«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольной организации с обучающимися (воспитанниками)»

Автор: Задорина Ольга Юрьевна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 (МАДОУ детский сад № 16)

Населенный пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область

Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольной организации с обучающимися (воспитанниками)»

Опубликовано: 28.09.2016 17:06

Получить свидетельство      Скачать материал


Инструктор по физической культуре
МАДОУ детского сада № 16
г. Екатеринбурга
Задорина Ольга Юрьевна
«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольной организации с обучающимися (воспитанниками)»
Свою работу по физическому развитию обучающихся (воспитанников) я простраиваю на основании нормативно правовых документов, регулирующие развитие спорта в дошкольном образовании, а именно:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)».
• Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р (далее – Стратегия развития физической культуры и спорта);
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.).
• Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования.
• СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26), изменения СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 от 27.08.2015 г. № 41.
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта в дошкольном образовании направлена на физическое воспитание дошкольников, обучение отдельных элементов спортивных техник, формирование культуры здорового образа жизни, общее оздоровление, приобретение уверенности в собственных силах.  В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательная программа любой дошкольной организации должна предусматривать такую образовательную область, как физическое развитие воспитанников.
Ключевым документом применительно к рассматриваемому вопросу являются СанПиН 2.4.1.3049-13, которыми разъясняется, что физическое воспитание обучающихся (воспитанников) в дошкольных образовательных организациях должно быть направлено на оздоровление, расширение физических возможностей детского организма, совершенствование двигательных навыков.  Задачи достижения дошкольниками конкретных спортивных результатов во время физкультурных занятий СанПиН 2.4.1.3049-13 не ставятся. Требованиям к организации физического воспитания и спорта в дошкольном образовании посвящена отдельная глава СанПиН 2.4.1.3049-13. Согласно п. 12.2. данного документа двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста воспитанников и времени года. Рекомендуется использовать такие формы спорта в дошкольном образовании, как утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультминутки, подвижные игры, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание.
Исходя из выше сказанного перед собой, я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников) через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического развития, учитывая индивидуальные возможности ребенка.
На основании цели мною проведен анализ педагогической деятельности и выбраны основные задачи в соответствии с принципами ФГОС ДО:
• обогащение развивающей предметно — пространственной среды, материалами и средствами обучения, обеспечивающие физическое развитие, укрепление здоровья и индивидуализацию каждого воспитанника с учетом его здоровья, возможностей и интересов;
• поддержка спортивной, здоровьесберегающей инициативы воспитанников через внедрение и реализацию современных образовательных технологий;
• повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах физического развития и спортивного образования детей посредством внедрения в практику партнерской деятельности;
• организация взаимодействия педагогических и руководящих работников посредством нетрадиционных педагогических форм и методов направленные на развитие качественного дошкольного образования;
• обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях.
Основная часть творческой презентации
В процессе педагогической работы, наряду с традиционными формами организации двигательной деятельности внедряю нетрадиционные: интегрированные, занятия-путешествия, сюжетные по литературным произведениям, игровые, театрализованные, по принципу круговой тренировки, по карточкам, кубикам, схемам, интегрированные с презентацией, построенные на упражнениях с элементами спорта, из несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений.
Физическое развитие обучающихся (воспитанников) провожу по подгруппам (гендерный подход) и строю с учётом психофизических возможностей мальчиков и девочек, что даёт возможность развивать в девочках гибкость, пластику, грациозность, а в мальчиках выносливость, силу, ловкость.
В своей работе с воспитанниками я опираюсь на:
• оздоровительную технологию Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», в основе которой лежит комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых определена в понятие «здоровый образ жизни ребёнка»;
• программу «Играйте на здоровье» Волошиной Л. Н, Куриловой Т. В., которая базируется на использовании игр с элементами спорта;
• технологию «Старт» Л. В. Яковлевой — акробатические упражнения, упражнения на нестандартном для дошкольников оборудовании;
• метод эвритмической гимнастики Эмиля Жак — Далькроза;
• танцевально-игровой гимнастики для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ».

Развивающая предметно – пространственная среда
Важным направлением в формировании у обучающихся (воспитанников) основ здорового образа жизни является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда (далее РППС), прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Для обогащения РППС, материалами и средствами обучения, обеспечивающие физическое развитие, укрепление здоровья обучающихся (воспитанников) совместно с детьми и родителями (законными представителями) создали нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками:
• дорожку здоровья «Стопотерапия» (на спортивном участке). Массаж рефлекторных зон стоп воздействует на многие системы человека, является профилактикой плоскостопия и других заболеваний опорно – двигательного аппарата. При воздействии на биологически активные точки стоп и проекционные зоны внутренних органов достигается не только общеукрепляющий эффект, но и улучшается функциональное состояние внутренних органов за счет механического массажа стоп;
• оборудование для перешагивания и прыжков из картонных труб (из-под линолеума);
• скакалка из крышек. Материал: разноцветные крышки, две ручки от 5 литровых бутылок, шило, шнур. Задачи: обучать детей прыгать через скакалку, развивать прыгучесть, ловкость, внимание. Использование: для прыжков, а также данное пособие может служить как для метания в цель, если скакалку соединить в круг;
• «Спортивные кубики» Изготовлено из пластмассовых кубиков, бумаги с силуэтами человека, выполняющего различные упражнения. Предназначено для использования в самостоятельной игровой деятельности, организованной образовательной деятельности, для работы дома с родителями (законными представителями). Способствует укреплению мышц тела, развитию общеразвивающих упражнений, внимания, координации движений, быстроты реакции;
• «Разноцветные шары». От стенки до стенки натянуты 2 лески, на них продеты по 10 разноцветных шаров, которые можно передвигать. Длина лесок в зависимости от спортивного зала. Цель использования: профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД. Передвигаются шары при помощи гимнастической палки или обруча.
Инновационный подход в создании РППС спортивного зала, групповых помещений, участков, позволил мне организовать её в виде спортивно — творческих «комплексов», которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности физического развития обучающихся (воспитанников), экспериментирования со спортинвентарём, физкультурным оборудованием и исследовательского интереса каждого ребёнка. Компонентами спортивно- творческих «комплексов» являются такие мини-центры в группах, как: «Юные гимнасты», «Спортивный тренажерный комплекс», «Школа мяча», «Баскетболисты», данные мини – центры в группах обогащают широким спектром эмоциональных впечатлений, создают основу для разнообразных видов двигательной деятельности.
Достижения обучающихся (воспитанников)
Отстающими в физическом развитии детей, провожу индивидуальный подход: выполняем упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров (беговая дорожка, велотренажер, батут, эллипсоидный тренажер), некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений.
С целью обеспечения возможности самореализации одарённой личности в различных видах двигательной деятельности мною была организована физкультурно-оздоровительная группа «Весёлые старты». Дети, посещающую данную группу отличаются от других детей высокими показателями в силе, беге, прыжках, метании.
Это стало видно в результатах районных и городских соревнований:
• «Фестиваль здоровья» — 2014 г. – грамота, 4 место (район);
• «Фестиваль здоровья» — 2015 г. – диплом 3 место (район);
• «Фестиваль здоровья» — 2016 г. – диплом 2 место (город).
Так же, мои воспитанники являются призерами и дипломантами:
2014 г.
Всероссийская викторина «Мы и спорт», диплом II степени;
2015 г.
Международный конкурс – игра по физической культуре «Орленок», грамота 2 место;
2015 г.
Международная олимпиада по ОБЖ, диплом I степени;
2016 г.
Общероссийский конкурс «Мы со спортом дружим», диплом I степени;
2016 г.
Международный конкурс – игра по физической культуре «Орленок», грамота 1 место.
На протяжении трех лет, занимаясь с дошкольниками, и используя нетрадиционное оборудование и современные технологии, я обратила внимание на то, что:
• дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение;
• дети стали более ловкими, выносливыми и сильными с 58 % до 83 %;
• в среднем повысилась посещаемость физкультурных занятий обучающимися (воспитанниками) с 79 % до 92 %;
• дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны;
• анализ проведенной работы по профилактике и предупреждению плоскостопия прошлых лет, дает возможность сделать выводы об имеющейся тенденции к улучшению и укреплению голеностопных мышц и свода стопы. Это показывает нам плантография и статистика: в 2014 — 2015 учебном году по индивидуальному маршруту занимались 45 детей, с нормальным сводом стопы выпущено 14 воспитанников; 2015 — 2016 учебном году из 43 детей — 19 воспитанников.
Выпускники дошкольной организации продолжили занятия по физическому развитию в цирковой студии – 6 % детей, в детской спортивной школе по лёгкой атлетике – 11 % детей, по художественной гимнастике – 9 % детей; фигурному катанию – 3 % детей, плаванию — 23 %, хоккей на траве – 6 % детей.
Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе дошкольной организации традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
Педагогическая деятельность с педагогами дошкольного образования
В настоящее время в нашем детском саду непрерывная образовательная деятельность (НОД) по физической культуре и физкультурные досуги проводятся совместно с воспитателем, что способствует осуществлению принципа интеграции образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В свою очередь, как и положено оказываю помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников:
• подбираю упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики;
• помогаю организовать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке;
• оформляю рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
Для того чтобы воспитатель был первым моим помощником, с ним надо регулярно взаимодействовать. Поэтому я консультирую воспитателей, даю необходимые советы, оказываю помощь, знакомлю воспитателей с планом работы, обращаю внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть ребёнок. На практических занятиях помогаю воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю методической работе (игры-практикумы, консультации в форме презентации, мастер-классы, тетради взаимодействия с педагогическим работниками).
В 2014 году провела для педагогических работников дошкольных организаций районный семинар – практикум «Здоровый образ жизни дошкольников посредством нетрадиционного физкультурного оборудования».
В 2015 году провела методическое объединение инструкторов по физической культуре «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки дошкольника».
В 2016 году организовала открытое спортивное мероприятие для педагогов района «Спортивные игры в физическом развитии обучающихся (воспитанников).
В 2015 году совместно с педагогическими работниками разработали и внедрили детско – взрослый проект «Здоровенькие ножки и спинка», за данный проект в 2016 году был получен диплом I степени Всероссийского конкурса «Элита российского образования»
В своей работе для решения поставленных задач привлекаю также медицинских работников, которые проводят с детьми беседы о здоровом образе жизни, в соответствии с утвержденным планом работы валеологической направленности.
Педагогическая деятельность с родителями (законными представителями)
Важным аспектом своей педагогической деятельности я считаю работу с родителями (законными представителями) своих обучающихся (воспитанников), их заинтересованность в педагогическом и воспитательном процессе, в понимании жизненных прерогатив, что дают детям занятия физической культурой.
Родители выступают, как социальные партнёры в едином образовательном процессе. Социальное партнёрство – это один из инновационных подходов в моей работе. И именно в семье, в дошкольной организации на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
С целью партнерского и активного участия семьи в педагогическом процессе физического развития, созданы совместно с родителями (законными представителями) следующие проекты: 
• «Здоровая семья», 
• «Здоровье с детства»,
• «Азбука здоровья» — валеологической направленностью.
Периодически организуем совместно с родителями (законными представителями) фотовыставки:
• «Наши чемпионы», 
• «Спортивная жизнь семьи», 
• «Летние виды спорта в семье»,
• «Зимние виды спорта в семье»,
• «Закаленная семья»
Это способствует организации семейного совместного досуга и отдыха в выходные дни, во время отпуска, семейных методов и способов закаливания детей.
Совместно с родителями проведены спортивные праздники, что способствовало укреплению семей, дружбе между семьями, выявлению талантов среди родителей, укреплению здоровья: 
• «Мой спортивный папа»,
• «Моя спортивная мама»,
• «Папа, мама, я – спортивная семья»,
• «Зимняя олимпиада в Сочи»,
• «Летняя олимпиада в Рио»,
• «Фестиваль спортивной семьи»,
• спортивный квест «Тайна спорта».
 Очень удачной формой работы показала совместная утренняя гимнастика, «Вместе с папой, вместе с мамой», которые формируют у родителей (законных представителей) основы грамотности по физическому развитию детей.
В работе с родителями использую разнообразные формы работы:
• родительские собрания,
• индивидуальные консультации,
• дни открытых дверей,
• дни здоровья,
• походы,
• консультации-практикумы,
• издание информационной газеты «Физкульт – УРА!» (1 раз в квартал),
• анкеты,
• изготовление семейных стенгазет и альбомов.
Основная цель данных мероприятий — помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, родителям — установить эмоционально- двигательный контакт с детьми.
Заключение
Моя профессиональная концепция дошкольного образования направлена на проектно – целевой подход, который обеспечивает достижение цели и задач, определяющие качественное образование и социализацию дошкольников.
На основании нормативно правовых документов, регулирующие развитие спорта в дошкольном образовании, приоритетными задачами в моей педагогической деятельности на перспективу ставлю:
• продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, у всех участников образовательных отношений;
• внедрение и реализация «степ – аэробики» для дошкольников;
• для родительской и педагогической общественности создать раздел на сайте дошкольной организации «Кластер здоровьесбережения», с публикацией проектов, видео – роликов мастер – классов по использованию той или иной образовательной технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста.
За время моей немаленькой педагогической деятельности я научилась:
• делиться с коллегами инновационными находками и оказывать помощь;
• рационально использовать свое рабочее время;
• вносить положительный настрой в коллективе.

Я увлечена профессией, своим делом, осознаю важность и нужность работы.
Я счастлива, когда ребята с удовольствием идут ко мне в спортивный зал.
Вот это то, к чему я так стремилась.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector