Создание единого образовательного пространства «Детский сад — семья — школа»

Автор: Добуш Галина Владимировна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение «Детский сад №108 «Почемучка»

Населенный пункт: г. Орск, Оренбургская область

Тема: Создание единого образовательного пространства «Детский сад — семья — школа»

Опубликовано: 22.09.2016 18:49

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Детский сад № 108 «Почемучка» г.Орска

Создание единого образовательного пространства
«Детский сад – школа- семья»
в условиях реализации ФГОС

Подготовил:
Добуш Г.В.
Старший воспитатель
МДОАУ № 108

г.Орск, 2016
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу-это, прежде всего, переход ребенка на качественно-новую ступень своего развития. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием всегда актуальна во все времена
Преемственность — это специфическая связь между разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при изменении целого как системы (в новом виде сохраняются предшествующего этапа развития).
Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными её звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Необходимость преемственности.
Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе ДОУ и школы единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения. Благодаря этому обучение в школе осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Обеспечивается естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения детей с первых дней пребывания в школе. Преемственность обеспечивает осуществление непрерывного, комплексного развития личности ребенка на ступени дошкольного и младшего школьного возраста
На современном этапе, в связи с введением ФГОС ДО, произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позиции школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, т.е. сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Анализируя результаты диагностики уровня функциональной готовности детей к обучению в школе, были сделаны следующие выводы. Все первоклассники имеют средний уровень развития мотивации, что говорит о положительном отношении к школе. При этом 8,3% детей, проходивших диагностику, проявляют положительное отношение к школе, но преобладают игровые мотивы. 35% — дети с положительным отношением к школе, но их привлекают ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами. У 43,7 % ребят наблюдается высокая школьная мотивация и учебная активность.
Анализируя результаты выявления уровня педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе можно выделить, что 85% родители считают необходимым условием успешного обучения в школе: умение ребенка считать, писать и читать. 25%, что самое главное это желание учиться в школе.
Анализируя результаты выявления уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки воспитанников к школьному обучению, педагогии разбирались в вопросах школьной готовности дошкольников, но отсутствовала система работы.
Анализируя результаты выявления уровня профессиональной компетентности педагогов школы в вопросах подготовки воспитанников к школьному обучению, было выявлено, что педагоги не опираются на имеющие знания у воспитанников.
Поэтому и возникла идея создания родительского клуба «Школа для родителей, будущих первоклассников», которая помогла бы решить имеющие противоречия.
Цель: 
  Создание на территории «Детский сад — начальная школа» единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта
Задачи:
Устанавливать партнерские взаимоотношения детского сада и школы;
Создавать преемственность образовательных систем , способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли ученика;
Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе.
Положение о родительском клубе
«Школа для родителей, будущих первоклассников»
МДОАУ «Детский сад № 108 «Почемучка»
Общие положения (нормативные документы, участники, основные принципы работы)
Цели и задачи клуба
Основные направления деятельности клуба (формы работы клуба)
Права и обязанности участников клуба (родители на получение помощи, высказывания; педагоги на распространение положительного семейного опыта, внесение корректив в план от возникающих проблем, интересов и запросов родителей; обязанности проводить заседания в соответствии с планом, предоставлять квалифицированную помощь)
Документация (наличие положение, плана, сценарии заседаний)

Алгоритм деятельности ДОУ в установлении партнерских взаимоотношений с семьей и школой включает три этапа:
1-й этап – информационно –аналитический
Определение готовности детей к школьному обучению
Выявление уровня педагогической культуры родителей
Выявления уровня профессиональной компетентности педагогов
2-й этап содержательно-просветительский
Образовательная работа с детьми подготовительной группы
Повышения уровня педагогической культуры родителей
Повышения профессиональной компетентности педагогов
Работа с воспитанниками:
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста школьной мотивации. Создание условий для успешной адаптации в школьной системе отношений.
Был разработан проект «На пороге школы», куда вошли: тематический цикл экскурсий, бесед, игр, развлечений, которые формировали бы осознанное отношение к школе, и позволяли бы не только получить сведения, но и повысить внутреннюю самооценку будущих школьников. С этой целью воспитатели включали беседы о школе, чтение художественной литературы, стихов, сказок. Так, через сказки М.Н. Панфиловой «Лесная школа» происходило знакомство детей со школьной атрибутикой, правилами поведения, роли учителя в школе. В работе с детьми были определены целевые прогулки «Здравствуй, школа!», «Школьная библиотека», «Школьный краеведческий музей. Во время экскурсий в школе дети имели возможность познакомиться с первым учителем, с персоналом, с директором школы. Во время экскурсий в школу детям предлагалось в классе посидеть за школьной партой, посмотреть учебники, тетради, школьные принадлежности. Дети с огромным удовольствием рассматривали спортивный зал, компьютерный класс, школьную столовую, библиотеку и т.д. Опыт проведения подобных экскурсий показывает, что они производят на детей огромное впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После экскурсий, посвященные вхождению дошкольников в школьную среду, мы вместе с детьми обсуждали, беседовали, составляли совместные рассказы на темы: «Что больше всего понравилось в школе?», «Чему учат в школе?» и другие. Большую роль в обеспечении естественности перехода из детского сада в школу детей имели мероприятия взаимопосещения проводимые ДОУ и школой. Такие мероприятия как «День знаний», проходивший первого сентября, где дети дошкольного возраста имели возможность увидеть своих друзей в новом статусе ученика. Красивая форма, слова поздравлений, праздничная атмосфера создавали предпосылки к мотивации к школе. Следующее мероприятие «Прощай, Азбука!», где дети узнавали, что ребята выучили весь алфавит и теперь могут сами бегло читать книги.
Работа с педагогическими кадрами
Цель: Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов школы и детских садов по подготовке детей к обучению в первом классе.
Традиционно в ДОУ проводится педагогический совет с приглашением учителей начальных классов, где обсуждаются план и формы работы, препятствия и пути устранения их. Проводятся взаимопосещения с целью изучения форм и методов работы с воспитанниками. Но не всегда намеченные мероприятия выполняются из-за субъективных и объективных причин: карантина, болезни педагогов.
Работа с родителями
Цель: Ознакомление родителей будущих первоклассников с критериями оценки уровня школьной готовности и с содержанием школьных образовательных программ. Развитие педагогического сотрудничества со школой.
Помимо заседаний родительского клуба, где родители повышают свой уровень компетентности по школьной готовности, в ДОУ ежегодно в ДОУ проходят «Дни открытых дверей». Куда приглашаются на просмотр непосредственно образовательной деятельности будущие учителя и родителей. После просмотра НОД вместе с родителями анализирую результаты работы детей: их слабые и сильные стороны, родители задавали волнующие их вопросы. Далее учитель сообщает родителям, какие требования предъявляет школа к поведению ребенка, рекомендует, на что следует обратить особое внимание в подготовке к школе, о чем беседовать с детьми, что им читать. В преддверии заседания родительского клуба проходит подготовительная работав виде: консультации, анкетирование, оформление стенда «Скоро в школу», в котором вывешивается наглядный материал для родителей. Родители должны знать, что и как нужно читать, о чем беседовать с детьми, как относиться к их играм, какие приобретать настольно-печатные игры для детей, способствующие развитию внимания, памяти, ориентировки в пространстве, развитию мелкой моторики рук. В итоге проведенной работы у родителей складывалась система знаний об общей готовности ребенка к учению в школе.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
Водная часть: (игры, тренинги, рефлексия)
Основная часть:
Познавательная информация
Практический показ работы с детьми/ обучение упражнениям, игровым приемам и т.п.
Беседы, дискуссии, решение педагогических ситуаций
Заключительная часть:
Организация выставок художественной, методической литературы;
Раздача памяток, информационных листов, буклетов, газет ит.д.
Обратная связь (рефлексия, психологические игры)
3-й этап – контрольно-оценочный
Определение динамики уровня педагогической культуры родителей
Определение уровня готовности детей к школьному обучению
Определение динамики уровня профессиональной компетентности педагогов
Ожидаемые результаты:
Создание партнерского взаимодействия в системе «Школа – ДОО – семья» в подготовке детей к обучению в школе;
Устойчивое положительное отношение дошкольников к школе, легкая адаптация к школьной среде;
Повышение уровня педагогической культуры родителей, профессиональной компетентности педагогов.
Трудности:
Работа в первый год была затруднена тем, что педагогические коллективы детских садов были не готовы к активному сотрудничеству в вопросе преемственности с учителями начальной школы.
В ходе совместной деятельности, а именно взаимопосещения позволили учителям возможность изучить программу воспитания и обучения в детском саду, а в свою очередь воспитатели детских садов ознакомились с программными требованиями учащихся 1 класса, обеспечивающих взаимодействия основных задач, содержания и методов обучения и воспитания

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector