Развитие детей раннего возраста средствами театра

Автор: Немытова Юлия Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ детский сад № 50

Населенный пункт: г. Ревда, Свердловская область

Тема: Развитие детей раннего возраста средствами театра

Опубликовано: 01.10.2016 08:30

Получить свидетельство      Скачать материал


РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
Ценность эмоциональной составляющей как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности  и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Воспитание эмоций сохраняет свое ведущее значение на протяжении всего периода дошкольного детства. Период раннего возраста очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Ограничение эмоциональной чувствительности ребенка в раннем возрасте приводит к отставанию в познании и отсутствию интереса к окружающему, снижению активности, вялости, апатичности, в том числе и в общении.
Результаты анкетирования, а также беседы с родителями, показали, что большинство родителей уделяют детям недостаточно внимания, ввиду отсутствия свободного времени. Недостаток общения не насыщает детей эмоционально, не обогащает их впечатлениями. Учитывая то, что ребенок большую часть времени находится в детском саду, я решила построить свою работу так, чтобы наше общение с ребенком помогло структурировать эмоциональный мир, создать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями.
Эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, на мой взгляд является кукольный театр. Кукольный театр более чем какой-либо другой, близок и доступен маленьким детям. Когда «ожившие куклы» начинают двигаться, они «переносят» детей в новый увлекательный мир игрушек, где все возможно и все необыкновенно.
При выборе сказки для показа кукольного театра я опираюсь на следующие характеристики:
• Соответствие сказки возрастным особенностям детей раннего возраста.
• Сюжет сказки должен состоять из быстро сменяющих друг друга действий, которые совершают персонажи (образы) на протяжении всего представления.
• Герои сказки должны быть доступными образами для восприятия детей раннего возраста.
На начальном этапе я использовала самые простые сказки, такие как «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Сначала детей знакомила с сюжетом сказки, героями, рассматривали иллюстрации в книгах. Затем разыгрывали сказку с помощью различных видов театра: пальчиковых, би-ба-бо и др. Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, рассказывали сказки, а детям предлагала звукоподражанием сопровождать рассказ. После просмотра сказки включала задания на развитие эмоциональной сферы детей: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д. После нескольких показов сказки начала привлекать детей к участию. Дети пытались воссоздать уже знакомую для них сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая положительный эмоциональный фон игры.
Наблюдая за детьми во время просмотра кукольного театра, я заметила, что сначала дети просто внимательно, с интересом наблюдали за действием героев. В последующем стали эмоционально откликаться на происходящее в сказке: радоваться вместе с героями, сопереживать, удивляться. Малыши хлопают под музыку, сопровождающую действие спектакля, повторяют движения и мимику героев. Также я отметила, что дети стали сопереживать, помогать друг другу. Учитывая интеграцию видов деятельности детей раннего возраста, можно отметить, что наряду с эмоциональным развитием, у детей наблюдается повышение речевой активности, расширение активного словаря, развитие внимания, двигательное раскрепощение, развитие мелкой моторики рук.
Таким образом, я пришла к выводу, что использование театра в работе с детьми раннего возраста положительно влияет на развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, что способствует дальнейшему успешному развитию личности.
_x000C_СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М., 1990.
• В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд., — М.: Айрис-пресс 2008. – 160 с. (Библиотека психологии образования).
• Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей. – М., 1995.
• Ежкова Н.С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание. – 2006. — №6.
• Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
• Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера. – 2005. – 192 с. (Ранний возраст)
• Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез. – 2007. – 160 с.
• Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – М.: Айрис-пресс. — 2007. – 96 с. + вкл. 8 с. (дошкольное воспитание и развитие)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector