Модель взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по обеспечению здоровьесбережения дошкольников

Автор: Федорова Мария Игоревна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Шегарский детский сад №1 комбинированного вида»

Населенный пункт: с. Мельниково, Томская область

Тема: Модель взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по обеспечению здоровьесбережения дошкольников

Опубликовано: 30.09.2016 12:02

Получить свидетельство      Скачать материал


Модель взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по обеспечению здоровьесбережения дошкольников
Во все времена сохранение и укрепление здоровья являются приоритетными задачами государства и каждого отдельного человека. Наиболее точное определение здоровья дает устав Всемирной организации здравоохранения — «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». [4]
С самого первого дня зачатия ребенка будущая мать задумывается о том, каким он будет, как сделать так, чтобы малыш не болел. Во время беременности женщина постоянно следит за состоянием своего здоровья, а значит, и за здоровьем будущего малыша. После рождения ребенок попадает под контроль врачей-педиатров, родителей.
В раннем и дошкольном детстве здоровье ребенка (при отсутствии органических нарушений) формируется в двух основных средах: семье и дошкольном учреждении. Обе среды являются микросоциальными системами (или микросоциумами), на фоне которых формируется здоровье дошкольника в самом широком смысле этого понятия (от физического до нравственного).
Дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы формируется личность человека, закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Каждого из нас волнует множество вопросов, среди которых на первое место выходят следующие: «Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?», «Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?», «Как привить навыки здорового образа жизни?», «Когда это надо начинать?»
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей отражена и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где на первое место поставлены задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности.

Во ФГОС ДО взаимодействие с родителями является важным психолого-педагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Взаимодействие включает взаимопомощь, взаимодоверие, сотрудничество, предполагает положительные установки у всех сторон на совместную работу, совместное определение целей, планирования, организации и подведения итогов.
Семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2012 года, где сказано, что родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Современные родители достаточно грамотны, они самостоятельно могут найти нужный материал на сайтах и в педагогической литературе по вопросам воспитания детей, изучить его. Но, к сожалению, такая информация не всегда бывает достоверной, и педагоги призваны подробно раскрывать содержание образовательного процесса в детском саду.
Проблема сотрудничества с родителями детей не нова: менялось отношение к семье со стороны государства и общества, претерпевали изменения содержание и формы взаимодействия, использовалась различная терминология. Тем не менее непосредственное участие взрослых: педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников имеет большое значение.
Понимание педагогом сущности взаимодействия с семьями воспитанников, особенности вовлечения их в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО возможно при реализации модели взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по обеспечению здоровьесбережения дошкольников.
Цель
Мероприятия
Содержание
Ожидаемые результаты
Активизировать
педагогический потенциал
семьи в вопросах оздоровления дошкольников через реализацию модели здоровьесбережения
1. Формирование банка данных, социальных характеристик семей, паспорта здоровья семьи.
Анкеты и тесты для родителей
Аналитический материал

Анкетирование потребностей родителей в совместном участии в оздоровлении дошкольников
Внимание родителей к активному участию в образовательном процессе

2. Дни открытых дверей.

Приглашение родителей для просмотра физкультурно-
оздоровительной работы,
проводимой в детском
саду с детьми:
физкультурных занятий,
занятий здоровья,
утренних,
корригирующих,
бодрящих гимнастик,
дыхательных упражнений,
гимнастики для глаз и т.п
Повышение
компетентности
родителей в вопросах
физического развития
и здоровья.

3. Спортивные
праздники и досуги:

«Папа, мама и я –
спортивная семья»,
«Ловкие, сильные,
смелые», «Мы здоровью скажем – Да!»
способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

4. Интерактивные родительские собрания
-«круглые столы»
-«дискуссии»
-«КВН»
Предоставление родителям возможности самостоятельного поиска

5. Индивидуальные беседы и
Консультирование со
специалистами ДОУ.
Беседы, интервью
Сформированная
активная
родительская
позиция.

6. Информационно-просветительское взаимодействие
Газета «Здоровые ножки- бегут по дорожке!»
Активное участие
родителей
в жизнедеятельности
ДОУ

Выставки детских работ, фотовыставки

Выставка дидактических игр на
оздоровительную
тематику, литературы;

Папки-передвижки,
рекомендации;

Официальный сайт образовательной организации

Районная газета: «Шегарский вестник»

7. Изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами.
Составление картотек «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства).
Формирование навыков осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

8. Реализация физкультурно-оздоровительных проектов
«Зимние забавы», «Зимняя олимпиада», «Фестиваль народных игр» и т.д.
Сформированная
активная
родительская
позиция.

9. Туристические походы с привлечением спортивных семей
На стадион, в лесопарковую зону (питомник)
Привлечение родителей к активному взаимодействию со спортивными семьями.

10. Обобщение опыта участия родителей в оздоровлении дошкольников.
Медиапрезентации, альбомы, папки
удовлетворенность родителей качеством реализации модели по обеспечению здоровьесбережения дошкольников

Таким образом, реализация модели взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по обеспечению здоровьесбережения дошкольников будет способствовать формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста, привычки к здоровому образу жизни, не только у них, но и у их родителей.
Литература:
• Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2010
• Иванова Н.А. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара) Формирование начальных представлений о здорово образе жизни у детей младшего дошкольного возраста, 2010 г.
• Махмутова Р.Ш. Направления работы с родителями по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни в ДОУ
• Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155
• Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения

Сведения об авторе: Федорова Мария Игоревна, старший воспитатель МБДОУ «Шегарский детский сад №1 комбинированного вида», студент – магистрант ТГПУ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector