Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС

Автор: Доброва Юлия Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ ЦРР д/с Радуга

Населенный пункт: г. Абакан, Республика Хакасия

Тема: Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС

Опубликовано: 26.09.2016 13:18

Получить свидетельство      Скачать материал


Доброва Юлия Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют в качестве одних из основополагающих принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. На основании данных положений, важной и актуальной является проблема охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.[2]
В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Исследуемая тема, на наш взгляд, является актуальной, так как недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений. С этой целью нами было проведено исследование, в котором приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста ЦРР д. с «Радуга» г. Абакана.
Первый этап — констатирующий проходил с апреля по май 2016 года. Цель данного этапа: выявление первоначального уровня сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей.
В связи с этим нами была проведена диагностика на выявление первоначального уровня сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей, для этого мы использовали комплексную диагностику культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе).[1,c.92]
Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей в обеих группах находятся на среднем и низком уровнях сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни. Таким образом, проведенное исследование показало, что высокий уровень обнаружен у 20% детей в экспериментальной группе и 16% детей в контрольной группе. Средний уровень обнаружен у 40% детей экспериментальной и у 48% детей контрольной групп. Низкий уровень выявлен у 40% детей в экспериментальной и 32% в контрольной группах. Небольшой процент детей владеет валеологическими знаниями, проявляют активность в общении со взрослым, с интересом отвечают на вопросы и решают проблемные ситуации. Некоторые ответы на вопросы позволяют детям продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Дети мотивированы к здоровому образу жизни. Их представления, в общем, носят целостный характер.
Большинство детей только отчасти владеют валеологическими знаниями, какие-то разделы позволяют им проявляться активнее в общении, в решении проблемных ситуаций. Часть ответов сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Дети обладают неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.
Некоторое количество детей слабо владеют валеологическим содержанием, чаще всего активность таких детей инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору, деятельности. Ответы дошкольников сопровождаются комментариями, попытками объяснять свою мысль. У детей данной группы не оформлена валеологическая компетентность, они не подготовлены к решению конкретных валеологических задач. Дети обладают неустойчивой мотивацией или не мотивированы к здоровому образу жизни, не задумывается об этом.
Анализ проведенных методов наблюдения, опроса и индивидуальных бесед позволил сделать вывод о том, что уровень представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в основном — средний и низкий.
Результаты начала эксперимента показали необходимость и целесообразность проведения дальнейшей работы по формированию ценностного отношения у старших дошкольников к здоровому образу жизни. Таким образом, мы можем резюмировать, что забота о здоровье становиться национальным проектом и важной задачей дошкольных образовательных учреждений, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья. С самого раннего возраста вокруг детей необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.[3 c.10]
Список литературы
Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2010. — 592с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт.- сост. Т.Г. Карепова.- Волгоград: Учитель,2012. –с.170 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector