Художественно — эстетическое развитие детей в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования

Автор: Ильина Дарья Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 31

Населенный пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

Тема: Художественно — эстетическое развитие детей в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования

Опубликовано: 30.09.2016 06:08

Получить свидетельство      Скачать материал


Художественно — эстетическое развитие детей в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее художественно эстетическое развитие – залог будущих успехов.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Художественная творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство всестороннего развития детей.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое развитие художественно эстетических навыков обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Художественно – творческая деятельность формирует в детях:
— умение отбирать изобразительные материалы и инструменты.
— элементарные представления о видах искусства.
— эстетическое отношение к окружающему миру.
А так же развивает внимание, пространственную координацию, мелкую моторику рук, воображение детей, учит видеть форму в расплывчатом изображении.
Воспитывает положительный эмоциональный отклик на произведения искусства.
Воспитывает уважение, как к своим, так и чужим продуктам труда.
Для поддержания интереса и лучшего усвоения художественно – творческой деятельности использовала различные нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Отпечатки предметов. Квиллинг .
Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и является важным фактором формирования личности. В процессе хорошо организованной непосредственно образовательной деятельности развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении воспитанников. Они становятся более сдержанными, собранными, аккуратными и внимательными.
Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Эмоциональное отношение ребёнка к цвету как к украшению создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания детей. Занятие рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку развиваться.
Занятия рисованием способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении отдельных предметов.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета». В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Занятия рисованием, способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.
Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

Взаимодействие детского сада с семьей в рамках внедрения ФГОС
Какими бы прекрасными ни были 
наши дошкольные учреждения, самыми
главными мастерами, формирующими
разум, мысли малышей являются мать
и отец.
А.В.Сухомлинский
Семья – первоисточник образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детскими дошкольными учреждениями является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одним из главных принципов по взаимодействию с семьей дошкольного образования является сотрудничество.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается втрех направлениях:
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы:
· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· объединить усилия для развития и воспитания детей;
· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
· поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
        Для того, чтоб достичь наши поставленные задачи педагог использует позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.:
— открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
— создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
— диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей.
— Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно — воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
— Психолого — педагогическое просвещение родителей.
— Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
— Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
— Взаимодействие родителей  с общественными организациями  города.
Новые формы взаимодействия с семьей.
   Активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
— «Круглый стол» по любой теме;
— тематические выставки;
— соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
— консультации специалистов;
—  семейные спортивные встречи;
— почта доверия, телефон доверия;
— семейные проекты «Наша родословная»; и.т.
— открытые занятия для просмотра родителей;
— конкурс семейных талантов;
 — портфолио  семейного успеха;
Важные моменты:
· все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
· содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
· оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
· содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Список литературы
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования
· Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
· Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.
· Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 2
· Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector