Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Автор: Соболева Юлия Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад «Золотой ключик»

Населенный пункт: п.г.т. Суходол, Самарская область

Тема: Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Опубликовано: 03.10.2016 14:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Соболева Юлия Николаевна
Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом когда формируются и закладываются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно – важные умения и навыки, вырабатываются определенные черты характера. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и дома.
Одной из основных причин потери трудоспособности являются болезни позвоночника. Очень часто факторами сопутствующими этой патологии оказываются различные нарушения осанки, проявляющиеся еще в детском возрасте. Вследствие этого становится очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей дошкольного возраста, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Формирование осанки у человека продолжается в течении всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуется четыре естественных изгиба позвоночника: шейный, поясничный, грудной и крестцово – копчиковый. Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Дети не могут знать, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому неправильная осанка детей это в первую очередь беспечность взрослых.
К нарушению осанки приводит:
• Мебель, несоответствующая росту ребенка; неправильное положение тела, которые ребенок принимает в различных видах деятельности:
-за столом (низко наклоняется, туловище наклонено вправо или влево);
— привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение таза;
— во время игр ребенок сидит, поджав одну ногу под себя;
— во время сна сворачивается «калачиком»;
• Плоскостопие;
• Ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунитета;
• Высокий процент рождаемости ослабленных детей;
• Частые простудные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие ребенка;
• Ограничение двигательной активности (дети много времени проводят у экранов телевизора, компьютера);
• Неполноценное питание;
• Травмы опорно – двигательного аппарата.
Рекомендации взрослым для сохранения хорошей и правильной осанки ребенка.
• Матрац на кровати не должен быть слишком мягким, подушка большой;
• Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20-25 см, для того , чтобы ребенок мог вытянуться;
• Во время сна ребенок постоянно меняет положение своего тела. Нельзя допускать, чтобы он спал, свернувшись «калачиком». В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник.
• Когда ребенок стоит, надо следить , чтобы нагрузка распределялась на обе ноги.
• В любом виде деятельности поза ребенка должна быть в центре внимания взрослого.
• В возрасте до трех лет важно сформировать навык правильной ходьбы ребенка. Во время прогулок не ведите малыша за одну руку, так как это стимулирует боковое искривление позвоночника. На прогулках желательно проводить больше времени на спортивных детских площадках. Задача взрослых играть и организовывать подвижные игры с детьми.
• Важно научить детей в дошкольном возрасте плавать, кататься на роликах, коньках, лыжах, прыгать через скакалку.
• Во время занятий за столом поза должна быть удобной и не напряженной. Голова слегка наклонена вперед, плечи на одном уровне, локти обеих рук должны лежать на столе.
• Расстояние от глаз до поверхности стола 30-35 см, между столом и грудью умещается ладонь.
К профилактическим мерам по обеспечению формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста относятся:
• спальное место, оборудованное ортопедическим матрацем и подходящей подушкой;
• комфортный отдых и сон;
• правильно отрегулированное по высоте и освещению место для занятий;
• постоянные физические нагрузки;
• частые прогулки на свежем воздухе;
• сбалансированное питание.
Ряд упражнений для формирования правильной осанки, которые можно проводить как с группой детей, так и для индивидуальных занятий вне детского сада.
• «Дотянись до ладошки»
И.П. –стоя, руки опушены. Не отрывая ног от пола, предлагается ребенку дотянуться до ладошки над головой. Расстояние между ладонью и рукой 1 см. Повторить 4-5 раз.
• «Солдатики и куклы»
И.П.- стоя, руки опушены. По команде: «солдатики» дети принимают правильную осанку. По команде «куклы»: опускают голову, плечи, руки, расслабляются.
• «Пляжный волейбол»
И.П. -дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
• «Игра с мячом»
И.П. – сидя, в руках мячик. Поднять руки высоко над головой, потянуться за мячиком. Спина прямая, голова строго между руками. Повторить 4-5 раз.
И.П. – стоя, в руках мячик. Завести руки за спину, удерживая мяч двумя руками, плечи развернуты, спина прямая. Начать движение по кругу на пяточках. Повторить 2 раза.
• «Передай мешочек»
И.П. – стоя, руки разведены в стороны, спина прямая. Взрослый кладет ребенку на голову мешочек с песком. Ребенок начинает движение к любому другому ребенку, стараясь чтобы мешочек не упал с головы, подойдя кладет мешочек на голову другому. Игра продолжается.
Работу по формированию правильной осанки следует вести со всеми детьми, а не только с теми у которых имеются отклонения. Упражнения по формированию правильной осанки должны включаться во все виды деятельности детей: в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, в непосредственно-образовательную деятельность, в подвижные игры с элементами корригирующих упражнений.
Основа профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста это правильно организованный активный, двигательный режим дня, разнообразная физическая деятельность и конечно соблюдение всех правил профилактики, зависящих от взрослого.

Литература:
• Алиев М. Формирование правильной осанки//ДВ №2 1993
• Лебедева Е.А., Русакова Е.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1970
• Лебедева Л.В., Митрохина А.М. Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у дошкольников. Опыт работы. М. – 2011

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector