Формирование речи дошкольников с ОНР средствами народного искусства, фольклора

Автор: Николаева Любовь Петровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 116

Населенный пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан

Тема: Формирование речи дошкольников с ОНР средствами народного искусства, фольклора

Опубликовано: 22.09.2016 11:57

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование речи дошкольников с ОНР средствами народного искусства, фольклора.
(из опыта работы воспитателя логопедической группы МАДОУ детский сад №116
Николаевой Л.П.)

Содержание
1.Особенности речи детей с ОНР.
2.Что такое фольклор.
3.Значение фольклора и народного искусства в воспитании и развитии детей.
4.Развитие словаря детей средствами фольклора.
5.Формирование грамматического стоя речи средствами фольклора.

1. Особенности речи детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи.
Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи. При общем недоразвитии речи нарушены все компоненты речи. Прежде всего, наблюдается нарушение звукопроизношения, речь детей малопонятна. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы, так как неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно — волевой сферы. Нарушен грамматический строй речи. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена. Фонематический слух нарушен, наблюдается нарушение слоговой структуры слова. Связная речь значительно ниже возрастной нормы.
У детей с общим недоразвитием речи слабо развита общая и мелкая моторика, недостаточно сформированы психические процессы: восприятие, память, мышление.
Поэтому основной задачей воспитателя логопедической группы — является проведение коррекционной работы по преодолению данного дефекта речи у детей.
Это, прежде всего — обогащение и активизация словаря детей, формирование грамматического строя, связной речи, развитие фонематического восприятия и мелкой моторики. Одним из действенных средств для выполнения этих задач, могут являться фольклор и народное искусство.

2. Что такое фольклор.
Издревне народ накапливал опыт и знания, приобретаемые сотнями и тысячами людей в труде, общественной жизни, которые закреплялись в кратких словесных правилах и приметах, передавались устно от человека к человеку, становились достоянием многих. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в художественные образы преданий и легенд, сказок и песен. Так народ создавал свое народное искусство, свою поэзию.
Сказки, былины и песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения (folk lore). Оно значит: народная мудрость, народное знание.
Сказка, былина, пословица, загадка и т.д. — жанры фольклора. Фольклор появился задолго до литературы и выработал свою систему художественных средств, которая способствовала сохранению и передачи произведений. Фольклорные произведения создавались на базе живого разговорного языка.
Жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка, обрядовая поэзия), другие возникли и развились в классовом обществе (былины, исторические и лирические песни, частушки). Устное бытование фольклора обусловило один из важнейших его признаков — коллективность.
Устное народное поэтическое творчество развивается в пределах установившихся традиций. Эти традиции появляются во всем развитии фольклора и его жанров, которые в свое время возникают не сами по себе, а как бы вырастают из раннее существующих. Но для тех, кто создавал, исполнял и слушал сказки, былины или песни, все было свое, родное, понятное. И теперь язык фольклорных произведений поражает любителей родного слова, писателей, ученых своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в тексте сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают свою окраску и значение, люди оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможны в действительности, вдруг становятся как бы реально происходящими.
Конечно, в фольклорных произведениях нет ни одного точного описания исторических фактов, ни дат, а изображаемые события и персонажи часто даже невозможны в действительности. Историческая ценность фольклора в том, что он является духовной биографией народа, поэтической летописью его многовековой жизни. Рожденное в труде, народное творчество отразило все стадии освоения человеком природы, развития его сознания.
Фольклор дает не только историческую картину духовного развития народа. Из произведений всех его жанров выступает многогранный характер всего народа. Мужественный, сильный, суровый, веселый, задорный и неунывающий, грустный, глубоко чувствующий, мудрый, наблюдательный, остроумный — таков человек во всем его величии, простоте и красоте.
Прислушиваясь к разговорам, можно заметить, как красиво, образно и метко говорят некоторые люди. В речи таких людей немалую роль играет фольклор. Пословицы и поговорки приходят на ум в нужном случае, они продолжают оставаться современным жанром фольклора. Кроме этого появляются в народе новые песни, частушки, веселые остроумные анекдоты. Редко нынче услышишь былину или историческую песню, однако сказки и забавные истории довольно часто встречаются.
Старый фольклор уходит из устного бытования, но он, как и все другие области духовной культуры человека и его искусства, приобрел новую форму распространения — через книгу, радио, телевидение.

3. Значение фольклора и народного искусства в воспитании
и развитии детей.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. С молоком матери ребенок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры -забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.
Фольклор и народное искусство многофункциональны. Одна из функций — воспитательная. В ней заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества была предметом научного исследования в различные годы существования дошкольной педагогики. Этой проблемой занимались Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.Л.Усова, А.М.Леушина, Н.С.Карпинская. В последние годы особое внимание в исследованиях отводилось роли малых форм фольклора в воспитании дошкольников (Н.В.Гавриш, Г.А.Куршева, А.П.Илькова).
Исследователи рассматривали влияние фольклора на развитие и воспитание детей в разных аспектах: личностном и речевом. Приобщение ребенка к духовным ценностям определенной этнокультурной среды становится более тонким и рельефным при включение в его речь фольклорных жанров, которые обеспечивают трансляцию культуры в разных формах. Исследования показали целесообразность использования в работе малых жанров фольклора, а так же обучающие и воспитательные возможности национально-культурного освоения детьми языковой среды.
Общественная и педагогическая значимость фольклора, особенно малых форм обобщающих в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления детей с окружающим миром, приобщения их к ценностным ориентирам и емким средствам как общего, так и речевого развития дошкольников.
Фольклор развивает словесное творчество детей, театрально-игровую деятельность детей и в целом образную речь.
Все сказанное в полной мере относится и к башкирскому фольклору, который занимает важное место как одно из средств воспитания и развития ребенка. К.Ш.Ахияров считает, что народная педагогическая культура башкирского народа складывается из элементов народного творчества: сказок, легенд, мифов, сказаний и др.
Все элементы народной педагогики взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании, загадки — в умственном, песни и пляски — в эстетическом, игры и забавы — в физическом воспитании.
В целом все эти средства фольклора положительно влияют на всесторонне развитие ребенка: развиваются его психические процессы, волевая сфера, сенсорные чувства и конечно речевая деятельность. Учитывая все это, можно сделать вывод: фольклор -эффективное средство для развития ребенка. Используя фольклор на занятиях с детьми с ОНР можно формировать правильную речь детей, проводить коррекционную работу по устранению дефекта, а в частности обогащать и активизировать словарь детей, а так же формировать грамматический строй речи.

4. Развитие словаря детей средствами фольклора.
Итак, как было сказано выше, фольклорная педагогика — основа духовной культуры. Однако, средства фольклора могут эффективно обогатить и активизировать словарь детей. Знакомство малышей с народным творчеством начинается с колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток.
Обыгрывая куклу, знакомим детей с частями тела, одеждой. Баюкая куклу, дети видят в ней образ человека. Дети наделяют куклу человеческими качествами: она может заплакать, заболеть, умеет спать, петь и т.д.
«Наша Катя маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.»
Прижимая нежно к себе куклу можно повторять ласковые слова. Видя доброе, ласковое, нежное отношение к кукле, дети становятся добрыми и ласковыми, отзывчивыми, охотно повторяют за воспитателем разные слова. В игре «Назови ласково» активизируется словарь существительных и прилагательных.
Повторяя слова колыбельной песенки «Котя, котенька, коток, котик — серенький лобок…», дети воспринимают многозначность существительных.
Работая по лексической теме «Семья» целесообразно использовать пальчиковые игры — потешки, развивающие не только моторику, но и словарь детей.
«Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — наш малыш,
А зовут его мизинчик».
В сюжетно-ролевых играх семья могут звучать колыбельные песни.
«Баю — баюшки — баю,
Хочешь песенку спою?
Стану сказки говорить,
Колыбель качать твою.
Спи, усни, бесценный мой,
Лучше всех ты мой родной!
У меня на всей земле
Нету радости иной.»
Словарь глаголов активизируется с помощью потешек: «Ладушки», «Сорока — белобока», «Мыши», «Гуси», «Котинька-коток», «Совушка» и др.
Постепенно в лексику детей входят более сложные понятия: пословицы, поговорки и загадки, в которых как в капле воды сконцентрировалась народная мудрость. Например: «Каково лицо -такова душа», «Красота — для глаз, характер — для души».
Дети часто испытывают затруднения в понимании значения пословиц и поговорок. Тем не менее, при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны понимать выражения народной мудрости, делать логические выводы. Поэтому в словарной работе с детьми пословицы и поговорки должны занимать достойное место.
Загадка — одна из малых форм фольклора, в которой в лаконичной, образной форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов и явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления. Все это является эффективным средством развития словаря детей. Основные функции загадок в формировании личности:
а) средства умственного воспитания;
б) средства развития психических процессов;
в) средства развития речи.
«У старика есть двенадцать сыновей:
Трое из них надевают серую одежду,
Трое — зеленое платье,
Трое — желтую одежду,
Трое — белую шубу.»
Эта башкирская народная загадка побуждает детей поразмышлять о временах года, о смене времен года, активизирует словарь по лексической теме «Времена года».
Загадки можно включать в различные задания. Не только загадывать и отгадывать, но и придумывать самим загадки, что тоже активизирует словарь существительных, прилагательных, глаголов. Дети учатся воспринимать и принимать образное выражение загадок. Например, в загадке «На синем небе — белые камешки». С чем сравнивается небо? (небо — как синий ковер, а звезды — как белые камешки). А в другой загадке небо сравнивается с синим тазом, в котором лежит воздушная кукуруза. А кукуруза -это звезды. Такая работа над средствами выразительности способствует развитию словесного творчества. Дети могут придумывать сказки, рассказы, загадки.

5. Формирование грамматического стоя речи средствами фольклора.
Используя в коррекционной работе средства фольклора можно добиться положительных успехов в формировании грамматического строя речи. Заучивая потешки, пословицы, поговорки, загадки дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, правильно строить падежные конструкции, использовать в речи предлоги, видоизменять слова, образовывать новые слова.
Всю работу условно можно разделить на четыре этапа:
накопление речевого опыта;
организация самостоятельной речевой деятельности;
проведение специальных комплексных занятий по развитию связной речи;
овладение способами творческого речевого действия в процессе попыток собственного сочинения.
Например, на первом этапе отрабатываются грамматические категории: понятие о слове, предложении, о связи слов в предложении. Художественное построение потешек наглядно показывает грамматически правильное местонахождение слов в предложении.
«Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.»
Заучивая эту потешку дети могут выполнить задания: назови слово предмет, действие предмета, дополнительное слово; составь схему предложения.
На втором этапе целесообразно приучать детей к театрализованным играм с использованием народного фольклора. Провести театрализованную игру по народной сказке «Репка», «Колобок». Встреча со сказочницей Айгуль вносит в жизнь детей знания о башкирских народных сказках, таких как «Золотая капля», «Молодой охотник и Мяскяй», «Лиса в медвежьей берлоге» и др.
На третьем этапе проводятся комплексные занятия по развитию связной речи, на которых закрепляются умения детей грамматически правильно оформлять предложения, связывать предложения в рассказ, пересказ, творческий рассказ. Все это можно проводить с использованием фольклора: сказок, легенд, былин.
На четвертом этапе, учим детей самих сочинять сказки, сказания, легенды, загадки, небылицы, придумывать продолжения творческих рассказов. В ходе этого этапа обращается внимание на композиционные особенности сказок, формируется умение выделять структурные части сказок.
Итак, планомерное, систематическое использование фольклора в педагогическом процессе дошкольного учреждения, включающем ознакомление с особенностями жанров фольклора, соотнесение их с разными видами детской деятельности положительно влияет на воспитание детей, на развитие их речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector