начинается утренняя гимнастика с ходьбы и корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, ходьба на пятках). Эти виды ходьбы требуют большого напряжения, поэтому темп должен быть медленным. Если ходьба проводится под бубен, то ритм бубна — замедленный.
Продолжительность бега — 20 секунд с замедлением темпа.
В этом возрасте дети могут делать без перерыва 8 прыжков и после непродолжительной ходьбы вновь прыгать на месте.
Для общеразвивающих упражнений могут использоваться мелкие физкультурные пособия: султанчики, веревка, кубики, обручи, мячи.
Длительность утренней гимнастики — 6-8 минут.
Комплексы состоят из 4-5 упражнений.
Упражнения повторяются 5-6 раз.
Если комплекс состоит из четырех упражнений, то они проводятся в такой последовательности:
• для мышц плечевого пояса и рук;
• для туловища;
• для ног;
• для мышц плечевого пояса и рук.
Если комплекс состоит из пяти упражнений, то они проводятся в следующем порядке:
• для мышц плечевого пояса и рук;
• для туловища — наклоны;
• для туловища — повороты;
• для ног;
• для мышц плечевого пояса и рук.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА
(СОСТОЯТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ)

• поднять руки вперед;
• поднять руки вверх;
• опустить руки.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

• наклоны вперед;
• наклоны в стороны;
• повороты в стороны.
Исходные положения для туловища:
• сидя на стульях;
• сидя на полу;
• лежа на спине или животе.
Исходные положения для рук во время упражнений для туловища:
• руки на поясе;
• руки впереди.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

• подскоки на месте на двух ногах, на одной попеременно;
• приседания.
Исходное положение для ног: ступни параллельно, на ширине плеч.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Увеличивается число упражнений без показа, выполняемых по словесному описанию. Объяснения краткие и четкие. Взрослый напоминает детям схему упражнения, последовательность его элементов. Например: «Поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз-два-три, выпрямились».
Взрослый не ограничивается общим рисунком движения, он объясняет и показывает четкие исходные положения и фиксированные промежуточные.
Разучивается техника движений.
Ребенка приучают различать, запоминать и применять разные способы движений, становится возможным самоконтроль, внимательное прослеживание движения.
Взрослый
• показывает детям правильное положение корпуса во время выполнения упражнений для формирования осанки;
• напоминает, когда удобнее совершать вдох и выдох;
• следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо владеют основными видами движений, они способны самостоятельно выполнять задания по указанию воспитателя. Поэтому приемы проведения утренней гимнастики усложняются. Имитационные упражнения включаются редко, чаще используются пособия: обручи, палки, мячи, веревка; дети могут выполнять упражнения с двумя однородными предметами.
Начинается утренняя гимнастика с ходьбы с различными заданиями на внимание — например, по сигналу изменить вид ходьбы. Для профилактики плоскостопия продолжают использовать ходьбу на носках, на пятках. Вводится новое упражнение для стоп — ходьба по-медвежьи, — которое требует медленного темпа выполнения и повышенного внимания к осанке детей: спина должна быть выпрямлена, смотреть следует вперед, а не вниз, руки в стороны или на поясе (для усложнения).
В утреннюю гимнастику включаются сложные виды бега — широкий, размашистый, с ускорением и замедлением темпа, со сменой направления. Сложные виды бега даются в начале комплексов. Завершает зарядку обычный бег.
Виды прыжков:
• на двух ногах с продвижением вперед;
• поочередные подскоки на правой и левой ноге;
• прыжком ноги в стороны, вместе.
Длительность утренней гимнастики — 8-10 минут.
Комплексы состоят из 5-6 упражнений.
Упражнения повторяются 6-8 раз.
Если в комплекс включено шесть общеразвивающих упражнений, то они выполняются в такой последовательности:
1) для мышц плечевого пояса и рук;
2) для туловища;
3) для ног;
4) для мышц плечевого пояса и рук;
5) для туловища;
6) для ног.
При выполнении упражнений дыхание может регулироваться произнесением коротких слов или звуков в момент естественного сжатия грудной клетки — во время наклона дети говорят: «Вниз».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА
(СОСТОЯТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ)

• вытянуть руки вперед;
• поднять руки вверх;
• вытянуть руки вперед;
• опустить руки.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА
• наклоны вперед;
• наклоны в стороны;
• повороты в стороны.
Усложняются исходные положения:
• сидя на полу, выпрямив ноги;
• сидя по-турецки;
• стоя на коленях.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ
• подскоки;
• приседания;
• подъемы на носки;
• одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног из положения сидя.

Исходные положения для рук во время упражнений для ног:
• руки на поясе;
• руки впереди;
• руки в стороны.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Взрослый показывает движение или его части, если упражнение сложное. В большинстве случаев взрослый только напоминает, объясняет, указывает, как выполнять упражнение:
• оттягивать носки ног;
• стоять, сидеть или лежать в подтянутой позе и т.д.;
• взрослый обращает внимание детей на качество движения, напоминает правила дыхания.
Если утренняя гимнастика проходит в хорошем темпе, весело и увлекательно, то у ребенка появляется осознанное желание участвовать в зарядке, как в любимой игре. Это формирует у дошкольника привычку к ежедневным упражнениям.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

У детей подготовительной группы движения становятся более координированными и точными, развиваются мелкие движения кисти и пальцев рук, произвольные память и внимание, наблюдательность.
Все это создает условия для осознанного качественного выполнения упражнений, в большей мере самостоятельно, по словесному указанию взрослого.
Во вводной части виды ходьбы и бега разнообразны — по диагонали, «змейкой», со сменой направления.
Длительность бега — 35-40 секунд. Дети чередуют 8 прыжков и ходьбу на месте. Чередование повторяется 4 раза.
Виды прыжков:
• на двух ногах на месте;
• на двух ногах, продвигаясь вперед;
• ноги в стороны, вместе;
• поочередно на правой и левой ноге;
• со скакалкой.
Длительность утренней гимнастики — 10-12 минут.
Комплексы состоят из 5-6 упражнений.
Упражнения повторяются 8-10 раз.
Если в комплекс включено шесть общеразвивающих упражнений, то последовательность выполнения может быть такой же, как и в старшей группе. Если же включены прыжки, то возможен такой подбор:
1. для мышц плечевого пояса и рук;
2. для туловища;
3. для ног;
4. для туловища;
5. для ног;
6. для туловища;
7. для ног — прыжки.
При выполнении упражнений выдох сопровождается произнесением коротких звуков и слов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

Упражнения состоят из четырех частей и выполняются из более сложного исходного положения, например сидя верхом на гимнастической скамейке:
• руки вперед;
• вверх;
• вперед;
• опустить.
Используются такие физкультурные пособия, как палки, обручи, мячи, индивидуальные шнуры.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

• наклоны вперед;
• наклоны в стороны;
• повороты в стороны.
Исходные положения:
• сидя на полу, выпрямив ноги;
• сидя по-турецки;
• стоя на коленях.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

• прыжки;
• приседания и полуприседания;
• подъем на носки;
• одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног из положения сидя;
• подъем на носки.
Исходные положения для рук во время упражнений для ног:
• руки на поясе;
• руки впереди;
• руки в стороны.
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Взрослый использует, в основном, словесные указания, поскольку подбор упражнений практически такой же, как и для старшего возраста, но с некоторыми усложнениями.
Взрослый может обратить внимание детей на дыхание: «Раз, два, три — выдох».
При разучивании наиболее сложных упражнений взрослый сочетает объяснение с демонстрацией упражнения (самостоятельно или с помощью одного из детей).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector