Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Автор: Лаврентьева Лариса Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение- «Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга»

Населенный пункт: г. Барабинск, Новосибирская область

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Опубликовано: 02.10.2016 14:33

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Барабинского района Новосибирской области —
«Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель I квалификационной категории
Лаврентьева Лариса Владимировна

г. Барабинск
2016г
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Как показали исследования, хорошие результаты приносит метод экспериментирования. Особенно он эффективен для повышения познавательной активности и, как правило, используется для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Экспериментирование дает возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Наблюдая за своими воспитанниками в процессе образовательной деятельности, сделала вывод, что у детей снижена познавательная активность. Исследовательский интерес к миру живой и неживой природы проявляет небольшое количество дошкольников, что в значительной степени влияет на результаты их обучения.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, для своей педагогической деятельности определила тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности», которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.
Моя работа направлена на достижения конкретной цели: развитие экспериментальной деятельности детей и решения следующих задач:
• сформировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей);
• расширить перспективы развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
При планировании работы по экспериментальной деятельности дошкольников я использую программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, парциальные программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой, новые технологии из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», книги О.В.Дыбиной «Неизведанное рядом», А.И.Ивановой «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
При организации экспериментальной деятельности использовала формы работы:
• Организованная образовательная деятельность.
• Плановые эксперименты.
• Дидактические игры.
• Беседы.
• Наблюдение и труд.
• Работа в лаборатории.
• Реализация творческих проектов.
• Экскурсии, целевые прогулки.
• Презентация детских работ на экологическую тему.
• Фотовыставки.
• Использование методов и приёмов ТРИЗ.
При проведении эксперимента придерживалась определенной структуры:
• осознание того, что хочешь узнать;
• формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
• выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
• фиксирование результатов, анализ полученных данных;
• словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Методы и приёмы
• Словесный (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, объявление, указание, вопросы, повторение проговаривание, пояснение, педагогическая оценка).
• Наглядный (показ, наблюдение, рассматривание, музыка, демонстрация, просмотр, модели, схемы).
• Практический (анализ, синтез, обобщение, сравнение, обследование, опыт, классификация, упражнение, игра, повторение, обобщение, систематизация, поисковые действия, моделирование).
• ТРИЗ (мозговой штурм, эмпатия).
 Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным мною создана соответствующая развивающая среда, которая обеспечивает комфортную обстановку, стимулирующую к развитию познавательной активности детей. В группе имеются и используются дошкольниками, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности центр экспериментирования (лаборатория), в котором выделены разделы:
• Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений).
• Неживая природа (цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук»).
• Мир материалов (знакомство детей с металлами с некоторыми свойствами бумаги, ткани и др.).
В лаборатории ребенок проводит разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную.  На полках имеются стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты. Для проведения опытов используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В специальных контейнерах хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в группе и на прогулках имеются лупы на каждого ребенка. Также есть микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды), песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т.д. В сборе материала для лаборатории принимают активное участие и дети и родители. Для фиксирования результатов наблюдений оформлены индивидуальные «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы). К каждому эксперименту имеются комплекты рисунков–символов, изображающие последовательность эксперимента.
В библиотеке собрана познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
В группе создан мини-музей «Волшебница-вода», где имеются разделы: «Жизнь в природе», «Вода в природе». Цель создания — познакомить детей с водой в природе, различными водоёмами; разными состояниями воды; с проблемой охраны водоёмов и причинами их загрязнения. В музее имеются разделы:
• «Жизнь в воде». (Экспонаты выполнены детьми совместно с педагогами и родителями. Это разнообразные поделки, фигурки, сделанные в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки).
• «Вода в твердом состоянии». (Лед имитируем с помощью зеркала, которое оформляемся в виде катка. Композиция дополнена фигурками хоккеистов. На ветках дерева, на голубых ленточках висят изображение снежинок. На обратной стороне каждой снежинки крупными буквами написаны загадки о воде в твердом состоянии).
В музее есть уголок самостоятельной деятельности, в котором находятся:
• разнообразные лабиринты, объединённые «водной» тематикой («Помоги лягушонку найти дорогу к пруду», «Куда капелька попала»);
• игры на внимание («Найди две одинаковые снежинки», «Найди снежинку по силуэту»);
• игры на развитие логического мышления («Четвёртый лишний», «Послушай и отгадай»).
В мини-музее оформлен стенд, на котором расположены поделки воспитанников и их родителей из природного материала. Дети с удовольствием посещают музей, проводят экскурсии для младших дошкольников, рассказывают о своих работах и природных объектах. В результате данной работы происходит эмоциональное развитие ребенка в целом, формировании умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления, умения видеть красоту окружающего мира. 
В уголке «Юные цветоводы» собрано много разнообразных  комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода. В мини-огороде воспитанники выращивают рассаду цветочно-декоративных растений для озеленения территории из семян, опытным путём дети выявляют зависимость роста и развития растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Экспериментально определяется функция органов: корень нужен, чтобы всасывать влагу и питательные вещества из почвы; стебель — чтобы «доставлять их ко всем органам»;  листья чтобы улавливать свет углекислый газ и выделять кислород.
Организуя деятельность по уходу за растениями, экскурсии и целевые наблюдения за животными, расположенными в экологическом центре ДОУ, я делаю акцент на необходимость заботы о них, объясняю детям, что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.
Система работы с дошкольниками
Игра способствует расширению представлений детей о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. Через игру учу детей проводить исследования, выделять проблему, а затем, планировать этапы своих действий.
Для того, чтобы дети научились видеть проблему, использую игры и упражнения «Эмпатия», «Продолжи рассказ», «Волшебные превращения», которые развивают воображение ребёнка, его склонность к фантазированию. Стремление ребёнка к сочинительству историй и придумыванию не существующих событий связано с исследовательской активностью. Важно научить ребёнка смотреть на объект исследования с разных сторон, помочь ему овладеть способностью изменять собственную точку зрения.
Для развития у детей наблюдательности применяю игровые упражнения «Найди отличия» или «Найди два одинаковых предмета».
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Ставя перед детьми проблему, обсуждаю с воспитанниками поставленный вопрос. Далее совместно ищем пути исследования. Предварительно готовлю карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта, по которым дошкольники отбирают необходимый материал и оборудование для исследования и начинают работу. В конце опыта дети зарисовывают результаты и рассказывают о проделанной работе. В процессе данной деятельности они учатся выделять главное, поэтапную последовательность (Что взял сначала? Что делал? Что получилось?).
В течение года провожу с воспитанниками строительные игры с песком, водой, которые помогают решить многие проблемные ситуации (например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред?). Все эти вопросы заставляют дошкольников думать, сопоставлять, делать выводы.
Свои ответы на вопросы дети пытаются найти на прогулке, экскурсии.
Зимой знакомлю детей со свойствами снега, воды, льда в разную погоду. Одновременно дошкольники любуются красотой зимней природы. Рассмотрев тонкие лучики снежинки, выясняем, что они хрупкие, нежные. Проводим опыт измерение глубины снега. Весной высеиваем семена овощных культур и однолетних растений. Дети выясняют, какие семена проросли быстрее: сухие или те, которые были замочены. Играя летом в песке, дети выясняют, что из мокрого песка лучше делать постройки, чем сухого. Так постепенно при ознакомлении дошкольников с природой во всех видах деятельности у них развивается детская пытливость, любознательность, познавательный интерес к окружающей природе.
Непосредственно образовательную деятельность провожу разную по форме:
• игры – сказки («Воздух — невидимка», «Мы – исследователи», «Ура! Мы летим в Африку»),
• игры – путешествия («Волшебница – вода», «Невероятные приключения в сказочной стране»),
• тематические НОД («Свойства мокрого песка»),
• беседы («Песок путешествует по пустыне»),
• КВНы,
• экскурсии («Летающие семена»).
Насыщенность занимательным материалом НОД вызывают у детей любознательность и повышенное внимание.
В своей работе с детьми группе, я использую мультимедийные презентации, которые помогают ребёнку проявлять и развивать ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность.
Одним из важнейших направлений воспитательно — образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями.
Были апробированы следующие формы работы с родителями:
• анкетирование и тестирование родителей;
• тематическое родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий;
• тематические выставки детских работ совместно с родителями;
• консультации, рекомендации, беседы (индивидуальные, групповые) «Необыкновенная зимняя прогулка», «Игры зимой»; «Учимся наблюдать за изменениями в природе»;
• реализация совместных исследовательских проектов;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки «Экологическое воспитание дошкольников», «Игры с песком и водой», «Прогулки – источник мысли»;
• совместные с родителями праздники, досуги,
• создание медиатеки с популярной научно-методической литературой, консультациями и рекомендациями по организации исследовательской деятельности дошкольников.
Организованная таким образом работа позволила повысить уровень компетентности родителей в сфере развития познавательной активности дошкольников и получила высокую оценку педагогический деятельности.
Проделанная работа позволяет сделать следующий вывод: повысился уровень познавательного отношения дошкольников к экспериментальной деятельности. Воспитанники проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач, планируют предстоящую экспериментальную деятельность, осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Дети способны устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи, делать выводы.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются участие моих воспитанников в конкурсах различного уровня.
Позитивный опыт своей педагогической деятельности транслирую на районном, областном и всероссийском уровнях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector