«Шагай наадан»

Автор: Дашинимаева Туяна Баировна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»

Населенный пункт: г. Чита, Забайкальский край

Тема: «Шагай наадан»

Опубликовано: 23.09.2016 07:53

Получить свидетельство      Скачать материал


Забайкальский край,
г. Чита, ул. Юности 2,
МБДОУ «Детский сад №17»
инструктор по ФК
Дашинимаева Туяна Баировна

Проект
Приобщение к национальной культуре посредством древней бурятской игры «Шагай наадан»

Актуальность:
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.
Есть у бурят уникальная народная игра, которая почти забывается в наши дни. Наши дети и родители не знают ни одного вида этой бурятской национальной игры. Я человек, преданный своему краю и культуре своего народа хочу сохранить и возродить одно из старинных древних игр бурятского народа. Игры и забавы бурят несут в себе важные воспитательные аспекты и поэтому сегодня они должны быть в арсенале педагогической науки нашего края, чтобы у детей сформировалось устойчивое, заинтересованное и уважительное отношение к культуре родного края.
Цель работы: сохранить и возродить древнюю бурятскую игру «Шагай наадан», как часть культуры бурятского народа.
Задачи:
а) определить место в образовательном процессе для внедрения игры во второй половине дня (навыки позитивного досуга в свободное время)
в) содействовать культурному развитию детей посредством приобщения к народной игре «Шагай наадан»
Идея проекта заключается в популяризации игры «Шагай наадан» среди детей дошкольного возраста.
При выполнении работы были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод: сбор материалов об игре, изучение и обработка собранных материалов об игре: Интернет, школьная и сельская библиотеки, краеведческий музей.
2. Практический метод: сбор костяшек-лодыжек (шагай), разучивание игры «Шагай наадан; турнир на лучших игроков «Шагай наадан»
Практическая значимость работы:
1. Народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Эта игра важна для будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, формирует у нас навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыки позитивного досуга в свободное время.
2.Возможность использования проекта педагогами дошкольных образовательных учреждений г. Читы
Программа реализации проекта
Реализация проекта с 1 сентября 2016г. Проект долгосрочный- 2 года
Участники: дети старших групп, родители и педагоги.
1 раз в неделю в свободной деятельности детей во 2 половину дня
( если дети по собственному желанию выбирают игру в любой отрезок времени, то воспитатель поддерживают инициативу детей)
Количество заинтересованных детей от 2 и более.
Этапы и содержание реализации проекта:
Подготовительный этап – теоретический
«Путешествие в игру «Шагай наадан»
При изучении о народной игре мы выяснили, что эта игра в старину была очень популярной самобытной игрой бурятских скотоводов. «Шагай наадан» — комнатный вариант игр с костями — лодыжками (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног). Одна из древнейших бурятских игр «Шагай наадан» была популярна во всех бурятских селениях. Также узнали, что собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все – от малого до старого. Широкое распространение этой игры у бурят, разумеется, следует объяснить ведением скотоводческого хозяйства. Ведь игры обычно отражают образ жизни народа, его повседневный быт. В начале 20 века буряты знали несколько десятков игр в лодыжки. В этих играх усматривается взаимосвязь с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Держание в одних руках большого количества костей-лодыжек должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя. Буряты разводили в старину пять видов скота -табан хушуу мал – лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. Все стороны «шагай» названы именами этих животных.
«Шагай наадан», как мы узнали из «Тематического словаря традиционного быта бурят» Бабуева С.Д., и Бальжинимаевой Ц. Ц., имеет много разновидностей: «шагай шγγрээн», «хонгоордолго», «шагай няһалалга», «таалсалга», «хумпараа хаялга», «мори урилдаан», «алаг мэлхэй», «хонхо бγхэ тγγлгэн», «дγрбэн бэрхэ», «хоёр лама хорин шγдхэр», «табаршаалга», «шагай шγγрэлгэ», «шагай харбалга», «ёрхо», «хорёо барилга», «алтан сэргэ».
В произведениях устного народного творчества (эпосах, улигерах, сказках) можно найти описание игр «Шагай», которые способствовали совершенствованию у детей физических качеств, двигательных умений и навыков, развитию сенсорных способностей, воспитанию целеустремленности, чувства коллективизма, воли к победе. Нормы и правила, усвоенные в игре, подражание взрослым – существенно влияют на развитие социальной, личностной компетентности, креативного мышления дошкольников. Возникнув в незапамятные времена, эта игра стала своеобразной формой передачи подрастающему поколению опыта общественной жизни, духовных ценностей и средством познания окружающего мира. Она играет огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям народа, в воспитании нравственных, физических и умственных способностей детей. «Шагай наадан» — увлекательная игра, близкая к спортивным играм. Недаром, в старину эту игру называли зимним видом спорта, т.к. дети и взрослые долгими зимними вечерами и днями играли перед Сагаалганом, иногда всем аймаком встречались на районных и межрайонных соревнованиях.
Основной этап – практический: «Мы учимся играть в «Шагай наадан». В саду мы провели среди родителей детей анкетирование на знание этой игры.
Участвовали 15 родителей. Итоги были таковы:
Вопросы анкетирования
Ответы

Да
Нет
Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»?
1
14
Умеете ли играть в игру?
1
14
Сколько разновидностей игр знаете?
1 (няһалалга) -1
2 (мори урилдаан) -1
12
Знаете ли название положении лодыжек?
3
12

В старину у бурят в каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Косточки раскрашивались в разные цвета: красный, чёрный, зелёный, коричневый. Яркие “шагай” давали детям еще с колыбели – их связывали верёвкой, скрепляли между собой в виде погремушек. Ребенок перебирал их, рассматривал. Для более старшего возраста (4-7 лет) “шагай” отражал жизнедеятельность взрослых. Их превращали в овец, коз, коров, сами при этом брали на себя роль пастухов и чабанов. Играя в “шагай”, дети учились по ходу считать, ориентироваться в пространстве, воспитывались сообразительность, реакция.
Поскольку игра является отражением основного занятия народа – скотоводства, то бараньи кости (лодыжки) означают пять видов животных:
1. “Хонхо” (с выемкой), упавшие вогнутой стороной – это козел (козлик).
2.  “Бухэ” – (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх – это овца.
3. “Морин” – (конь), упавшие на бок ровной стороной, ребром – это “лошадка”.
4. “Ухэр” – (корова) – упавшие на бок резной стороной.
5. “Тэмээн” – косточки, оказавшиеся в сидячем положении – встали на “дыбы” или берцом – это “верблюд”.
 
Самая распространенная из всех разновидностей игры является «Шагай няһалалга». Участвовать в ней могут мальчики и девочки: 2 человека и более. Для начала участники игры поровну разделяют шагай, и при помощи считалки ( Ээрэ, мээрэ, лγγргэ, шγγргэ, пяата, шоото, ииб, шииб, дγγм, хром, ооно, биишэ, пошоол.) выясняют того, кто первым начинает игру. Первый, собрав все шагай на ладони, трясет ими и катает их на стол. Смотрит внимательно, как они стали. Затем при помощи щелчка среднего пальца пытается попасть одним шагай в другой, лежащего в одинаковом положении с ним. При удачном попадании он забирает себе сбитый «шагай» и повторяет игру до тех пор, пока не промахнётся или не заденет. Следующий игрок, находящийся по направлению солнца, собирает со стола все шагай, и повторяет все сначала. Для каждого следующего игрока остаётся всё меньше и меньше шагай. Игра продолжается до тех пор, пока все шагай не окажутся в руках у играющих. Побеждает игрок, набравший в конце игры большее количество шагай. В этой игре от игрока требуется такие качества как, собранность, внимательность, ловкость, меткость. Также «Шагай наадан» учит математическим навыкам, аккуратности, развитию мышления, острого ума, развивает моторику рук. В общем, игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
План выполнения проекта:

Сроки
Что будет сделано
Кем будет реализовано
Подготовительный —
Сентябрь 2016
Сбор материалов об игре, сбор лодыжек
Родители и дошкольники старшего возраста

Изучение и обработка материалов.
Создать лэпбук «Первые шаги к игре»
Ответственный Дашинимаева Т.Б.
Август-сентябрь работа с педагогами
С октября работа с родителями
Презентация и
мастер – класс для педагогов: «Как играть в шагай»
Разучивание игры с педагогами.
Мастер –класс для родителей по разучиванию игры.
Ответственный Дашинимаева Т.Б.
Основной этап рассчитан на два года 2016-2018
с октября по апрель
Путешествие в игру «Шагай наадан». Раскрашивание шагэшэк детьми.
Введение детей в игровую ситуацию педагогом.
Самостоятельная организация досуга детьми данной игрой.
Ответственные воспитатели
В дни Сагаалгана
Январь – февраль
2016-2018
Провести турнир между детьми на лучшего игрока.
Турнир между родителями на лучшего игрока
Ответственный Дашинимаева Т.Б.
Июнь
2016-2018
Подготовка к турниру на лучшего игрока
Воспитатели

Функции проекта
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Ожидаемый результат.
— У ребёнка сформировалось уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа.
— Созданы условия для развития общей культуры личности детей: социальных, нравственных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Благодаря таким играм мы сможем создать в нашем обществе, семье, школе обстановку мира и согласия. Мы учимся, и учим этой игре своих друзей, подруг, родителей, всех желающих. Сегодня мы смело можем сказать, что возрождая древнюю игру «Шагай наадан», организовывая массовые турниры, праздники народных игр для детей, для родителей, для сверстников творим доброе дело и делаем мир счастливей.
Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих народных игр. Ведь игра, являясь составной частью народной культуры, питает душу и ум человека. Мы всегда должны помнить слова А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отделяющая образованность от дикости». Итак, в добрый путь через многие десятилетия, а может, и века – назад, в страну детства наших прабабушек и прадедушек. Изучение жизни прошлого, знакомство с богатым опытом своих предков, издавна уважающего себя и культуру других народов, поможет сформировать добрые межнациональные отношения, поможет преодолеть в людях недоверие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector