Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Боровинская Людмила Леонидовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Новопортовский детский сад

Населенный пункт: г. Салехард, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Опубликовано: 28.09.2016 12:56

Получить свидетельство      Скачать материал


Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки, в том числе привычки, способствующие здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи в ДОУ используются здоровьесберегающие технологии. Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. 
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В нашем ДОУ разработана технология здоровьесбережения, задачами которой являются:
• Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
• Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
• Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
 В детском саду используются разные технологии по здоровьесбережению дошкольников.
Медико-профилактическая технологии: медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. 
Задачи этой деятельности:
• организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
• организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, принятие кислородного коктейля, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
Физкультурно-оздоровительная технология: физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности: 
• развитие физических качеств;
• контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, 
• формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
• воспитание привычки повседневной физической активности;
• оздоровление средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами — в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии валеологического просвещения родителей. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
• консультации — «Здоровое питание», «Режим дня – залог здоровья»;
• спортивные праздники – «День здоровья», «Папа, мама, я — спортивная семья», «В здоровом теле — здоровый дух»,;
• папки-передвижки — «О плоскостопии, проблемах со зрением и развитии сколиоза у детей»;
• памятка: «Если хочешь быть здоров», « Береги свою жизнь».
В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:
• осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
• недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
• тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
• интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
• систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю);
 Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
• чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
• рациональная, неперегревающая одежда детей;
• соблюдение режима прогулок во все времена года;
• гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);
• хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком бодрящей гимнастикой после дневного сна. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное  действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра – занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей (любимые подвижные игры наших детей: «Мой веселый звонкий мяч», «Хитрая лиса», «Бегите ко мне»).
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен  не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр, в нашей группе мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: Бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча. Упражнения на полосе препятствий: проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой, проводятся работа по предупреждению вредных привычек и формированию полезных привычек.
Беседы, дискуссии, эксперименты (« Дружи с водой», «Как настроение?», «Пожалей свою кожу», «Приятного аппетита!», «Крепкие-крепкие зубы», «Держи осанку», «Расти здоровым!» и т.д.) имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Работая воспитателем в первой младшей группе, возраст от 2 до 3 лет, для укрепления здоровья детей в моей группе создан целый комплекс оздоровительной работы, по которой я организую свою деятельность.
Утренняя зарядка ежедневно, с предварительным проветриванием помещения.
Таблица — 1. Утренняя гимнастика в первой младшей группе «Веселые лягушата»
На зарядку солнышко поднимает нас
Исходное положение: сидя на стуле. Медленно подняться.
Поднимаем руки вверх по команде:
« Раз!»
Руки через стороны поднять вверх
А над нами весело шелестит листва
Кисти рук поочередно поворачивать вправо-влево
Опускаем руки вниз по команде: « Два»
Руки через стороны поднять вверх,
покачать ими вправо-влево.
Руки подняли и покачали — это деревья
в лесу
Руки через стороны поднять в верх, покачать ими вправо влево.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер
сбивает росу
Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз.
В сторону руки. Плавно помешаем — это к нам птицы летят.
Поднять руки в стороны.
Взмахивать руками как крыльями
Как они сядут, покажем-
Крылья им сложим назад.
Неглубокое приседание.
Руки завести назад за спину, соединить ладони вместе.
Руки в сторону расставим,
Правой левую достанем.
А потом — наоборот,
Будет вправо поворот.
Стоять ноги врозь, руки в стороны. Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой.
Поворот вправо, левой ладонью хлопок по правой.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись еще разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире!
Делая хлопки, повернуться вокруг себя.
Хлопки в ладоши.
Приподнять плечи, руки развести в стороны.
Опускаешь руки вниз,
И на корточки садись!
Плавно опустишь руки.
Присесть на корточки
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли дети погулять
Ходьба на месте
Остановились на лугу,
Дальше я быстрей пойду
Приостановиться
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Бег на месте
Лютики, ромашки, желтенькие кашки
Мы собрали на поляне
Полуприседания влево-вправо с отводом руки
И букет подарим маме
Развести руки в стороны и показать, какой букет собрали.

Таблица — 2. Закаливающая гимнастика ежедневно, по мере пробуждения детей
По тропинке Леший шел,
На полянке гриб нашел.
— ходьба на месте

Раз – грибок, два – грибок,
Вот и полный кузовок

— приседания
Леший охает – устал,
Оттого что приседал.

— потягивания
Леший сладко потянулся
А потом назад прогнулся,
А потом назад нагнулся

— наклоны
И до пола дотянулся (наклоны).
И направо и налево повернулся
— повороты туловища
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку
— приседают

Раз, два, три, четыре, пять
Будем дружно мы шагать.
Всем, всем добрый день.
Ходьба.
Подтянуть руки вверх и помахать ими друг другу.

Таблица — 3. Мыть руки с самомассажем, пальчиковая гимнастика ежедневно. С младшего возраста ежедневно, совместно с воспитателем и под руководством воспитателя в помещении и на свежем воздухе.

Этот пальчик мой танцует
Дети стучат указательным пальцем по бедру
Этот вот кружок рисует
делают круговые движения средним пальцем
Этот пальчик ловко скачет
дети стучат указательным пальцем по бедру
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик мой малышка,
царапают мизинцем по ноге
Коготком скребет как мышка.
А большой мой, толстячок,
прижимают большой палец к ладони
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку
сжимают и разжимают пальцы
Пальцы делают зарядку,
Что, устали? Отдыхайте,
сжимают пальцы в кулачок
Спите, пальцы засыпайте!

Дыхательная гимнастика 2-3 раза в день во время утренней зарядки, прогулки, после сна.
“Большой и маленький”: Исходное положение – основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение (“Какой я большой”). На выдохе опуститься в исходное положение и со звуком “у-х-х” присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову (“Какой я маленький»).
Подвижные игры с физическими упражнениями ежедневно, во время утренней и вечерней прогулки, подгруппами или индивидуально, учетом двигательной активности детей.
«Бегите ко мне»
Цель. Развивается умение детей действовать по сигналу педагога, бежать в прямом направлении одновременно всей группой.
Описание. Воспитатель предлагает детям встать на одной стороне зала, так, чтобы не мешать, друг другу, а сам переходит на противоположную сторону зала и говорит: «Бегите ко мне!». Дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, педагог переходит на другую сторону зала и вновь говорит: «Бегите ко мне!». Игра повторяется 3-4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает детям, что бежать можно только после слов: «Бегите ко мне!»
Физиопроцедуры – чесночные киндеры.
В результате использования данных технологий появляется динамика улучшения здоровья детей.

Используемые источники:
1.http://folk-med.ru/dyihatelnaya-gimnastika-a-n-strelnikovoy.html
2. Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования. Интернет-портал «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru/attachment.aspx?id=31560
3.Рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Интернет-портал «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/419288/
4.Обобщение опыта по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании» Интернет-портал «Сообщество взаимопомощи учителей pedsovet.suhttp://pedsovet.su/load/47-1-0-26337
5.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2010.
6.Педагогика и психология здоровья под ред. Н.К. Смирнова. — Москва АПКиПРО, 2003г.
7.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – Москва, 2006г.
8. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С.21 – 28
9.Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2009.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector