Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Надолько Светлана Анатольевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: Детский сад № 51 «Улыбка» — филиал АН ДОО «Алмазик»

Населенный пункт: п.Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

Тема: Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Опубликовано: 28.09.2016 18:01

Получить свидетельство      Скачать материал


Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО.
Ст. воспитатель
Надолько С.А.

Дошкольный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Проблема воспитательных влияний дошкольного образовательного учреждения и семьи не нова. Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  В Ст.44 говорится:
• Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
• Органы государственной власти и органы местного  самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой  коррекции нарушений  их развития
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.П.1.6. 9
 В соответствии с ФГОС  детский сад обязан:
•      информировать родителей  (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания   образовательных проектов  совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем  занимается их ребенок).
5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
Можно выделить пять уровней участия родителей:
• оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга определённым навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду  находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.
Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
• анкетирования, личные беседы, наблюдения, посещение семьи;
• консультации; 
• создание ситуаций взаимодействия:
-совместный труд (приглашение родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.)
-досуг;
-занятия с родителями и детьми.
К коллективным формам работы с родителями относятся:
•  родительское собрание ( в форме дискуссий, круглых столов, с использованием видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий);
• исследовательско — проектные, ролевые, деловые игры;
• открытые занятия;
• конкурсы;
• мастер-класс;
• праздники;
• физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• акции;
• совместные экскурсии;
• выставки.
К наглядно-информационным относятся:
• информационные листки;
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• родительская газета;
•  папки–передвижки, 
• социальные сети;
• создание индивидуального сайта группы.
Таким образом, основные подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания строятся на понимании структуры взаимоотношений в семьях и уровне педагогической культуры родителей в семье. Но, к сожалению, до сих пор не хватает разработанных методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского сада с родителями, относящимися к разным уровням педагогической культуры и обладающими различными взглядами на процесс развития, воспитания и обучения детей, тем более, на выбор приоритетных направлений взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.
Однако учет типологических групп может стать основой для разработки методических рекомендаций по оптимизации семейного воспитания в группах родителей с разным уровнем педагогической культуры, что может быть полезным для организации педагогических условий эффективного сотрудничества педагогов и психологов ДОУ с семьями своих воспитанников.
Об эффективности проводимой в детском саду работе с родителями свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности в совместных мероприятиях.

Список литературы
• Глебова С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. С. 111.
• Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. — М., Айрис-пресс, 2006. — 144 с.
• Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: кн. для воспитателей детского сада и родителей; пер. с фин. — М., 1993.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector