Дети с ограниченными возможностями

Автор: Кузьмина Надежда Иаванона

Должность: Воспитатель

Учреждение: ГБОУ школа 1056 ДО №5

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Дети с ограниченными возможностями

Опубликовано: 29.09.2016 20:13

Получить свидетельство      Скачать материал


ЦЕЛЬ: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих ); выявить значение психологической поддержки родителей детей-инвалидов для гармоничного развития ребенка в периоды до рождения, новорожденности и младенчества ребенка; насколько важное значение имеет вклад родителей в ход этого процесса.

ЗАДАЧИ:
Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения досуга с детьми-инвалидами в реабилитационном центре и дома.
Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
— формирование культуры свободного времени;
— освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;
— создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
— реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;
— формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;
— раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.

В настоящее время внимание многих психологов, педагогов, воспитателей во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Еще не родившийся ребенок — это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца, тем более, если ребенок родился с отклонениями физическими, психологическими и нравственными.
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.
В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто провел опрос пятисот женщин, который показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.
В период младенчества ребенка также очень важно своевременное создание условий для гармоничного развития детей-инвалидов, развитие взаимопомощи и самоуправления в стационарных и полустационарных учреждениях ( так как каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития).
В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.
Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.
Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.
Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.
Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семьи со стороны образовательных и медико-реабилитационных учреждениях.
Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть — задача специалистов. Задача педагогов, воспитателей и психологов учреждения научить родителей понимать своего ребёнка, заниматься с ним развитием слухового восприятия и речи, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка. Совместное участие мамы и папы в воспитании и обучении ребёнка с проблемами укрепляет семью.
Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребёнка – такова главная цель работы с семьёй. Поэтому назрела необходимость обобщить и систематизировать накопленный опыт работы учреждения с родителями детей с ограниченными возможностями.
Общеобразовательные учреждения и центры медико-социальной реабилитации должны стать центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения — сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
Досуговая программа – это составляющая часть работы воспитателя службы ранней помощи
Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Потенциал досуговых мероприятий демонстрирует широкие просветительские, познавательные, коммуникативные, воспитательные, творческие, эмоциональные и физические возможности. Предоставляет условия для личностного самовыражения, самореализации, свободы общения, доступности, личностной социализации. Досуговые мероприятия способствуют установлению и сохранению доброжелательных, тёплых отношений между взрослыми и детьми, созданию атмосферы праздника и взаимопонимания, осознанию семейных норм и ценностей. Формы и методы досуговой работы возможны самые разнообразные, но ведущим видом становится игровая деятельность. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов.
Формы игровой деятельности чрезвычайно многообразны:
— физические и психологические игры;
— интеллектуально – творческие игры;
— социальные игры
— комплексные игры;
Направления досуговых мероприятий:
— познавательные;
— общеразвивающие;
— патриотические;
— оздоровительные;
— сказочные;
— праздничные;
— развлекательные.
В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и центра реабилитации должны лежать принципы:
— взаимного доверия и уважения;
— поддержки и помощи;
— терпения и терпимости по отношению друг к другу.
 

В своей практике часто пользуюсь такими видами игровой деятельности как дидактические игры («Какое небо?» — дети рассматривают небо, описывают его. Цель- научить подбирать прилагательные», «Сравни» -дети сравнивают различные предметы (мебель, столовые приборы, одежду и др.), «Как шумит вода?». Цель – закрепить произношение звуков [с] и др.; подвижные игры («Мой веселый звонкий мячик». Цель — внимательно слушать и выполнять движения по тексту». «Мы веселые ребята». Цель –научить ходить на ограниченной поверхности»).
Упражнения на развития мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Птички».
Это птичка – соловей, Загибают пальчики по одному.
Это птичка – воробей,
Это птичка – соловушка,
Сонная головушка,
Это птичка – свиристель,
Это птичка – коростель,
Это птица – злой орлан. Машут сложенными крест-накрест ладонями.
Птички, птички по домам. Машут обеими руками, как крыльями.
(Русская народная потешка)

Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки. Потекши.Сказки.
Цели: уточнить представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка»; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Игрушки: домик, кукла, кот, петушок, корова.
Воспитатель обращает внимание детей на домик и куклу.
— Это Катя. Она живет в домике. Катя ждет гостей. Кто же придет к ней? Я буду загадывать вам загадки, и вы узнаете, кого пригласила в гости Катя. Слушайте загадку внимательно. Загадывать – это не называть, а только рассказать, какой это кот-то. Подумайте, а потом говорите отгадку.
Воспитатель загадывает загадки, анализирует их и показывает соответствующие игрушки.
Я умею чисто мыться
Не водой, а языком.
Мяу. Как мне часто снится
Блюдце с теплым молоком!
— Как вы догадались, что это кот? Что делает кот? А что он любит?
Беленькие перышки.
Красивый гребешок
И звонкий голосок? (Петя- Петушок)
Что ест Петя- Петушок? Где он сидит?
Голодна — мычит.
Сыта – жует.
Молодым ребяткам
Молока дает. (Корова)
Что делает корова? Что корова дает детям?
Идет, бредет, бородой трясет.
Травки просит: «М-е-е-е».
Дайте вкусной травки мне. (Козлик).
— Что делает козлик? Что козлик любит есть?
— Вот и все Катины гости. Сколько их?
— Кто самый большой? Кто самый бодучий? Кто самый тепленький и мягонький? Кто раньше всех встает?
Физкультминутка.
— Гости заскучали. Как их развеселить? (Спеть, станцевать, угостить.) Можно потешить гостей потешкой. Давайте споем потешку «Петушок», потешим, повеселим Катиных гостей.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Детям спать не даешь?
Затем предлагается детям исполнить потешку «Водичка».
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
А Катя просит спеть потешку о котике, потешить его.
Уж ты котенька-коток,
Котя, серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога.
И кувшинчик молока.
Ты уж, ешь, не кроши,
Больше, Котик, не проси.
А теперь Катя пусть угостит своих детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector