Педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

Автор: Немытова Юлия Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ детский сад № 50

Населенный пункт: г. Ревда, Свердловская область

Тема: Педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

Опубликовано: 30.09.2016 19:02

Получить свидетельство      Скачать материал


Педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.

Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях учреждения дошкольного образования призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, актуализировало выработку единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений.
Учреждения дошкольного образования детей представляют открытую социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению взаимодействия с семьей, выработку единой педагогической позиции в воспитании детей. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений дошкольного образования детей свидетельствует о наличии необходимых резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с другой, – оказанию помощи родителям в семейном воспитании, на основе использования инновационных механизмов взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель».
Однако следует отметить отсутствие действенных механизмов по организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей, представленного в настоящее время фрагментарно, что определяет необходимость разработки и внедрения моделей по систематизации работы в данном направлении, обеспеченных необходимыми условиями.
Следовательно, актуальность темы взаимодействия учреждения дошкольного образования детей с семьей обусловлена рядом противоречий между:
• объективной потребностью общества в актуализации роли семейного воспитания и существующей традиционной системой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей;
• требованиями практики дошкольного образования детей в организации взаимодействия с семьей и недостаточным использованием имеющегося потенциала учреждений данного типа;
• потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса взаимодействия учреждения дошкольного образования детей с семьей и недостаточной разработанностью его программно-методического содержания.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, эффективных методов и средств взаимодействия учреждения дошкольного образования детей с семьей.
Цель исследования – обосновать педагогические условия, способствующие эффективному взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.
Объект исследования – семейное воспитание в контексте современной социокультурной ситуации.
Предмет исследования — взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей.
Цель, объект, предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
• Уточнить понятие «взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей».
• Выявить сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
• Разработать и теоретически обосновать процессуальную модель организации взаимодействия дошкольной образовательной организации детей с семьей.
• Разработать научно-методическое обеспечение взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Имеющиеся ресурсы недостаточны, выявленная проблема требует теоретико-методологического и методического обоснования с учетом специфики организации образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации, деятельности воспитателя.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по семейному воспитанию обусловил необходимость рассмотрения семьи как субъекта воспитательной деятельности, сосредотачивая внимание на ее воспитательном потенциале, определяя содержание и формы взаимодействия с образовательными институтами в развитии личности ребенка. Осознанность значимости воспитательного  потенциала семьи и учреждения дошкольного образования детей во всестороннем развитии личности ребенка обусловили необходимость интеграции усилий педагогов и родителей в процессе их взаимодействия.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ; создание проблемных, экспериментальных ситуаций; педагогический эксперимент. Использовались также анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе эксперимента и др.
Процесс воздействия людей друг на друга, в котором каждое действие воспринимается как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого, в социальной психологии и педагогике принято обозначать как взаимодействие. Понятие взаимодействия в учебной и справочной литературе трактуется по-разному, выделяются различные аспекты довольно широкого понятия. Любое взаимодействие предполагает наличие не менее двух участников, и представляет собой действия с выраженной направленностью на другого человека.
В педагогической литературе взаимодействие семьи и педагогов определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольной образовательной организации. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития. Взаимодействие может состояться, когда есть значимая ценность. В контексте нашего исследования значимая ценность — это здоровье ребенка, развитие его личности, становление позиции субъекта детской деятельности.
Существуют много различных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, которые условно разделяют на традиционные и нетрадиционные. Неформальный подход к образованию родителей способствует реализации принципов гуманизации образования, а педагоги, администрация становятся профессионально
заинтересованными в конструктивном взаимодействии с родителями и детьми в режиме сотрудничества и диалога.
Обобщенный анализ исследований позволяет рассматривать взаимодействие детского сада и семьи как совместную, взаимодополняющую деятельность субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал дошкольной образовательной организации и семьи, внося свой вклад в решение общей задачи развития ребенка как субъекта деятельности.
От успешной совместной работы педагогов и родителей во многом зависит качество семейного воспитания, и, следовательно, дальнейшее развитие ребенка. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных образовательных организациях, какой бы высокой ни была квалификация их работников, невозможно достигнуть цели гармоничного развития ребенка без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Для реализации разработанного проекта необходимы определенные условия, которые имеются в наличии или требуется их создание дополнительно. Под условиями понимаются специально организованные внешние обстоятельства, без которых обусловленный проект эффективно функционировать не сможет. В практике реализации проекта обычно создается не одно условие, а комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих определенный достижимый результат проекта.
Одним из первых условий эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей является признание приоритета семейного воспитания в развитии личности.
Второе необходимое условие – разнонаправленность при целостности в достижении цели взаимодействия субъектов дошкольного образования.
Третьим необходимым условием можно обозначить разнообразие форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Четвертое условие – поэтапная регулярная целенаправленная деятельность субъектов взаимодействия.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи в плане формирования эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей:
1. Изучение запроса родителей.
2. Ориентация семьи на развитие личности ребенка в совместной деятельности.
3. Освоение родителями основ личностно ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное благополучие и психическое здоровье детей.
4. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
5. Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
6. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах образования детей.
7. Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании ребенка.
Для решения выбранных задач нами была разработана модель взаимодействия педагогов и родителей дошкольников «Дружная семейка».
Взаимодействие с семьей осуществляется не спонтанно, а поэтапно.
Первый этап взаимодействия взрослых обеспечил создание общей установки на совместное решение задач воспитания и развития дошкольника.
Второй этап взаимодействия предполагал выработку у его субъектов единства в понимании роли образовательной деятельности в воспитании и развитии ребенка в период дошкольного детства.
Третий этап обеспечил реализацию взаимодействия по линии индивидуального подхода к конкретному ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала средствами организации совместной деятельности взрослых и детей.
Модель взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями «Дружная семейка» реализуется в группе третий год. За это время можно отметить, что развитие детей в группе является не столько заботой педагога, но, в первую очередь, в развитии каждого ребенка заинтересованы родители. Проявляя активный интерес к жизни своего ребенка, родители принимают активное участие в совместной деятельности детей и значимых взрослых.
Включение родителей в образовательный процесс стало основным толчком к улучшению показателей развития детей и сохранности их здоровья. Во втором параграфе второй главы приведен анализ результатов деятельности в рамках модели взаимодействия «Дружная семейка». Именно взаимодействие с семьей способствовало достижению объективных результатов на различных уровнях (от уровня дошкольной образовательной организации до международного уровня) не одним, а многими воспитанниками.
Анализ деятельности подтверждает эффективность разработанной модели «Дружная семейка» и реализованных проектов взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector