Шестилетний ребенок — дошкольник или ученик? Психологическое здоровье ребенка и его подготовка к школе

Автор: Федосеева Наталия Александровна

Должность: Педагог-психолог

Учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида № 31»

Населенный пункт: г. Братск, Иркутская область

Тема: Шестилетний ребенок — дошкольник или ученик? Психологическое здоровье ребенка и его подготовка к школе

Опубликовано: 28.09.2016 18:24

Получить свидетельство      Скачать материал


Шестилетний ребенок — ученик или дошкольник? Психологическое здоровье ребенка и его подготовка к школе.

Последние десятилетия неизмеримо возрос образовательный уровень семьи и общества. Большинство родителей сегодняшних детей имеют высшее образование. Это качественно изменило социальную среду, в которой растет ребенок. Преобразилось содержание детских занятий, появились игрушки, которые все больше способствуют умственному развитию детей.
Многие родители увлечены идеей раннего развития, стремятся к тому, чтобы их ребенок вырос уникальным. Они торопятся, как можно раньше обучить его чтению, письму и счету.
Детские психологи подтверждают, что к ним все чаще приводят на диагностику шести — и даже пятилетних дошколят с просьбой выдать заключение о том, что дети готовы к школе. Родители приводят аргументы в защиту раннего поступления в школу:
— они уверены, что лишний год в детсадовской группе способен затормозить развитие их одаренного малыша;
— в школе он будет тянуться за более взрослыми одноклассниками, стремясь узнать как можно больше новой информации, что затруднительно в условиях детсадовской группы.
-напоминают, что в Европе дети начинают ходить в школу с шести и даже пяти лет. Хотя, на самом деле то, что в европейских странах считается начальной школой, мы называем обычным детским садом. Занятия в подготовительных группах отечественного дошкольного учреждения практически совпадают с тем, что изучают дети в 1-м и 2-м классах стандартных западных школ.
Все это способствует формированию мнения, что раннее обучение приносит всем детям исключительно пользу, они вырастают талантливыми и целеустремленными.

Педагоги дошкольных групп, учителя начальной подготовки и психологи согласны с тем, что шестилетний возраст является сенситивным, т.е очень благоприятным периодом для развития и обучения ребенка, но раннее проявление у ребенка каких-либо способностей ничего не говорит о его готовности или неготовности к школе. Даже несомненные математические способности не могут быть гарантией успехов на школьных уроках математики. Для успешного учения в школе необходимо еще многое другое, чего у дошкольника пока просто нет.
Организм ребенка к этому возрасту достигает уже известной степени зрелости, но еще не закончено развитие важнейших для обучения в школе функций коры головного мозга.
Чем младше ребенок, тем сильнее выражено у него преобладание процессов возбуждения над торможением. К 6 годам значительное развитие получают такие свойства нервных процессов, как сила и уравновешенность, но они еще не устойчивы. Школьные нагрузки ведут к быстрой утомляемости нервной системы ребенка, это приводит к отвлечениях во время занятий. Шестилетние дети не могут длительно сосредоточиваться на одной и той же  работе,  подолгу  сидеть неподвижно  и  молча.  Длительное статическое напряжение противопоказано в этом возрасте. Внимание дошкольников все еще остается непроизвольным, оно опирается в основном на эмоциональную заинтересованность, концентрируется на предмете, который оказывает сильное эмоциональное впечатление, захватывает своей новизной, необычностью, яркостью. Объем внимания тоже еще небольшой, не достаточно развито умение планировать, координировать свои действия, поэтому на занятиях многие дети не могут удержать и запомнить все задание, в связи с этим оно выполняется не до конца или неправильно. Инструкция для дошкольников должна быть краткой или же даваться поэтапно.
Шестилетки стремятся все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах (т.к. данные виды мышления являются более развитыми по сравнению с словесно-логическим). Большое место на занятиях в детском саду отводится практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом, а в школе все иначе. Решать задачу отвлеченно гораздо труднее, сказывается недостаточное развитие понятийного аппарата, и абстрактного мышления.
Лишь к 7—8 годам доминирующую роль начинает играть левое полушарие мозга ребенка, с ним связано развитие второй сигнальной системы — восприятие речи. Это имеет большое значение в школьном обучении, так как оно основано на вербальном, словесном преподавании многих школьных дисциплин.
В дошкольном возрасте идет и медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, связанные с письмом, требующие точности, особенно написание мелких букв для шестилетнего дошкольника представляют трудность, а в школе писать нужно много и постоянно.
Не получил еще полного развития опорно-двигательный аппарат ребенка, костная и мышечная системы. Не закончено окостенение всех отделов грудной клетки ребенка. Увеличение статической нагрузки при длительном сидении, и неправильная поза во время занятий, вызывают искривления позвоночника. Нагрузка на глаза также оказывает неблагоприятное воздействие на организм.
Поведением ребенка 6 лет в значительной степени еще движут эмоции. Так, дисциплина 6-летних детей на занятии, держится в основном на эмоциональной заинтересованности, и на эмоциональном отношении к педагогу, желании награды, похвалы. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативные, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям педагога.
Завышенная и в целом неустойчивая самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», — это воспринимается как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний учителя вызывает у детей 6-ти лет тревожность, состояние дискомфорта. В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах, а в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не может удовлетворяться в полной мере.
Наиболее серьезные возражения против школьного обучения в этом возрасте приводил в свое время Д. Б. Эльконин. Он писал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период.
Что же происходит с ребенком, если он все-таки попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные особенности? У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушаются сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе.
Со смещением возрастных границ младшего школьного возраста приобретает особую актуальность и новый аспект — проблема мотивационной готовности к школе. Безусловно, у детей 6-7 лет возникает тяга к школе, желание учиться. Однако следует помнить, что большинство шестилетних детей, приходя в школу с желанием учиться, смутно представляют конкретные формы и содержание обучения. Такие представления в высшей степени формальны. В реальном столкновении с действительностью положительное отношение к школе может разрушиться, превратиться в нейтральное или даже отрицательное.
Педагоги, психологи, изучающие этот вопрос, работающие с шестилетними детьми, считают, что обучение детей этого возраста должно быть связано с обязательным соблюдением следующих условий:
-Квалифицированные педагогические кадры, знающие возможности и особенности 6-летних детей.
— Содержание, методы и формы обучения, адекватные возрасту.
— Образовательный процесс должен быть сориентирован не столько на предметное содержание образования, сколько на интересы и склонности самого ребёнка.
— Образование должно проходить преимущественно в игровых формах и не может быть связано рамками привычной для школы дисциплины
— Определённые материально-технические и медико-социальные условия, ориентированные на возрастных особенности этих детей. Детям необходим дневной сон,  пространство  для игр, игрушки, место для прогулок с игровым оборудованием. Должны быть созданы условия для проведения общеукрепляющих и оздоровительных процедур и многое другое.
В документах МО РФ прописаны многие из этих условий.
Тем не менее, практика показывает, что современная начальная школа в массе своей не может обеспечить такие условия детям 6 лет. Для этого отсутствуют как материальные, так и организационные основания.
Комплексное исследование разных сторон развития 6-летних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее, психологически комфортно — при обучении в подготовительных группах детского сада по сравнению с первыми классами школы. Детсадовский ритм жизни, особенности образования, стиль общения детей с педагогом и между собой больше отвечает уровню развития психики ребенка-дошкольника; он остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах, а в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется; 6-летний ребенок по особенностям своего психического развития остается дошкольником.
Последний год, который проживают дети в детском саду, очень важен. Современная образовательная программа детского сада нацелена на реализацию преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования посредством совместного развития ведущей деятельности каждого периода детства – игры и учебной деятельности. Это важный фактор психического развития ребенка и безболезненного перехода к последующей ступени образования. Методика работы со старшими дошкольниками соответствует этому требованию. Главной задачей работы считаю создание условий для наиболее полного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности в детском саду происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач и формирующих у ребенка необходимый уровень обучаемости. Это проявляется в усложнении содержания всех видов детской деятельности, в овладении детьми более сложными способами их осуществления, в освоении новых форм сотрудничества.
Психологическое сопровождение по формированию готовности детей к школе осуществляется в различных играх. Игра как средство подготовки к школе носит обучающий, развивающий характер. В игре формируются все необходимые знания, умения, навыки, обеспечивающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. Под влиянием коммуникативных игр, а также игровых упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы у детей складываются нормы общественного поведения, которые в дальнейшем переносятся ими за пределы игры. Игра способствует формированию самооценки дошкольника. Она создает благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребенка в самоутверждении. Велико значение игровой деятельности в развитии сознательного желания учиться.
В игре, как в ведущей деятельности дошкольников активно формируются компоненты интеллектуальной готовности к школе. Перестраиваются все психологические процессы: значительно повышается острота восприятия; раньше и легче выделяется сознательная цель запоминать и припоминать; увеличивается устойчивость и объем внимания; складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта. Активно формируется способность становиться на точку зрения партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции. Тем самым создается возможность преодоления эгоцентризма детского мышления, переход ребенка на более высокую ступень интеллектуального развития.
Интеллектуальная деятельность обязательно должна быть разнообразной. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность. Следует постоянно менять формы игровых заданий, стимулировать познавательную активность детей, создавая атмосферу напряженной умственной коллективной работы. Побуждают интеллектуальную активность игры, требующие установления сходства и различия; требующие объяснения способов действия и осмысления полученных результатов; связанные с рассуждением, установлением причинно-следственных связей, предполагающие прогнозирование результатов действия. Развивают мыслительную активность детей игровые задания, направленные на поиск и исправление ошибок, выбор правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии.
Необходимо постепенно усложнять задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления. Например, упражнение в словесном описании предмета проходит в виде игры «Что предмет расскажет о себе?». Принимая на себя роль предмета, ребенок от его имени рассказывает, какой он, что умеет делать и даже какой у него характер (мяч – веселый; ножницы — трудолюбивые). Такое описание предмета придает детским высказываниям эмоциональный характер. Затем ребятам предлагается более сложная игра «Задай вопрос и узнай, что задумали». Ведущий загадывает предмет, а дети с помощью вопросов отгадывают его. Самостоятельно формулируя вопросы, выделяя из них существенные и несущественные для выполнения задания, дети получают практику проблемного поиска.
Для интеллектуальной подготовки детей к школе большое значение имеет сформированность «знаковой функции». На занятиях в игровой форме дети приходят к пониманию того, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы, цифры). Ребята способны построить чертеж, представляющий условие логической задачи и решить ее на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся все более условными, так как старшие дошкольники, запоминая этот принцип, могут уже как бы «нарисовать» данные изображения в уме, в сознании, то есть у них формируется «знаковая функция сознания». На занятиях в игровой форме педагог последовательно учит детей планированию. Сначала они учатся действовать по готовому плану, затем составляют его вместе с взрослым, а после этого учатся самостоятельно планировать свою деятельность. Наличие таких внутренних опор, знаков, планов дает возможность детям решить в уме уже достаточно сложные задачи, улучшить память, внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности.
Обучение детей ориентировано на «зону ближайшего развития ребенка». Слишком простой материал не вызывает интереса, не создает радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживает интеллектуальную активность. Организуя интеллектуальную деятельность необходимо помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достижением ребенка. А в игре, экспериментировании, решении проблемных ситуаций, применении методики «мозгового штурма», как раз появляется интерес и эмоциональный отклик, рождаются интересные идеи. Полезно предложить ребенку самому видоизменить игровое задание или придумать новое. Это пробуждает желание проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в процессе поиска их решения, развивает мыслительные операции, внимание, память, речь.
Целенаправленное сотрудничество воспитателя и психолога в работе с детьми, основанное на подходе к детям с «оптимистической гипотезой», то есть с верой в его возможности ориентирует ребенка на достижение лучших результатов, дает ощущение роста своих возможностей. Гуманно-личностный подход к детям подразумевает учет интересов самих детей, ощущение «свободного выбора» в решении познавательных задач, поощрение творчества и самостоятельности, установление атмосферы взаимного доверия, которая пробуждает успешность ребенка, радость познания, веру в свои силы и возможности, в дальнейший успех. Такой подход составляет необходимое условие полноценного развития и подготовки ребенка к школе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector