«Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Автор: Стороженко Ольга Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад №11»

Населенный пункт: г. Стерлитамак Республика Башкортостан

Тема: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Опубликовано: 26.09.2016 19:58

Получить свидетельство      Скачать материал


«Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Опыт работы показывает, что знакомство с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала с учетом его самобытности и региональных условий, рассматривается воздействие этнокультуры на формирование как духовно-нравственного здоровья, так и духовно-нравственных качеств.
Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Дидактическая игра способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных видов деятельности.
Игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре: особенно к дидактической. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Формируя у них устойчивое отношение к родной культуре, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, дидактические игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Задачи дидактических игр по ознакомлению детей с историей и бытом русского народа:
— Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
— Познакомить с культурным наследием предков.
— Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.
— Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
— Развивать нравственные качества личности дошкольника.
— Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти  свое место.
Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Таким образом, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей; он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия — для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш — для детей старшего дошкольного возраста).
В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам по средствам дидактической игры.
Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление детей с историей и культурой народов России состоит из трех серий: первая предусматривала ознакомление детей с историей и культурой своего народа; вторая серия — с историей и культурой другого народа; третья предусматривала закрепление и систематизацию знаний детей об истории и культуре разных народов России.
Первая игра знакомит детей с символикой республики и главного города, где проживает народ, с его достопримечательностями; вторая — с национальной одеждой народа, ее элементами и народными праздниками, третья — с жилищем и предметами быта; четвертая — с героями народных сказок; пятая — с народными музыкальными инструментами, песнями, мелодиями; шестая — с предметами декоративно-прикладного искусства.
Разработанный комплекс дидактических игр должен быть реализован в целостном педагогическом процессе, в котором дидактическая игра используется как средство приобщения детей к истории, культуре и быту, форма обучения и воспитания, метод и прием обучения, средство организации жизнедеятельности детей. Исходя из данных функциональных особенностей дидактических игр, разработан механизм реализации комплекса дидактических игр, который состоит из двух этапов.
Первый включал в себя проведение серий дидактических игр под руководством взрослого. Здесь игра выступала как деятельность под руководством взрослого, что стимулирует у детей осмысление, осознание и присвоение элементов быта и культуры.
Второй предусматривает введение дидактических игр в самостоятельную деятельность детей, где игра выступала как форма организации их жизни, в которой ребенок становился ее субъектом.
— содержание таких игр помогает освоению представлений о символике и достопримечательностях города и республики, в котором проживает народ, об элементах народного костюма, о народных сказках, играх, музыке, музыкальных инструментах, танцах, предметах декоративно-прикладного искусства;
— через игровые действия и содержание игр формируют интерес и отношение к ним;
— посредством игровых действий способствуют проявлению положительно-эмоционального отношения к этнонациональной культуре народов России;
— с помощью игровых правил формируют активность, инициативность, способность к волевой саморегуляции поведения;
— обеспечивают становление субъектной позиции в единстве и взаимосвязи ее компонентов.
Примерные темы дидактических игр:
«Помоги гончару»
«Подворье»
«Собери приданое девице»
«Дом»
«Собери бусы из бисера»
«Русский народный костюм»
«Подбери головной убор к сарафану»
«Собери узор»
«Сложи картинку»

Дидактическая игра
«Оденем куклу в русский народный костюм»
Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
Игровое задание: Одеть куклу.
Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

Дидактическая игра
«Русский народный костюм»

Цель: Формировать представления детей о народных костюмах различных губерний. Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении цепочки изображений. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не единой карточки.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с карточки, имеющей по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма. Если же таких изображений у нескольких человек, то играющие используют считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.

Дидактическая игра
«Подбери головной убор к сарафану»
Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.
Дидактическая игра
« Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.

Дидактическая игра
«Сложи картинку»
Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание:
1 вариант:
Составить картинку в точности по образцу.
2 вариант:
Составить картинку в точности по памяти.
Правила игры:
1 вариант:
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.
2 вариант
В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.

Дидактическая игра
«Русский народный костюм»
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: «кокошник», «кафтан», «лапти», «душегрейка».
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector