Роль художественных произведений в формировании нравственных качеств ребенка

Автор: Рогова Любовь Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад №27 «Филиппок»

Населенный пункт: г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская область

Тема: Роль художественных произведений в формировании нравственных качеств ребенка

Опубликовано: 29.09.2016 19:46

Получить свидетельство      Скачать материал


Роль художественных произведений в формировании
нравственных качеств ребенка.
Воспитатель
Рогова Любовь Владимировна

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. В.Г. Белинский говорил: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека».
Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у ребенка представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.
Произведения детской художественной литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей, помогают воспитанию основ коммунистической морали. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, сам как бы становится участником передаваемых событий, сочувствует добру, осуждает зло. Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Характерное для сказки торжество справедливостью победа добра над злом вызывает сочувствие у ребенка. Любимыми сказками детей являются «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка» и многие другие. Сказка всегда встает на защиту бесправного, обездоленного («Дочь и падчерица», «Лиса, заяц и петух»), В сказке ребенок видит удивительные примеры подлинной дружбы («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), Положительный герой сказки всегда трудолюбив, справедлив, отважен, он защищает слабого, преодолевает препятствия, достигает намеченной цели. Героем сказки может быть не только Иван-Царевич, но и Иванушка-дурачок, и маленькая девочка, и кот, и петух.
Поучительны и народные песенки, которые слышит ребенок с самых ранних лет. В песенках с большой теплотой говорится о труде:
Наша Катя подрастет.
Катя силки наберет,
Будет по воду ходить…
В песенке «Сорока-ворона» каши не получает тот, кто «воду не носил, дров не рубил, каши не варил».
Песенки воспитывают любовь к природе, животным:
Уж как я свою коровушку люблю…
Уж ты, котя-коток!
Котя, серенький лобок!
Ты рябинушка, ты кудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла?
В течение многих веков сказка и песенка любовно и мудро поучает ребенка, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.
Доступные детям произведения классиков пользуются любовью детей и не утратили своего большого воспитательного воздействия. Рассматривая иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, ребенок, увидев старуху, сидящую у разбитого корыта, говорит: «Так тебе и надо, жадная!». Каждый рассказ, каждая басня Л.Н. Толстого, написанные для детей, глубоко содержательны и поучительны.
Книги советских писателей — В.В. Маяковского, К.И. Чуковского, А.П. Гайдара. С.В. Михалкова и многих других, пронизаны гуманизмом, говорят детям о любви к Родине, о честности, героизме, дружбе.
В.В. Маяковский в книге «Что такое хорошо и что такое плохо?» просто, доходчиво, на конкретных примерах показывает маленьким детям хорошее и плохое в их поведении, не скрывая своего отношения к этому. О защитнике слабого он говорит:
Этот мальчик так хорош,
Загляденье просто!
Гневом звучат слова поэта:
Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже ставить в книжку.
Во всех книгах В.В. Маяковского для детей чувствуется искреннее желание того, чтобы дети выросли «истинными силачами коммунистами».
Труд как основа жизни советского человека показан детям в стихах В.В. Маяковского («Кем быть?»), С.Я. Маршака («Пожар», «Почта», «Как рубанок сделал рубанок»), С.В. Михалкова («Данила Кузмич», «А что у вас?»), в рассказах Е.А. Помяка. С.А. Баруздина и других. Такие книги, рассказывая детям о разнообразном полезном труде, способствуют воспитанию уважения к рабочему классу, интереса к различным видам деятельности, желание самому трудиться. Пожарник Кузьма, почтальон — любимые герои творческих игр детей.
Книги «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, «На заставе» А.Л. Барто. «Дозор» Э.Н. Александровой и многие другие в интересной, доступной форме говорят детям о героических поступках не только взрослых, но и детей.
Сказки К.И. Чуковского полны веры в победу добра и справедливости, в торжество всего светлого. Его герои: добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, Бесстрашные Бибигом, крокодил, удалой комарик — вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные черты характера. Без назидательности от остроумие высмеивают неряшливость. Трусость, зазнайство.
Глубоким патриотизмом проникнут рассказ А.П. Гайдара «Чук и Гек», о котором сам автор сказал «светлый как жемчужина». В нем он говорит детям о любви к Родине, о дружной советской семье, об их большом груде, о красоте природы и о грандиозных просторах нашей Советской земли.
Доступные детям-дошкольникам книги о В.И. Ленине помогают с самого раннего детства воспитывать к нему любовь и уважение. Книги А.Т. Кононова «Рассказы о Ленине» говорит детям о революционной деятельности Владимира Ильича, о его любви к народу, о понимании им нужд рабочего класса. Рассказы «Кочегар поезда № 71», «Субботник», «Елка в Сокольниках» и другие рисуют образ В.И. Ленина эмоционально, в доступной форме. Я.М. Пинясов в книге «Обыкновенные варежки» рассказывает, каким внимательным к людям, чутким, заботливым был В.И. Ленин.
Простой, искренний рассказ о В.И. Ленине Н.К. Крупской знакомит детей с его ролью в борьбе за рабочее дело.
Очень важно, чтобы ребенок с детства научился любить и беречь родную природу. В чувстве любви к природе заложено начало патриотизма. Об этом неоднократно писал К.Д. Ушинский, который высоко ценил роль родного слова в воспитании любви к Родине.
И народное творчество, и стихи наших классиков, и произведения советских поэтов рисуют картины родной природы, которые запоминают дети. Это или широкая равнина, по которой идет Аленушка и братец Иванушка: «Идут они по дальнему пути, по широкому полю. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»); или сад, где растет чудесная яблонька: «Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные» («Крошечка-Хаврошечка»); или прорубь речки в зимний морозный вечер, где сидит волк с опущенным в нее хвостом («Лисичка- сестричка и серый волк»),
В песенке поется:
Под маленьким кусточком Волкова трава растет…
Во поле березонька стояла…
С детства запоминаются стихи:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною В сени к нам летит.
(А.И. Плещеев)
Колокольчики мои,
Цветики степные…
(А.И. Толстой)
Много замечательных стихов о родной природе написано советскими поэтами. Они обращают внимание ребенка на свежесть зимнего дня, на журчанье весенних ручьев, на красоту распустившейся черемухи:
— Черемуха, черемуха,
Что ты стоишь бела?
-Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
А ты, трава-муравушка,
Что стелишься мягка?
— Для праздника весеннего,
Для майского денька.
— А вы березы тонкие,
Что нынче зелены?
Для праздника! Для праздника!
Для Мая! Для весны!
(Е.А.Благинина).
В простой и увлекательной форме сказка доносит до ребенка идею торжества справедливости. В сказке «Лиса, заяц и петух» зайчик пожалев лису, пустил ее погреться в избушку. Она погрелась да и выгнала зайчика из его же дома. Идет он по лесу и горько плачет. Симпатия детей на стороне обиженного зайчика. Звери, которых он встречает по дороге, сочувствуют ему и стремятся помочь — делают попытку выгнать лису. Захватчица-лиса запугивает зверей, у них не хватает мужества устоять против ее угроз: убегают собаки, медведь. Только петушок не поддается обманным запугиваниям. Он сам грозит снести голову лисе. Лиса испугалась и убежала, а зайчик стал снова жить в своей избушке.
Содержание простое и увлекательное. Конец удовлетворяет детей: они довольны, что зайчик опять живет в своей избушке, справедливость торжествует.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было («Кот. петух и лиса»).
Тем же целям нравственного воспитания служат сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых («Три медведя, «Волк и козлята», «Коза-дереза»), Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
А. Барто пробуждает добрые чувства у самых маленьких, более старшим прививает чувство юмора, помогает им увидеть, как смешны и нелепы капризы, неряшливость и другие недостатки, присущие детям дошкольного возраста («Снег, снег», «Флажок», «Игрушки», «Мишка», «Лошадка», «Машенька», «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»).
Произведения С. Маршака воспитывают в ребенке гуманистическое отношение к миру, уважительность к людям, их созидательному труду, их благородным помыслам и поступкам («Перчатки», «Мяч», «Кто колечко найдет», «Сказка о глупом мышонке»),
К.И. Чуковский, поэт-сказочник, творчество которого близко к народному, умеет много: восхищенно рассказать о доброте и других хороших душевных качествах: веселой шуткой, занятной выдумкой высмеять недостатки: выпукло обнажить такие отрицательные пороки и черты, как наглость, трусливость, равнодушие, душевная вялость («Мойдодыр»),
Большое и малое, серьезное и смешное, веселое и грустное — все находит отражение в произведениях художественной литературы.
Художественная литература формирует у детей нравственные оценки в доступной для них форме: — плохо, справедливо — несправедливо, честно — нечестно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector